Posted 11 апреля 2020, 11:40
Published 11 апреля 2020, 11:40
Modified 7 марта, 14:59
Updated 7 марта, 14:59
Виктор Кузовков
Другие страны отстали от США ещё больше, возможно, навсегда – в СМИ все чаще появляются сообщения о разработках самолетов следующего, шестого поколения, и есть некоторая вероятность, что оно придется на смену пятому ещё до того, как существующие стелс-истребители станут принадлежностью хотя бы пары десятков армий.
Но это не пугает некоторые страны и правительства: разработкой истребителей пятого поколения занимаются, по меньшей мере, 7-8 государств. И они имеют весьма серьезные планы в течении ближайшего десятилетия если не начать их серийное производство, то хотя бы создать пригодные для испытаний летающие прототипы таких машин. Это, кстати, отчасти (но лишь отчасти, увы) снимает вопросы о своевременности разработки Россией истребителя Су-57 – похоже, как бы не шли дела с машинами шестого поколения, у него ещё лет тридцать будут достойные противники и в Азии, и в Европе.
Как бы то ни было, наш рассказ о современных разработках в этой области мы должны начать с небольшой справки об истребителе F-22. Так уж получилось, что он стал законодателем мод и стандартом для пятого поколения. По мнению многих аналитиков (оно часто может быть ангажированным, и все же…), это на данный момент лучшая машина для завоевания превосходства в воздухе, и пока совершенно не очевидно, сможет ли гораздо более поздняя российская разработка составить ему достойную конкуренцию в этой нише. В то же время, ни один истребитель пятого поколения пока не принимал участия в реальных боевых действиях, поэтому мы можем опираться лишь на «бумажные» характеристики – что будет на самом деле, никто не знает, а проверять на себе слишком рискованно.
Итак, F-22. Вероятно, этот самолет уникален в современной авиации уже тем, что при его создании военные почти полностью исключили многозадачность и универсальность из своих требований. С самого начала было очевидно, что американские генералы хотят получить предельно эффективного воздушного бойца – быстрого, скрытного, «глазастого» и смертоносного. Поражение воздушных целей – вот его главный приоритет. Все остальное, хоть и предусмотрено, но в крайне урезанном, компромиссном варианте.
Именно таким F-22 и получился: очень скрытный, оснащенный РЛС AN/APG-77 с активной фазированной решеткой, способной работать в режиме низкой вероятности перехвата (LPI), он действительно может реализовать принцип «первым увидел – первым уничтожил». Скорость и маневренность машины тоже на очень достойном уровне: сверхзвуковая скорость в бесфорсажном режиме (а значит, без огромного перерасхода топлива) и двигатели «Pratt & Whitney» F119-PW-100 с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги делают машину настоящим виртуозом. И не нужно ориентироваться на многочисленных российских «экспертов», которые указывают на то, что в ближнем маневренном бою F-22 уступит любому российскому истребителю – на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях именно американскому стелс-истребителю принадлежит рекорд по скорости боевого разворота на 180 градусов, а значит, в подавляющем большинстве ситуаций он просто не допустит вхождения в маневренный воздушный бой на невыгодных для себя условиях.
Нужно отметить, что такую роскошь, как узкая специализация истребителя, пока больше никто себе позволить не смог. Даже сами американцы, разрабатывая проект массового стелс-истребителя F-35, вовсю поиздевались над ним, постаравшись сделать его максимально многоцелевым и многозадачным. В итоге получилось нечто, устраивающее американских военных, но под само определение «истребитель» не очень подходящее. В итоге они получили скорее ударный самолет, способный сносно (и только за счет высоких показателей незаметности) выполнять функции истребителя. Многозадачность и универсальность заложена и в концепцию Су-57, хотя, вероятно, в несколько меньшей степени, чем в F-35. По этому же пути пошли и китайцы, да и другие участники «гонки пятых поколений» не избежали стремления одновременно получить и истребитель, и ударный самолет.
То есть, с очень высокой долей вероятности мы можем допустить, что именно как воздушный боец F-22 ещё долго будет на высоте. И стандарты, задаваемые им, столь же долго будут ориентиром для всех его возможных конкурентов.
Именно это мы и видим даже по внешнему виду некоторых «истребителей пятого поколения», которые пока только находятся в разработке и существуют, в лучшем случае, в виде макетов. Во всяком случае, их внешний вид часто настолько напоминает американского прародителя, что остается только догадываться о степени схожести их внутреннего устройства. Но об этом, как и о «новой волне» истребителей пятого поколения вообще, давайте поговорим особо.
