Posted 16 июня 2021,, 06:50

Published 16 июня 2021,, 06:50

Modified 7 марта, 13:39

Updated 7 марта, 13:39

Проехать и не заразиться: будет ли "антиковидная" защита для общественного транспорта

Проехать и не заразиться: будет ли "антиковидная" защита для общественного транспорта

16 июня 2021, 06:50
Фото: vk.com
Скачок заболеваемости коронавирусом в России заставляет экспертов задуматься, какие еще меры, помимо вакцинации, эффективны в борьбе с COVID-19. Очевидно, что проблемой остается общественный транспорт. С начала эпидемии так и не утверждены санитарные правила по обеззараживанию воздуха при общественных перевозках.

Юлия Сунцова

В преддверии праздничных дней в честь Дня России число заразившихся коронавирусом в Москве возросло на 4124 случая, обновив максимум с 16 января, сообщает оперштаб.

Росстат, вместе с тем, пересмотрел данные по смертности от COVID-19 и сообщил, что только в 2020 году от коронавируса умерли 144,7 тыс. россиян, а не 104,8 тысячи, как сообщалось ранее. Власти снова объявляют локдаун и вводят меры, которые, по их мнению, станут спасением. Из-за подъема заболеваемости решено усилить контроль за ношением масок и перчаток в торговых центрах, кафе и ресторанах, спортивных клубах. Но насколько эффективны перечисленные способы?

Двойные стандарты в борьбе с ковидом

Об абсурдных "кунг-фу" с китайским вирусом в России уже были исписаны "диссертации". Анекдотами стали запреты одноразовых стаканчиков с спортзалах, отключение wi-fi в торговых центрах, ежедневные помывки остановок хлором, блокировка льгот пенсионерам на проезд в метро, QR-коды в ночных клубах и MacDonalds, ограничения на присутствие в судах, "санитарные дела" за участие в митингах и одиночных пикетах. Все - в рамках борьбы с ковидом.

Про скучные несостыковки с общественным транспортом вспоминают реже, но ... чтобы продвигаться к победе над SARS-CoV-2, нужно, в том числе, честно ответить на простой вопрос.

Каков риск заразиться в автобусе, трамвае, троллейбусе, поезде, электричке, самолете? Ученые, врачи-эпидемиологи сходятся во мнении, что вероятность подхватить коронавирус в транспорте гораздо выше, чем в иных общественных пространствах.

«Уверен, что на общественный транспорт приходится едва ли не самая большая доля заражения людей респираторными инфекциями, в том числе, новым SARS-CoV-2. Причина – в предельно замкнутом пространстве и тесном контакте между людьми. Кроме того, пассажиры пренебрегают рекомендацией находиться в маске на протяжении всего пути, снимают ее, особенно на маршрутах на дальние расстояния. Всё это приближает риски заражения к максимальным, - говорит врач-дезинфектолог Николай Дубинин. - На фоне жесткого контроля за другими помещениями – общепитом, торговыми площадями и пространствами для услуг отсутствие обязательных требований к транспорту выглядит недоработкой, полумерами, не заговором же. Проблема распространения коронавируса в транспорте действительно стоит остро».

Повышенный риск в транспорте очевиден. Пассажиры долго едут в замкнутом пространстве, зачастую в прямом смысле этого слова в тесном контакте друг с другом. В конце маршрута состав вагона или салона быстро сходит в одном месте, и тут же заходит новый состав, который тоже пользуется теми же поверхностями, которыми до этого длительное время пользовались другие пассажиры. Дезинфекция и обеззараживание в начале смены вообще теряют смысл.

Статистика заражений по транспорту в России - нулевая, если кто-то и озаботился этими подсчетами, то представить общественности не спешит.

Роспотребнадзор в своих рекомендациях "Об обеззараживании воздуха в помещениях" № 02/21655-2020-32 от 21 октября 2020 г. рассуждает о торговых объектах, детских игровых комнатах, учебных классах, бытовых помещениях промышленных и общественных зданиях (комнатах отдыха, приема пищи) как о местах с большим скоплением людей и, следовательно, повышенным риском инфицирования. Но опять же мы ничего не видим и не слышим о «микробной обсемененности воздуха» и «комплексе мероприятий, направленных на разрыв механизма передачи инфекции» применительно к общественному транспорту. Всё представлено так, как будто общественный транспорт - это такое волшебное место внутри солевого круга. Но очевидно, что это не так.

В стационарных торговых объектах, казалось бы, требования по дезинфекции воздуха как раз узаконены, санитарные инспекторы не жалеют бумаги на протоколы. Но, несмотря на регулируемость этого сегмента, рециркуляторы и обеззараживатели воздуха и здесь встречаются через раз. Общественный надзор фиксирует: в "Пятерочках" такие сегменты есть, в "Магнитах" - далеко не везде. Такой правовой дуализм не может не вызывать вопросов.

