Рус
Eng
Вовремя остановились: почему в СССР так и не создали самолет с ядерным двигателем

Вовремя остановились: почему в СССР так и не создали самолет с ядерным двигателем

13 августа , 12:30Технологии
В планах советского руководства такая задача стояла, однако эксперты очень быстро осознали опасность ее воплощения в жизнь

Авиационный журналист Вячеслав Кондратьев вспомнил в своем блоге любопытную дату, почти ровно 65 лет назад, 12 августа 1955 года, Совет министров СССР выпустил секретное постановление о начале разработки самолетов с ядерными двигателями с очень щедрым финансированием. Планировалось уже через 20 лет построить, испытать и принять на вооружение боевые машины различных классов с атомными силовыми установками.

Проект экспериментального самолета Ту-119 с двумя атомными двигателями и двумя обычными турбовинтовыми

Главный пункт касался стратегических бомбардировщиков, которые должны были совершать беспосадочные до рейды в любую точку планеты и обратно. Разработка таких самолетов была поручена конструкторским бюро Туполева и Мясищева, а двигателей к ним - КБ Люльки и Кузнецова.

Проект стратегического дальнего бомбардировщика ОКБ Туполева со 120-мегаваттным реактором и четырьмя атомными силовыми установками

Любопытно, что в Америке тоже велись подобные работы, однако и там, и в СССР они вскоре были остановлены – слишком опасная это оказалась затея. Правда денег уже на нее было выброшено много.

Эскизные проекты авиационных ядерных ТРД под условными наименованиями "Коромысло" и "Кольцо".

Итого «атомная эйфория», когда люди мечтали и о гражданских атомолетах, продлилась всего несколько лет – во второй половине 1950-х. И то: если падение обычного самолета вызывает столько эмоций, то авария самолета с ядерной установкой станет планетарной катастрофой.

Реакторный отсек Ту-95ЛАЛ крупным планом и демонтаж реактора после завершения програмы испытаний
Ту-95ЛАЛ на аэродроме
Ту-95ЛАЛ (летающая атомная лаборатория) - первый советский самолет с действующим ядерным реактором, который не предназначался для создания тяги, а служил лишь для отработки радиационной защиты экипажа и различных бортовых систем.

Stories:
Былое
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter