Posted 5 декабря 2022,, 08:19

Published 5 декабря 2022,, 08:19

Modified 23 декабря 2022,, 13:55

Updated 23 декабря 2022,, 13:55

Удовольствие дорогое, но сомнительное. «За» и «против» самолета 6-го поколения В-21

Удовольствие дорогое, но сомнительное. «За» и «против» самолета 6-го поколения В-21

5 декабря 2022, 08:19
Фото: Соцсети
Одни эксперты пророчат новому американскому самолету великое военное будущее, другие утверждают, что это бесполезная трата огромных средств
Сюжет
Самолет

Александр Сычев

Этому событию предшествовала многодневная рекламная кампания практически во всех средствах массовой информации США, а саму выкатку нового стратегического бомбардировщика В-21 Raider из ангара завода № 42 в Палмдейле (Калифорния) компания Northrop Grumman обставила как шоу: яркая подсветка, громкая музыка, торжествующие авиастроители и много шампанского для почетных гостей. Среди оных были министр обороны США Ллойд Остин, генеральный директор компании Northrop Grumman Кэти Уорден и заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов ВМС США адмирал Кристофер Грейди.

Мероприятию придавалось огромное политическое значение. Оно должно было продемонстрировать американцам и всему миру сохраняющееся лидерство США, в том числе технологическое. Последнее особенно важно в связи с тем, что по целому ряду направлений Америка начала заметно отставать, уступив первенство России и Китаю.

Обсуждать идею создания бомбардировщика шестого поколения в Пентагоне начали на заре 2000-х годов. Довольно долго выбирали подрядчика, среди которых помимо Northrop Grumman были корпорации Boeing и Lockheed Martin, представившие довольно интересные разработки. Но выбрали Northrop. Почему, объяснять общественности не стали.

Планировалось, что первый полет состоится в конце нынешнего года, но, опять же без объяснения причин, его отложили на 2023-й. В настоящее время на разной стадии производства находятся шесть самолетов, которые будут участвовать в испытаниях и доводке. Предполагается, что первый полностью готовый бомбардировщик ВВС получат в 2026 году. Однако компания Northrop Grumman выторговала себе отсрочку на год. На всякий случай – изделие сложное, полностью цифровой проект. Кто знает, что покажут испытания.

Американские авиаконструкторы относят самолет к шестому поколению. Поколение – довольно условное понятие. Можно найти различные списки признаков, которые якобы должны свидетельствовать о принадлежности к тому или иному поколению. Шестое от пятого отличают улучшенная технология снижения радиолокационной заметности, высокие показатели во всех режимах полета от дозвуковой скорости до сверхзвуковой, достигающей нескольких Махов, способность изменять форму, «умное» покрытие, интегрированность в сети связи и обмена данными, многочисленные повышенной чувствительности датчики обнаружения противника, возможность пилотируемого и автономного полета и выполнения задания и, наконец, оружие направленной энергии. Последнее в большей степени относится к истребительной авиации, но может появиться и на бомбардировщике.

Насколько удалось реализовать весь список, покажут испытания. Пока же конструкторы из Northrop Grumman постарались преподнести все достоинства своего детища, конечно же, с максимальным соблюдением секретности. Даже фотографии распространяли с изображением только в фас. Поэтому о его тактико-технических характеристиках, по-прежнему, ничего неизвестно, даже об использованных двигателях, дальности полета, грузоподъемности и просто размерах.

Внешне B-21, построенный по конструкции «летающее крыло», напоминает своего предшественника бомбардировщик B-2 Spirit. На презентации представители компании сказали, что он позаимствовал также технологии из других прошлых разработок компании: Tacit Blue, YF-23 и X-47B.

В отличие от своего предшественника, самолет выкрашен в светло-серый цвет, что может указывать на планы его использования не только ночью, но и днем.

В конструкции применена открытая архитектура, которая, по замыслу разработчиков, должна обеспечить возможность адаптации бомбардировщика к изменяющемуся оружию противника. В отличие от самолетов предыдущего поколения, B-21 не будет подвергаться блочной модернизации. Новые технологии, возможности и вооружение будут встраиваться в него. Такой подход должен позволить B-21 Raider практически непрерывно меняться на протяжении всего срока службы.

«Мы надеемся, что модульные системы с открытой архитектурой будут способствовать тому, что B-21 останется самым передовым самолетом-невидимкой в мире в течение следующих 30-50 лет», — заявил заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов адмирал Грейди.

Самолет получился меньше B-2 Spirit. Соответственно, он получил облегченное шасси – все тележки имеют по два колеса вместо четырех. Крышки люков для шасси открываются вбок и не имеют зубчатых краев, как на B-2.

Планер собран из крупных панелей, сделанных из композитных материалов. Панели корпуса соединены практически бесшовно.

