Posted 26 февраля 2019,, 15:53

Published 26 февраля 2019,, 15:53

Modified 25 декабря 2022,, 15:24

Updated 25 декабря 2022,, 15:24

«Адский косильщик»: в СССР создавали самолет, убивающий только звуком

«Адский косильщик»: в СССР создавали самолет, убивающий только звуком

26 февраля 2019, 15:53
В Советском Союзе пытались разработать самолет для массового поражения пехоты противника без применения оружия
Сюжет
Былое

Интересный эпизод времен «холодной войны» СССР с Западом вспомнил в ЖЖ блогер vladimirtan.

«Толчком для создания самолёта, способного косить пехоту ударной звуковой волной, послужили события на острове Даманском в марте 1969 года.

Коротко: китайцы напали, пограничники оборонялись. Погибло 58 наших, 94 ранено. Пришлось отступить. Китайцев было очень много. Тогда развернули дивизион БМ-21 «Град» и уничтожили захватчиков одним залпом (более 700 маодзедунчиков). Тогда то и возникла идея создания такого самолёта, который мог выкосить всю неприятельскую пехоту, лишь пролетев над ней на сверхмалой высоте, преодолевая при этом звуковой барьер.

Теоретические и экспериментальные исследования показали, что сверхзвуковые самолеты существовавших схем и размеров могли создавать при полете на сверхзвуковой скорости на высотах 30-50 м ударные волны с перепадом давления Р=500+1000 кг/м2. Что это означает на простом человеческом языке? А вот что – после пролёта такого самолета в результате воздействия ударной звуковой волны у любого живого организма происходил разрыв кровеносных сосудов с мгновенным летальным исходом.

Опытный штурмовик специального назначения М-25 «Адский косильщик»

В ударной волне, создаваемой конструкцией самолёта, происходит высвобождение значительного количества энергии. Это явление знакомо и нередко приводит, даже при полёте самолётов со сверхзвуковой скоростью на большой высоте, к лёгким разрушениям, например, выбитым стеклам и незначительным травмам животных. Причём интенсивность различных воздействий тем больше, чем меньше расстояние до летящего самолёта.

Неизбежен вопрос, без которого, как учит история, человечество себя не мыслит — можно ли использовать эту разрушительную энергию в целях создания супер оружия, если усилить эффект. Что делать, от создания средств убийства мир не избавится, надо полагать, никогда. Совершенно очевидно, что всегда найдутся специалисты, которые займутся решением любой проблемы. На основании сказанного горе-информаторы к проекту приклеили прозвище «Адский косильщик».

В 20 веке военные задумались, возможно ли от самолёта с ударной волной получить более разрушительный, более массовый результат. К тому же это было время «холодной войны», которое характеризуется как время отчетливого познания человечеством вероятных результатов ядерной бойни и убийственной радиации, хоть до Чернобыля ещё далеко. А ударная волна — это так называемое «чистое оружие», правда, не менее злое, чем ядерное. В этой идее «ястребов» прельщает сохранение поля боя чистым, свободным от радиации, и это при заманчивой перспективе регулировать ширину полосы поражения и её интенсивность, изменяя высоту полета нового оружия.

Варианты штурмовика специального назначения М-25 «Адский косильщик»

Дальше всех в создании подобного самолёта продвинулись французские и американские специалисты. К этому времени французы добрались до экспериментальных полётов истребителей «Мираж» 111В, американцы до полётов F-104 «Старфайтер» и F-105 «Тандерчиф» на очень малой высоте.

А что же наш советский авиапром? Он пошел по пути «надо догонять».

В силу неизведанности проблемы в конструкторском бюро Мясищева были просмотрены схемы вариантов аэродинамической компоновки с взлётным весом от 20 до 165 тонн. Для каждого варианта просмотрен полный комплекс бортовых систем, предусмотрена отделяемая спасательная кабина (для тех времён это новшество) и даже проанализирована стоимость проекта и серийного производства.

Главное сходство всех проектов, это плоский корпус самолёта - он должен был генерировать ужасную ударную волну. У самолёта присутствует выдвижной клин для усиления ударной волны.

Так же у всех самолётов огромные двигатели, ведь разогнать самолёт в плотных слоях атмосферы до сверхзвуковой скорости задача не простая.

Почему все эти проекты не приняли на вооружение? Во первых у самолёта на форсаже (а по другому у земли нужную скорость не получить) огромный расход топлива. А во вторых (и это главное) Китай не ровное футбольное поле, над ним на сверхзвуковой скорости и на высоте десять метров летать невозможно.

Финансовые затраты и моральная сторона использования ССН М-25 «Адский косильщик» не позволили продолжить разработки по теме, и она была закрыта в 1972 году.

"