Posted 10 июня 2022,, 15:08

Published 10 июня 2022,, 15:08

Modified 7 марта, 12:25

Updated 7 марта, 12:25

Американцы решили создать военно-транспортный экранолет

Американцы решили создать военно-транспортный экранолет

10 июня 2022, 15:08
Фото: Соцсети
Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) приступило к разработке «дальнемагистрального тяжелого морского самолета»
Сюжет
Самолет

Александр Сычев

Речь идет о воздушном транспортном средстве, использующем эффект аэродинамического экрана, который возникает между крылом и поверхностью земли или воды.

Первые летающие экранопланы появились в Советском Союзе. К активным испытаниям прототипов у нас приступили в 1960-х годах прошлого века. Тогда экранопланами занимались группы Ростислава Алексеева в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях, Роберта Бартини в авиационном конструкторском бюро имени Г. М. Бериева в Таганроге, Льва Щукина на Саратовском авиационном заводе, а также множество любителей-энтузиастов.

Наиболее известными осуществленными тогда проектами стали небольшой пассажирский экраноплан «Орленок» и огромный ракетоносец «Лунь», предназначавшийся для уничтожения авианосцев.

«Орленка» в 1990-х годах Рособоронэкспорт демонстрировал на выставке в Малайзии, предлагая государствам тихоокеанского региона использовать его для организации скоростной морской связи между многочисленными островами. Тогда группу аккредитованных на выставке журналистов капитан американского эсминца пригласил на свой корабль. Матросы сидели за мониторами, деловито всматриваясь в экраны и щелкая тумблерами, радары крутились, отслеживая окружающую обстановку, но никто не заметил пролетающего мимо над самой водой «Орленка», за которым можно было наблюдать через открытую дверь.

Американцы заинтересовались советскими разработками, как только разведка зафиксировала полеты странных самолетов над Каспием. В 1990-х они посетили научно-исследовательскую базу на Каспийском море, и все тщательно отсняли и задокументировали – тогда они называли себя нашими друзьями, а мы им верили.

С тех пор различные американские компании занимались темой «экранопланов». Наиболее широко освещались работы компании Boeing, которая построила экранолет Pelican для переброски воинских контингентов и военной техники к местам конфликтов. Его длина составляла 152 метра, а размах крыла – 106 метров. При движении на высоте шесть метров над поверхностью океана он, как уверяли в компании, мог перевозить до 1400 тонн груза на расстояние 16 тыс. километров. Pelican должен был брать на борт около 17 танков M1 Abrams. По всем параметрам получился стратегический транспортник. В последний раз о проекте упоминали в 2003 году.

И вот DARPA решила вернуться к теме в рамках проекта Liberty Lifter. В агентстве хотят создать аппарат, который обладал бы возможностями высокоскоростных тяжелых транспортных самолетов, но не требовал взлетно-посадочных полос и портовых сооружений.

Конечно, современные морские перевозки очень эффективны при транспортировке больших объемов полезного груза, но суда плывут долго, требуют развитого портового хозяйства и, к тому же, очень уязвимы в пути. Воздушные перевозки намного быстрее, но аэропорты находятся вдали от возможных театров военных действий. Кроме того, авиатранспорт имеет определенные весовые ограничения.

Экранопланы способны передвигаться как над водной поверхностью, так и над сушей, и обладают огромной грузоподъемностью. Эта уникальная комбинация достоинств может обеспечить вооруженные силы операционной гибкостью.

В DARPA намерены заняться одной из разновидностей технологии – экранолетом. Он отличается от экраноплана тем, что способен отрываться от поверхности на сотни или даже тысячи метров. Pelican компании Boeing, судя по сообщениям тех времен, мог «подскакивать» на высоту шесть тысяч метров. Таким образом экранолет преодолевает недостаток экранопланов, которые не могли летать над большими волнами и очень неровной сушей.

Другим недостатком экранопланов является довольно низкая маневренность из-за того, что до поверхности очень небольшое расстояние, и при крутом вираже ее можно задеть крылом. Самолет Liberty Lifter, по задумке американских конструкторов, избавится от этого недуга, будет маневренным.

«Особое внимание будет уделено работе в условиях турбулентного моря. Решить эту задачу мы надеемся за счет создания высокой подъемной силы на низких скоростях, а также инновационных конструктивных решений, которые сгладят силу удара волн», — пояснили в DARPA.

В агентстве рассчитывают также создать транспортное средство, которое могло бы работать в море в течение нескольких недель без проведения технического обслуживания на суше. Экранолет должен быть недорогим и простым в изготовлении из самых доступных материалов, чтобы их можно было закупать легко и в больших количествах.

И конечно же, экранолет нашпигуют усовершенствованными датчиками и системами управления. Благо значительный технический прогресс в этой сфере очевиден. Умная электроника поможет избегать встреч с особо большими волнами и предельно упростит управление аппаратом, особенно во время взлета и посадки на неспокойную водную поверхность.

"