На сегодняшний день в мире, помимо двух американских машин пятого поколения, существуют сего два серийных образца столь же передовых истребителей: российский Су-57 и китайский Chengdu J-20. Причем, китайский самолет был создан даже раньше российского и пошел в серию в 2017 году, когда и был официально принят на вооружение.
Оставив за скобками российскую машину, начнем именно с китайца – КНР заслужила это хотя бы своей оперативностью.
Разумеется, открытой информации об этой машине (как обычно в таких случаях, впрочем) совсем не много. Но кое-что сказать о нем все же можно, и это будет, скорее, не очень лестная для китайского авиапрома информация.
Прежде всего, стоит отметить, что процент, мягко говоря, «заимствованных» технологий и конструкторский решений у Ченду J-20 очень и очень велик. Это заметно уже на внешнем облике самолета: сделанный почти по лекалам российского (а точнее, ещё советского) экспериментального МиГ-1.44, он отличается от него разве что носом, разительно похожим на нос F-22, и воздухозаборниками, очень напоминающими американский F-35. Сделанный по схеме «утка» с цельноповоротными передним и задним горизонтальным оперением, а также цельноповоротными килями, машина действительно сильно похожа на МиГ-1.44. Что, в общем, и не удивительно: о том, что российские специалисты помогают китайцам в создании данного истребителя, поговаривали ещё на заре его создания. Тогда же прошла информация, что документацию по советскому экспериментальному МиГу слили в Китай почти полностью.
Тогда это вызвало возмущение. Но сейчас, глядя на результаты китайских экспериментов в области истребителей пятого поколения, может показаться, что слили её намеренно: если КНР и совершила прорыв в данной области, то только для себя. Так что вполне вероятно, что сделано это было намеренно, чтобы точно понимать, что же Пекин получит в результате, и не очень по этому поводу беспокоиться.
Стоит отметить, что двигатели для Chengdu J-20 поначалу использовались не самые передовые, а именно российские двигатели четвертого поколения АЛ-31ФН и их китайские копии. В перспективе на этот самолет планируется установить двигатели собственной разработки WS-15, имеющие тягу до 18 тонн. Это уже более похоже на «сердце» машины пятого поколения, но степень готовности данного двигателя до сих пор остается под большим вопросом. Пока же уточним, что на старых двигателях Ченду J-20 вряд ли сможет обеспечивать полет со сверхзвуковой скоростью в бесфорсажном режиме, что является одной из базовых характеристик пятого поколения вообще.
Есть у китайцев и серьёзные проблемы в области БРЛО. Да, эта страна сейчас является одним из лидеров в области электроники, и прогресс китайской оборонки по сравнению с тем, что было пару десятилетий назад, просто огромен. Но все-таки военная электроника стоит немного отдельно, и тут пока китайцам далековато даже до России, не говоря уж о признанных лидерах вроде США или Франции. Скажем лишь, что в настоящий момент линейка китайских радаров, созданных специально для истребителей, основывается на российской РЛС Н001, которой были оснащены ещё истребители Су-27СК, экспортировавшиеся в Китай.
Добавим, что китайская машина тоже не избежала стремления военных получить «все в одном флаконе». Большие бомболюки и соразмерные внутренние отсеки под вооружение как бы намекают нам, что перед конструкторами стояла задача скрестить истребитель с ударным самолетом. Это, по оценкам специалистов, не очень хорошо сказывается на показателях скрытности машины, которая и без того под вопросом.
Тем не менее, нужно признать – для Китая это большой успех. Детские болезни самолета со временем будут преодолены, двигатели доведут до приемлемых характеристик, радары или сделают, или снова украдут. А вот бесценный опыт, полученный при проектировании этой машины, действительно может серьезно продвинуть вперед китайский авиапром.
Кстати, сами китайцы по поводу этой машины вообще не комплексуют. По их мнению, это второй «настоящий» истребитель пятого поколения в мире, а вот американскому F-35 и российскому Су-57 они в праве так называться отказывают. Конкретно по Су-57 в Китае существует мнение, что его скрытность недостаточна, чтобы перейти на новый поколенческий горизонт. А некоторые и вовсе обидно шутят, называя его «плоским Су-27».