Окна кабины пилотов очень маленькие. Это сделано, чтобы снизить радиолокационную заметность самолета, но в результате в жертву оказалась принесена обзорность. Пилоты могут видеть только вперед и чуть вверх (это необходимо для проведения дозаправки в воздухе), и совсем немного через крошечные боковые окна.

Ограниченность обзора, вероятно, предполагается компенсировать за счет камер. Однако на представленном самолете они не были замечены, как, впрочем, и датчики, которых должно быть очень много, чтобы бомбардировщик соответствовал «шестому поколению».

Воздухозаборники расположены сверху корпуса и предельно сглажены и вписаны в крыло, чтобы эффективнее рассеивать радиолокационный импульс. Сопла также вынесены на верхнюю плоскость планера и оснащены системой охлаждения выхлопных газов. Представители компании заявили, что даже самые передовые системы ПВО с трудом смогут обнаружить B-21.

В связи с выкаткой бомбардировщика и работами над истребителем шестого поколения в США развернулась дискуссия о необходимости стелс-технологий в целом. Дело в том, что системы ПВО развиваются настолько быстро, что технологии малой заметности за ними не поспевают, и особого смысла в их создании в США не видят многие.

К тому же стоимость таких самолетов просто заоблачная. Общая сметная стоимость всей программы В-21 оценивается примерно в 203 млрд долларов в ценах 2019 года. В эту сумму включены около 25 млрд долларов, потраченных на разработку, 64 млрд – на предстоящее производство ста бомбардировщиков и 114 млрд – на 30 лет поддержания и эксплуатации парка самолетов. Судя по нынешнему состоянию американской экономики, пишет Bloomberg, речь уже идет о почти 240,4 млрд долларов.

Сколько еще придется потратить, никто не берется оценивать. В прошлом в Пентагоне вообще планировали приобрести до 145 бомбардировщиков, а, следовательно, велика вероятность кратного увеличения расходов.

Новый самолет будет, скорее, многоцелевой платформой, нежели просто бомбардировщиком, как его предшественники, включая В-52. Он будет обладать значительными возможностями ведения радиоэлектронной борьбы, разведки, наблюдения и рекогносцировки, сможет выполнять роль ретранслятора связи, а также управлять группой беспилотников, обладающих высокой степенью автономности. На нем применены «облачные технологии» хранения и передачи данных.

Кроме того, каждый самолет будет иметь своего цифрового двойника – детализированную модель, которая позволит инженерам не только иметь представление о состоянии всех узлов самолета во время полета, но и заранее планировать ремонтные работы, что сократит время и стоимость их проведения.

Ремонтопригодность вообще была одним из важнейших требований, предъявлявшихся Пентагоном к новому бомбардировщику. Американские военные летчики намучились с обшивкой и конструкцией самолетов-невидимок B-2. Их обслуживание оказалось чрезвычайно дорогим и сложным. В результате самолеты больше времени проводят в ремонтных мастерских, чем в воздухе. B-21 должен преодолеть этот недостаток.

Из того арсенала оружия, которое предполагается размещать во внутренних отсеках бомбардировщика, в разное время упоминались корректируемые противобункерные бомбы GBU-57/B Massive Ordnance Penetrator. Они используются на бомбардировщиках B-2, а также будущая крылатая ракета Long Range Stand-Off (LRSO) с ядерными боеголовками.

ВВС США планируют заменить все существующие стелс-бомбардировщики B-2 Spirit, а также B-1 Lancer. В 2027 году на боевой пост должна заступить целая эскадрилья, восемь самолетов B-21 Raider, местом базирования которой выбрана авиабаза Эллсворт в штате Южная Дакота. В середине следующего десятилетия планируется нарастить выпуск до 80 бортов, а ко второй половине 30-х годов парк стратегических бомбардировщиков должен увеличиться до 220 боевых машин, что станет рекордом для США.

В Вашингтоне рассчитывают, что B-21 Raider станет основой американского бомбардировочного флота, будет играть ключевую роль в поддержке стратегической мощи страны и позволит наносить точные удары оружием с ядерными и обычными боеголовками на большие расстояния в любой точке мира.

Пока, конечно, неясно, насколько B-21 Raider будет соответствовать ожиданиям американского генералитета. Ранее столь же большие надежды возлагались на В-1, потом на В-2. Они не оправдались.

Сегодня некоторые американские эксперты высказывают мнение, что к началу 30-х годов В-21 потеряет все преимущества, на которые указывают в Northrop Grumman. Один из аргументов – скорость развития оборонительных и ударных вооружений потенциальных противников. В качестве наиболее перспективных они называют гиперзвуковое оружие, для запуска которого подходят уже любые носители, даже подводные лодки.

Не забыты также различные дроны, которые становятся совершеннее и многочисленнее. Уже сегодня некоторые из них способны самостоятельно решать задачи в заданных районах. А беспилотники стоят на несколько порядков меньше, чем B-21 Raider. В общем, гонка вооружений идет полным ходом, а значит даже такая перспективная боевая машина, как В-21, может устареть до того, как поступит на вооружение.

"