Отчего же здесь замылился чуткий взор государства и почему спустя полтора года с начала эпидемии у нас всё еще такая расплывчатость в правоприменении?

"Готовность номер один" осталась на бумаге. Почему кинули российских промышленников?

Справедливым было бы отметить, что изначально российское правительство разрабатывало здравые меры по борьбе с коронавирусом. Корпорация Ростех хвалилась собственными приборами, ГАЗ подготовил образцы антибактерицидных "Газель-сити". Российские промышленники тоже поговаривали о "низком старте". Многие заводы, обнадеженные чиновниками, кредитовались и вложились по-крупному в производственные линии для серийного производства, были жестоко кинуты и теперь балансируют на грани банкротства.

- Российская промышленность относительно быстро перешла на санитарные рельсы - заняться выпуском обеззараживающих приборов нас просили сами чиновники, даже подгоняли. Обещали долгий спрос, госконтракты и постоянную занятость наемным работникам. Настраивали, что теперь это [выпуск обеззараживающих приборов] будет нормой жизни. Об этом вещали губернатор, правительство, Минрпомторг – говорили, что будут загружать отечественную промышленность, что надо обходиться без импорта. Даже в тендеры включались обязательные требования поставщикам: только отечественное производство. Мы наладили выпуск бактерицидных ультрафиолетовых рециркуляторов. Многие мои братья по несчастью даже кредиты не успели отдать за мощности, которые теперь не сильно-то и нужны. Для предприятий это – полный крах. Они остались один на один с перепроизводством, - говорит директор Саратовского электромеханического завода «РЭМО» Аркадий Волошин.

Отмашки со стороны Роспотребнадзора так и не произошло. Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к транспорту изданы не были.

Хотя, казалось бы, вот оно настоящее, не лубочное импортозамещение в действии, вот она перезагрузка российской промышленности и новые рабочие места, о которых так много любят говорить с высоких трибун. В случае с обеззараживанием воздуха в закрытых помещениях и в транспорте ситуация складывается уникальная - российская промышленность действительно легко самостоятельно закрывает весь спрос, вообще без импорта, уточняют промышленники.

В каком же моменте вдруг произошел этот антипатриотичный разворот? Возможно, перевесило лобби транспортников, которые в кабинетных разговорах вставляли фразы о стоящих за спиной "десятках миллионов российских граждан", или глав муниципалитетов, которым нужно изыскивать дополнительные средства на автопарки.

Но в тех же бюджетных детсадах, школах, поликлиниках дооснащение по бактерицидному оборудованию идет постоянно. Руководители и учредители в лице государства пришли к пониманию того, что эта оснастка необходима, и изыскали средства на так называемые экстра-госзакупки.

Дело встало за политической волей

На фоне четко сформулированных требований к бизнесу общественный транспорт остается абсолютным белым пятном, несмотря на полную или частичную контролируемость государством.

Электротранспорт в городах, как правило, муниципальный; автобусы и маршрутки – в части регионов содержатся на балансе акционерных обществ с госучастием, в других – переданы в управление частным компаниям, но так или иначе заказчиком всех перевозок остается государство в лице местных и региональных властей. Это значит, что власть распределяет все объемы перевозок и ведает всеми маршрутами, и в ее силах следить за исполнением владельцами транспортных средств санитарных предписаний. Действенной мерой, не предполагающей никаких дополнительных усилий и затрат, могло бы стать, к примеру, включение в тендерные условия требование к победителю оснастить каждую единицу подвижного состава оборудованием для обеззараженивания воздуха.

Как многим другим отраслям, связанным с услугами населению, транспортникам сегодня непросто. Но вряд ли оснащение подвижного состава обеззараживателями, которые стоят не дороже 5-10 тыс. рублей, сильно подорвет их экономическую мощь. Затраты вполне посильны, единоразовы и не должны отразиться на тарифах. Власти в свою очередь никогда не пойдут на то, чтобы останавливать рейсы перевозчика из-за одного или нескольких санитарных нарушений, поскольку это приведет к коллапсу. Общественные перевозки в России не останавливались даже в войну, работали и в недавний локдаун, комментируют эксперты.

Такси - еще один невидимый очаг распространение вируса

Еще одной "невидимой" зоной остается такси. С точки зрения эпидемиологии, такси - тоже место повышенного риска. Во-первых, водитель - ежедневно близко контактирует с множеством разных людей, а значит, больше остальных подвержен риску самому стать носителем вируса. Во-вторых, сжатое, замкнутое пространство салона легкового автомобиля, продолжительное нахождение в этой "капсуле" людей с закрытыми окнами и дверьми многократно увеличивает риск инфицирования пассажиров, причем пассажиры сразу получают большие "дозы".

