Рус
Eng

«Яндекс» активнее других поисковиков продвигает теории заговора, обнаружили ученые

«Яндекс» активнее других поисковиков продвигает теории заговора, обнаружили ученые
«Яндекс» активнее других поисковиков продвигает теории заговора, обнаружили ученые
16 декабря 2021, 15:54Технологии
Исследователи из Германии и Швейцарии протестировали шесть крупных поисковиков и обнаружили, что фразы вроде «Земля плоская» и «новый мировой порядок» чаще всего встречаются в выдачах «Яндекса».

Ученые из Бернского университета и немецкого Института социальных наук имени Лейбница (GESIS) выяснили, как поисковые системы в интернете формируют и поддерживают фейки. «Онлайн-платформы – это цифровые институты, они накопили много информации, и эта информация влияет на сознание людей», ­– цитирует исследователей Input.

Ученые ввели шесть фраз, популярных среди сторонников теорий заговора: «плоская земля», «9/11», QAnon, «иллюминаты», «Джордж Сорос» и «новый мировой порядок» – в пять поисковых систем: Google, Bing, DuckDuckGo, Yahoo и русскоязычный «Яндекс».

Результаты были проверены в разных географических регионах: в Великобритании, а также в Калифорнии и Огайо – последние были выбраны как штаты, жители которых симпатизируют соответственно демократам и республиканцам. Оказалось, что место, откуда человек просматривает результаты, не имеет значения. Однако используемая поисковая система сильно влияла на количество конспирологической информации.

Более 3/4 результатов поиска по этим шести терминам в «Яндексе» вели на сайты, которые либо упоминали, либо активно продвигали конспирологическое мышление. На Yahoo их было больше половины, на Bing и DuckDuckGo – чуть меньше половины. Хорош оказался лишь Google, который скрывал большинство конспирологических сайтов, выдавая их лишь в ¼ результатов. Столько же в выдаче Google было сайтов, на которых теории заговоров опровергались.

Отчасти это объясняется источниками, из которых поисковые системы извлекают информацию. По сравнению с другими поисковыми системами, «Яндекс» собирает более высокую долю сообщений из соцсетей и гораздо меньшую – с новостных сайтов. Более половины результатов, представленных «Яндексом», были ссылками на откровенно конспирологические сайты. В выдаче Google их практически не было. В то же время Google представил больше научных сайтов в ответ на поисковые запросы, чем его конкуренты.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter