Posted 12 февраля 2018,, 15:28

Published 12 февраля 2018,, 15:28

Modified 7 марта, 17:04

Updated 7 марта, 17:04

Поезд-самолёт задерживается в пути: почему изобретению учёных не дают ход?

Поезд-самолёт задерживается в пути: почему изобретению учёных не дают ход?

12 февраля 2018, 15:28
Новосибирские "кулибины" придумали "летающий" поезд: он может развивать скорость до 600 км в час! Эта разработка в несколько раз дешевле "Сапсанов". Поезд-самолёт может легко заткнуть за рельс даже прославленный китайский "Фусин" на магнитой подушке. Кто не даёт зелёный свет?

Надежда Попова

Об этом прорывном проекте в свое время рассказал известный российский предприниматель и меценат Артем Тарасов (ныне покойный). Изобретение родилось в недрах новосибирского Академгородка. Учёные предложили родине проект аэроэстакадного транспорта. По мнению авторов идеи, поезд-самолёт является идеальным решением для сибирских и уральских регионов. Расстояния между городами и селами аховые!

Суть изобретения заключается в том, что поезд может двигаться с помощью линейных двигателей. Эстакада должна будет строиться на опорах над поверхностью земли и не потребует отчуждения участка дороги, что здорово отличает этот вид транспорта от скоростного трамвая. За один рейс аэропоезд сможет забрать 250 пассажиров.

- Сегодня есть все предпосылки для того, чтобы создать экспериментальный полигон, доказать практическую возможность реализации этой идеи и преступить к использованию таких транспортных средств на просторах нашей большой страны, - говорит автор разработки, научный руководитель Сибирского НИИ авиации имени С.А. Чаплыгина Алексей Серьёзнов. - Изобретение будет не только удобным для пассажиров, но и окажется выгодным для государства. Один километр аэроэмагистрали будет стоить около 6 млн. долларов. Для сравнения 1 км дороги для "Сапсанов" обходится в 47 млн. евро.

Соавтор изобретения, профессор Сибирского государственного университета Путей сообщения Виктор Соколов утверждает, что аэроэстакадный транспорт не только решит проблему гигантских российских расстояний, но осилит и многие другие проблемы.

- Возьмем, к примеру, эстакаду. Что нужно для её создания? Во-первых, железобетонные сваи, а это значит, начнёт развиваться производство железобетона, - рассказывает профессор Соколов. - Во-вторых, металл. Это новый рынок сбыта для металлургов. В-третьих, сваебойная техника - гидромолоты. Получается, что эстакада тянет за собой много новых производств.

Эксперты прогнозируют, что аэроэстакадный транспорт сможет решить не только городские проблемы, но и транспортные вопросы доступности в России. Аэроэстакадный транспорт можно использовать как высокоскоростной транспорт на участках Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск. Сегодня поезд идёт из столицы Сибири к берегам Байкала 32 часа. А здесь можно будет добраться за 3 часа. Но чиновники переминаются с ноги на ногу! Ученые между тем предлагают три пилотных маршрута, на которых можно было бы внедрить это средство передвижения. Первый проект они намерены реализовать в Новосибирске - "Академгородок - аэропорт Толмачево - Камышенская". Потом выйти на международный масштаб и направить "летающий поезд" из Новосибирска через Горно-Алтайск в Урумчи. Ведь интерес к идее есть не только в Сибири, но и на федеральном уровне. Поэтому ученые думают еще над уральским маршрутом "Соликамск - Верхотурье". Правда, пока построена только модель аэроэстакады протяженностью 12 метров... И сделано это за счёт личных средств профессора Соколова. На более масштабные разработки у государства денег почему-то нет.

Вот в Германии несколько недель назад открылась скоростная железнодорожная ветка между Берлином и Мюнхеном длиной 620 км. Об этом на своём официальном сайте сообщает национальный железнодорожный оператор Deutsche Bahn. На новой линии экспрессы ICE-Sprinter смогут разгоняться на некоторых участках до 300 км/ч ( а наш поезд-самолет может до 600 км - "НИ"). И теперь из Берлина в административный центр Баварии - Мюнхен можно доехать за 4 часа вместо прежних 7 часов . Сегодня это самый дорогой инфраструктурный проект в Германии. Строительство заняло 25 лет. И обошлось в 10 млрд. евро. Были пробиты 22 туннеля длиной до 8,3 км. И сооружены 29 виадуков.