Обеззараживание воздуха здесь как нигде важно и как нигде эффективно. Обеспечить максимальную санитарную безопасность в такси можно, установив всего лишь один прибор, и он, в отличие от маски, не декларативно, а реально снижает вероятность заражения в сотни раз. Такси - частный бизнес, и ради сохранения жизни и здоровья пассажиров должен следовать предписаниям наравне с государственным транспортом. Именно для этого в отношении таксопарков и разработаны понятные правила: лицензирование, сертифицирование, экзамены при приеме водителей на работу, этикет при общении с клиентами и т.д. Хочется верить, что для владельцев таксопарков здоровье клиента не менее важно, чем вымытая к началу смены машина или вежливое общение.

Оксфордский университет перевернул представление о распространении коронавируса

15 апреля авторитетный медицинский журнал "The Lancet" в своей статье сообщил о новом исследовании группы британского терапевта и эпидемиолога, профессора Карла Хенегана. Выводы ученых можно назвать сенсационными - перевернули прежние представления о распространении SARS-CoV-2. Возглавляемый профессором Центр доказательной медицины Оксфордского университета выдвинул гипотезу о том, что основной способ передачи коронавируса - не воздушно-капельный, не контактный, а аэрозольный. Что из этого следует? К минимуму сводится роль масок и перчаток; мытье улиц, дверей, стен, прочих контактных поверхностей признаются практически бесполезными занятиями. Для закрытых помещений, в том числе для общественного транспорта, на первый план по эффективности выходит дезинфекция воздуха.

Инициативная группа владельцев предприятий в прошлом году направила на эту больную тему порядка 80 запросов в Минтрансы регионов и Главному санитарному врачу России – руководителю Роспотребнадзора Анне Поповой, но вразумительных ответов не получила.

Роспотребнадзор занял выжидательную позицию

Мнение ведомства на сегодня таково: да, дезинфекция воздуха в общественном транспорте важна, но пусть регионы сами как-то справляются с этой задачей.

Есть отдельные примеры, когда регионы и без федеральной поддержки издают соответствующую нормативную базу. Руководители на местах понимают, что установка приборов для ультрафиолетовой обработки воздуха - не "одноразовая акция". Даже если "ковид - это ненадолго", как внушают с телеэкранов, то сезонные подъемы заболеваемости гриппом и другими респираторными инфекциями никто не отменял. Применение рециркуляторов на основе ультрафиолетовых ламп - не только реальная возможность снизить риски распространения коронавируса и минимизировать экономические издержки, но и один выстрел в двух зайцев, игра вдолгую.

«Пилот» в Ульяновске по обеззараживанию общественного транспорта прошел успешно

Так, в Ульяновской области, к примеру, губернатор Сергей Морозов еще в ноябре прошлого года скорректировал указ "О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности". Часть требований вводят дополнительные меры на пассажирском транспорте.

Согласно изменениям, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и багажа, предписано установить в салонах городского наземного электрического и автомобильного транспорта бактерицидные рециркуляторы воздуха. Часть расходов транспортников при этом компенсируются за счет субсидий из областного бюджета.

"Рециркуляторы устанавливаются не только в салонах автобусов, трамваев, но также на объектах транспортной инфраструктуры - автовокзале, автостанциях, в здании аэропорта. Провели совещание с представителями ГИБДД, Роспотребнадзора и сферы такси. Вместе с тем, необходимо строго соблюдать установленные требования по дезинфекции, использованию средств индивидуальной защиты", - отметил Министр транспорта Ульяновской области Евгений Лазарев.

Для обеспечения соблюдения санитарных правил в общественном транспорте область нашла средства на системы фотовидеофиксации. Региональный Центр при выявлении нарушений по организации дорожного движения составляет протокол и передает его в судебное производство.

Но Ульяновская область и подобные указы губернаторов - исключение.

Реакция транспортных организаций, конечно, ожидаема: пока требования по оснащению транспортных средств не перейдут в статус законодательной нормы, обязать перевозчиков нести расходы и устанавливать в салоны бактерицидные приборы невозможно. Основная цель перевозчиков – прибыль, и там, где можно, затраты они будут минимизировать.

Забота о благополучии и здоровье людей – это задача, в первую очередь, властей. А правда в том, что в борьбе с коронавирусом транспорт остается сегодня в России "худым местом", и бездействовать - значит ежедневно сознательно подвергать опасности жизнь десятков миллионов россиян. Если мы действительно нацелены на то, чтобы сделать пандемию частью истории, меры, по-видимому, нужны качественно иные, и пересмотреть отношение к транспорту было бы совсем не лишним.

"