Posted 14 декабря 2020,, 15:42

Published 14 декабря 2020,, 15:42

Modified 7 марта, 14:17

Updated 7 марта, 14:17

«Историческое событие»: самолет МС-21 взлетел с российскими двигателями

«Историческое событие»: самолет МС-21 взлетел с российскими двигателями

14 декабря 2020, 15:42
Фото: http://mc21.irkut.com/
Первый с 2017 года полет российского «самолета XXI века» — МС-21 — состоялся на аэродроме Иркутского авиационного завода. Самолет впервые взлетел с отечественными двигателями ПД-14. Полет продлился 1 час 25 минут.
Сюжет
Авиация

МС-21 — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет. Это аналог Boeing 737 и европейского Airbus А320 — самых распространенных и востребованных самолетов в мире. В «Ростехе» заявили, что это «лайнер нового поколения, который возвращает нашу страну в высшую лигу мировой авиации».

Первые лайнеры оснащались американскими двигателями Pratt & Whitney, однако модель МС-21-310 решили оснастить двигателями отечественного производства. ПД-14 — первая полностью российская силовая установка для пассажирских авиалайнеров, созданная после распада СССР. Двигатель в конце 2018 года получил необходимый для начала серийного производства сертификат Росавиации. МС-21 будет выпускаться с двумя видами двигателей — на выбор заказчика.

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев поздравил авиастроителей с большой победой:

— Это историческое событие не только для Иркутской области. Это первый самолет, который составит конкуренцию на международном уровне. Мы несколько дней назад вместе с министром промышленности и торговли Мантуровым посетили завод и действительно увидели модернизацию всего производства, заказы, которые размещают авиакомпании на новый самолет. В 2015 году авиастроители обещали, что МС21 будет летать с российскими двигателями. И они сдержали свое слово. И это еще раз подтверждает, что российское авиастроение находится на подъеме и способно конкурировать на мировом рынке.

Это тот самолет, который вывезет Россию в будущее, считает аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

«Из всех производимых в мире самолетов данного класса это, пожалуй, самый современный, технологичный, поскольку другие производители все-таки идут по пути модернизации своих старых самолетов. А МС-21 создан совершенно с нуля, он впитал в себя уже изначально самые передовые технологии. Конечно, двигатель ПД-14 — это тоже для России огромный шаг вперед. Это двигатель нового поколения, на его основе будет создано целое семейство двигателей. Скорее всего, он будет основным двигателем в ближайшие десятилетия, на котором будут держаться все отечественные крылья. Примерно по параметрам он сопоставим с западными двигателями, как минимум с тем же двигателем фирмы Pratt & Whitney который также устанавливается на самолет МС-21. У двигателя Pratt & Whitney есть преимущество в том, что он уже обкатан, есть сеть сервисного обслуживания, и аналоги этого двигателя ставятся на другие самолеты. Но у ПД-14, конечно, пока нет ни сервисной сети, ни системы обеспечения запчастями и всего остального, но у него есть уже немалое преимущество в том, что он дешевле. И будем надеяться, что его ремонт и эксплуатация будут дешевле. По надежности, если он будет не хуже западных, значит, у этого двигателя будет хорошее будущее».

Напомним, МС-21 — магистральный самолёт 21 века — был разработан авиастроительной корпорацией «Иркут» и Инженерный центр им. А. С. Яковлева. Идея его создания была озвучена в начале 2000-х годов, в 2002-м выдан эскизный проект. В 2003 году он стал победителем конкурса Росавиакосмоса.

Проектные работы развернулись в 2008 году. Была поставлена задача реализации инновационных решений, повышающих эффективность этого лайнера по сравнению со всеми существующими среднемагистральными самолетами. В частности, предполагалось изготовление крыла МС-21 из композиционных материалов: с этой целью в 2008 году было создано ЗАО «Аэрокомпозит», в 2011 году началось строительство производства для изготовления агрегатов из полимерных композиционных материалов.

В конце 2013 года было принято решение о передаче документации по созданию МС-21 на Иркутский авиазавод, в начале 2014 года здесь приступили к монтажу первых восьми станций линии автоматической сборки самолета.

Выкатка первого опытного образца МС-21 состоялась 8 июня 2016 года. Первый полет был совершен 28 мая 2017 года.

Изначально предполагалось создание базовой версии лайнера — МС-21-200, рассчитанной на 132 пассажирских места, однако исследования рынка показали, что более востребованной является увеличенная версия лайнера — МС-21-300, на 163 места. Именно за эту версию высказались 70% авиационных компаний, участвовавших в исследовании.

Ширина фюзеляжа в обеих комплектациях составляет 4,06 метра, длина самолета — 36,8 метра для МС-21-200, 42,2 метра — для МС-21-300.

МС-21 эффективнее аналогов, масса его конструкции меньше на 15%, а эксплуатационные расходы — на 20% ниже, чем у конкурентов. При этом дальность МС-21 на 600 километров больше, чем у конкурентов.

Первыми покупателями МС-21, по завершении сертификации лайнера, станут две российские авиационные компании — «Аэрофлот» и Red Wings. Предполагается, что в конце 2022 года будут переданы заказчикам. В 2023 году будет поставлено еще 10-15 бортов, в 2024 году — около 30, в 2025 году — 36. Проектная мощность производства составит 72 авиалайнера в год, при необходимости — 100 лайнеров.

Для справки

Иркутский авиационный завод (ИАЗ) — филиал ПАО «Корпорация «Иркут», предприятие полного цикла работ, включающий конструкторскую и технологическую подготовку производства новой авиационной техники, изготовление оснастки, выпуск опытных и серийных самолетов, их наземные и летные испытания, послепродажное обслуживание. За свою историю, начиная с 1932 года, завод выпустил около 7000 самолетов более 20 типов, которые поставлялись в 40 стран мира. В настоящее время на базе Иркутского авиационного завода создан машиностроительный кластер.

Основу современной производственной программы ИАЗ составляют многоцелевые истребители Су-30МК и Су-30СМ, учебно-боевые самолеты нового поколения Як-130, компоненты для пассажирских самолетов Airbus A320. Завод разворачивает производство пассажирских самолетов семейства МС-21 на фоне сохранения объемов выпуска военной продукции.

На Иркутском авиазаводе реализуется программа технического перевооружения. Среди достижений последних лет: переход на комплексное применение современных информационных технологий; освоение высокоскоростной механообработки деталей из алюминиевых, титановых сплавов и сталей; внедрение автоматизированных процессов раскроя, гибки, формовки, обтяжки листовых заготовок; освоение автоматизированных технологий химического фрезерования, нанесения покрытий, люминесцентного контроля.

В рамках подготовки к выпуску самолетов семейства МС-21 интенсивно ведется реконструкция завода, включающая монтаж самой современной в России автоматизированной линии агрегатной и окончательной сборки самолетов.

Для наращивания импортозамещающего потенциала, создания условий для модернизации действующих производств и поиска новых рынков сбыта в регионе ведется работа по обеспечению комплексного развития отрасли на базе кластерного подхода. Развитие машиностроительного кластера Иркутской области предполагает оказание содействия повышению конкурентоспособности продукции и поддержки в реализации промышленных проектов региональных производителей.

"