Новый скоростной маршрут открылся и в КНР. В сентябре 2017 года по магистрали Пекин-Шанхай начали курсировать высокоскоростные поезда на магнитной подушке "Фусин" ("Возрождение") со скоростью 350 км в час. Поезд на магнитной подушке, или маглев - это поезд, который удерживается над полотном дороги, а двигается и управляется силой электромагнитного поля. Такой состав, в отличие от традиционных поездов, в процессе движения не касается поверхности рельса. В этом случае единственной тормозящей силой является аэродинамическое сопротивление. Скоростные поезда "Фусин" уже открыли новую страницу и в сообщении между столицей Китая и административным центром провинции Сычуань, откуда раньше добраться до Пекина на скором поезде можно было лишь за 20 часов. Протяженность маршрута составляет 1874 км. Теперь время в пути - 7 часов. К слову, "Фусин" - обновленная модель поезда "Хэсе" ("Гармония").

Сегодня разработки высокоскоростных поездов ведутся также в Великобритании, Франции, США и Японии. В России готовый проект есть. Но он лежит под сукном у чиновников. Изобретатели заверяют, что создание подобных дорог является единственным эффективным методом борьбы с пробками в крупных городах. Но именно в России дорожные заторы в крупных городах в последние годы бьют все рекорды. Исследование провела голландская компания Tom Tom (она занимается производством и продажей приборов GPS-навигации). Корпорация несколько месяцев обрабатывала данные с устройств автомобилистов со всего мира. Выяснилось, что в среднем московский водитель теряет в пробках 127 часов в год. В утренний и вечерний час-пик часовой путь столичного водителя увеличивается на 74 минуты. Помимо Москвы в лидеры рейтинга попали Стамбул, Рио-де-Жанейро, Варшава, Париж, Марсель, Рим.

Но в этой связи вспомним про сувенир от бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, который подарил Москве монорельсовую дорогу за 6,3 млрд. рублей. Монорельс был торжественно открыт в 2004 году. Проект считали пилотным. И сначала использовали как аттракцион для туристов. Но за три года монорельс принёс столько убытков, что его решили использовать как общественный транспорт. Но и тут он показал себя скверно: сегодня убытки от деятельности лужковского поезда в год составляют свыше 1 млрд. рублей. К слову, в большинстве стран мира монорельс используется исключительно как аттракцион - в зоопарках, парках развлечений и торговых центрах. В Нью-Йорке, Дюссельдорфе и Сиэтле такая система связывает аэропорт и парковки. Лишь в Японии монорельс из-за очень плотной застройки городов стал полноценным общественным транспортом. Самая длинная дорога - 23,8 км - расположена в Осаке. Монорельс в Осаке заменяет метро.

Но вернемся к разработке новосибирских ученых.

- Аэроэстакадный транспорт представляет собой подвижной модуль специальной конструкции, движущийся по длинному мосту, - рассказывает А.Серьезнов. -На его поверхности расположен экран, сделанный из сверхвысокомолекулярного полиэтилена. Это разработка Института катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения РАН. Движение осуществляется за счёт встречных потоков воздуха, которые формируют так называемый несущий экран.

Необходимые двигатели российская промышленность производит уже сегодня. Плюсов у такого вида транспорта много. Конечно, потребуется строительство эстакад, однако в отличие от создания высокоскоростных магистралей, они не будут мешать ни земледелию, ни развитию наземной инфраструктуры. Также мосты не требуется вписывать в рельеф местности. Аэроэстакадный транспорт может не только решить проблему гигантских российских расстояний – он в силах дать мощный импульс к экономическому развитию России: это новые технологии, производства, новые рабочие места. У этого транспорта три основных компонента – эстакада, подвижные модули и системы управления.

– С технической точки зрения никаких проблем для создания такого транспорта нет, – считает Алексей Серьёзнов. – Нужен только испытательный полигон для отработки деталей проекта. И добрая воля чиновников. Впрочем, Серьёзнов признаёт: несмотря на всю свою блестящую перспективность, реализован проект может быть отнюдь не завтра. Противников новых идей всегда в достатке. К тому же потребуются значительные расходы. Однако, даже с точки зрения чистой экономики, аэроэстакадный транспорт оказывается выгоднее высокоскоростных поездов. Важное преимущество аэроэстакадного транспорта в условиях вечной мерзлоты, тайги и болотистой местности - возведение эстакад дешевле и проще, нежели строительство железных и автомобильных дорог. Неужели это так сложно понять?

Не дайте же изобретению уйти за границу! Живые примеры перед глазами есть. В своё время, опять же учёные академгородка, продвигали проект гидромолота новосибирского изобретателя Виктора Александровича Кувшинова. 10 лет ходили по кабинетам чиновников. Интереса изобретение Кувшинова у ленивых чиновников не вызвало. Но вот поехали в Китай на выставку с этим самым проектом гидромолота. Правительство КНР предложило за изобретение Виктора Кувшинова баснословную сумму.

История может повториться? 600 км в час лучше, чем 350...

"