Второй страной, кроме США и России, которая активно ведет разработку истребителя пятого поколения, является Япония. И у неё, как это ни странно, может получиться что-то весьма интересное…
Дело в том, что Япония в своих разработках опирается на сотрудничество с американской компанией «Northrop», которая в свое время имела все шансы выиграть американский тендер на создание первого истребителя пятого поколения. Именно ею, в сотрудничестве с «McDonnell Douglas», был разработан и представлен прототип YF-23 «Black Widow», который составил серьезнейшую конкуренцию проекту YF-22, ставшему потом серийным истребителем F-22.
Нужно отметить, что проект YF-23 по итогам испытаний был признан даже более скрытным, чем YF-22. Кроме того, были у него и некоторые другие преимущества, в частности, более высокая скорость. Погубило его отсутствие управляемого вектора тяги – маневренность оказалась ниже, а кроме того, перспективный истребитель планировалось адаптировать и для флота (создать палубную версию), а там управляемый в вертикальной плоскости вектор тяги мог стать большим подспорьем для взлетающего самолета. Да, потом от этой идеи отказались, палубной версии F-22 не увидела даже бумага, но в момент принятия решения о победе в конкурсе это сыграло свою весомую роль.
Японский Mitsubishi X-2 «Shinshin» ведет свою историю ещё с 2004 года, когда было принято решение создать «демонстратор технологий». В 2005 году планер прототипа был испытан на радиолокационную незаметность. В дальнейшем работы шли с разной степенью интенсивности, и только в 2015 году появилась информация, что в случае успеха на базе Mitsubishi X-2 «Shinshin» будет создана версия X-3, которая, вероятно, и будет принята на вооружение в 2035 году. Примерно в этот же период, в 2015 году, появились первые данные о привлечении американцев к созданию этого самолета.
Японцы довольно долгое время ограничивались лишь технологическими изысканиями в области истребителей пятого поколения. Спусковым крючком для решения о создании собственной машины такого класса стал для них отказ США продать Японии истребитель F-22. Довольствоваться более поздней, но менее интересной для них машиной F-35 они не захотели, что и привело, в итоге, к решению создать свой продвинутый истребитель.
Относительно требований, которые японские военные предъявляют к будущей машине, известно не очень много. Но в СМИ просочилась информация о том, что они хотели бы сделать несколько больший акцент на дальности машины. Кроме того, вариант Х-3 должен будет иметь возможность нести беспилотники, которые смогут отлетать от самолета-носителя и будут использоваться в качестве дополнительных сенсоров (то есть, небольшие летающие радары).
Важно то, что двигатель для нового истребителя уже разработан и сейчас активно проходит испытания. Японская корпорация INI предоставила военным свою разработку IHI XF9-1 – турбореактивный двигатель с турбинами, вращающимися в противоположных направлениях, рекордной температурой сгорания топливной смеси (до 2070 кельвинов) и тягой до 147 кН в форсажном режиме.
В высокой степени готовности находится и РЛС с АФАР, которая должна на равных конкурировать с американской РЛС AN/APG-81, устанавливаемой на истребители F-35. Разработкой радара занимается «дочка» основного подрядчика, компания «Mitsubishi Electronics», в опыте и технологической продвинутости которой сомневаться не приходится.
То есть, в отличие от многих конкурентов, в Японии создание важнейших узлов нового истребителя идет не с запозданием, а с опережением относительно общего графика разработки. И если энтузиазм японского правительства не иссякнет, мы имеем все основания ожидать появления в скором будущем очень продвинутого и опасного японского истребителя пятого поколения.
Ещё один кандидат в производители собственного истребителя пятого поколения – Южная Корея. И тут все несколько сложнее, хотя полноразмерный макет истребителя KF-X в Сеуле уже представлен.
Для начала отметим, что столь масштабный проект дороговат даже для такой небедной страны, как Южная Корея. Поэтому с самого начала там задумались о том, чтобы найти себе партнера по разработке. И изначально взор Сеула пал на Турцию…
Но с турками что-то не сложилось, и тогда к проекту подключилась Индонезия. Только не нужно улыбаться – Джакарта, строго говоря, только дает деньги на разработку в соответствии со своей долей в проекте. Вся научная и инженерная часть работ приходится на Сеул, и это, в общем, не удивительно. Кроме того, подключение Турции к проекту все ещё возможно, хотя в свете возможных закупок Анкарой российских Су-35 или даже Су-57, это и кажется маловероятным.
Пока южнокорейскими конструкторами представлено два варианта планера – одномоторный KFX-101 и двухмоторный KFX-201. Базовые же требования к самолету довольно скромны: по массе и габаритам он должен примерно соответствовать американскому F-16, а по своим боевым возможностям должен превосходить его.
Также заявлены весьма сжатые сроки разработки: самолет планируется поставить на вооружение «после 2025 года». Это очень мало, что дает нам право с уверенностью утверждать – если у корейцев что-то и получится, это будет весьма упрощенная версия истребителя пятого поколения. Пожалуй, от него тут будет только технология «стелс», да и то весьма урезанная – значительную часть вооружений планируется размещать на внешней подвеске. Размещение внутри фюзеляжа тоже предусмотрено, но похоже, это будет очень ограниченный по объему и номенклатуре арсенал. Скорее всего, в истребительном оснащении KF-X будет не совсем «стелс», и только при выполнении каких-то специальных задач ударного или разведывательного характера он сможет спрятаться от радаров, ничего не подвешивая себе под крылья.
Что ж, вариант вполне рабочий, особенно, при ограниченном бюджете. Но возможно, кто-то скажет, что корейцам стоило бы присоединиться к японскому проекту?
Может, и стоило бы. Но есть одно «но»: корейцы не очень любят японцев. Точнее, совсем не любят – старшие поколения ещё помнят зверства японских оккупантов на Корейском полуострове, массовое переселение на Сахалин (тогда – японский Карафуто), рабский труд и другие прелести японского правления. Да, формально они союзники. Но в ситуации, когда между странами есть даже территориальные противоречия, вместе их держат только США да общая внешняя угроза.
Поэтому рискнем предположить, что корейцы все-таки доведут данный проект до конца. Им, для противостояния Пхеньяну, хватит и лайт-версии «пятого поколения», а для Индонезии, воюющей только с партизанами, это и вовсе будет огромный шаг вперед. Тем более, что доступ к научной и технической информации по проекту они получат в полном объеме.
Пожалуй, нам осталось упомянуть только европейских претендентов на создание «пятого поколения». Да и то с поправкой на то, что европейцы свои проекты называют «истребителями шестого поколения». Что ж, очень амбициозно, согласитесь?
В настоящий момент такими проектами отметились англичане и франко-немецкая коллаборация. Лондон собирается создать истребитель «шестого» поколения «Темпест», а Париж с Берлином ведут разработки, зашифрованные пока под грифом «Future Combat Air System» (FCAS).
Англия к работе над проектом уже привлекла итальянскую корпорацию «Leonardo» (бывшая «Finmeccanica», один из столпов итальянского машиностроения), а также весьма вероятно вхождение в проект Швеции с её опытом производства боевой авиации («Гриппен», например). Со стороны самой Великобритании в проекте участвуют такие «киты», как «BAE Systems» и «Rolls-Royce» - крупнейшая компания в области разработки вооружений и один из мировых лидеров в области разработки авиационных двигателей.
Однако даже беглое ознакомление с предполагаемым «истребителем шестого поколения» оставляет много вопросов. Строго говоря, нам снова предлагают некую «улучшенную» копию F-22, важнейшим отличием которой от прототипа будет возможность летать в беспилотном режиме. Само по себе это, конечно, неплохо, но для следующего поколения, согласитесь, как-то маловато?
Нечто подобное наблюдается и во франко-немецком проекте FCAS. Да, ему обещают невероятно продвинутую электронику, новые системы вооружения, тот же беспилотный режим… Но сразу хочется спросить – и это все? Никаких принципиальных отличий от пятого поколения можно не ждать?
Строго говоря, на этом разговор об европейских истребителях пятого (или все-таки «шестого»?) поколения можно закончить. Да, уже сейчас можно сказать – у них будут хорошие двигатели, отличная авионика, высокие показатели скрытности и внешнее сходство с F-22. Вероятно, в обоих случаях могут получиться хорошие машины. Настоящее, без всяких кавычек, пятое поколение…
Но сейчас, когда в России и США уже ведутся работы над детонационными двигателями, когда буквально на подходе оптико-электронные (квантовые) радары нового типа, которые, вероятно, отправят в прошлое стелс-технологию, не поздновато ли спохватились конкуренты?
Да и сами мы, только-только начавшие серийное производство до конца не доведенных ещё Су-57, не выбрасываем ли деньги на ветер?
Увы, ответить на эти вопросы сможет только время. Нам же остается лишь ещё раз отметить американцев и их F-22 – да уж, задали ребята планку, и через тридцать лет её многим не достичь. Понятно, почему они его даже японцам продавать отказались…