Posted 4 декабря 2020,, 08:49

Published 4 декабря 2020,, 08:49

Modified 7 марта, 14:29

Updated 7 марта, 14:29

Напугали всех: почему Запад не хочет поставлять Турции комплектующие для дронов

Напугали всех: почему Запад не хочет поставлять Турции комплектующие для дронов

4 декабря 2020, 08:49
Успешные действия турецких беспилотников в карабахской войне обернулся для Турции проблемами

Виктор Кузовков

Казахстан планирует закупить у Турции беспилотники «Bayraktar TB3» – следующую версию нашумевшего в Сирии, Ливии, а потом и Карабахе беспилотника. Об этом написали сразу несколько российских СМИ, и хотя официального подтверждения данная информация пока не получила, её можно считать вполне правдоподобной. Во всяком случае, интерес Астаны к данному типу вооружений проявлялся давно, что выразилось, в частности, в покупке китайский разведывательно-ударных дронов «Wing Loong», а также нескольких других систем ближнего радиуса действия, имеющихся на данный момент на вооружении казахской армии. Турки, как известно, тоже совсем не прочь реализовать на внешнем рынке свои беспилотники.

Сообщается, что новая модель должна стать еще менее заметной для РЛС противника, получить новую авионику и, возможно, больше узлов подвески для вооружения. И все это выглядит внешне достоверно и почти беспроблемно, но все-таки при ближайшем рассмотрении оказывается, что либо новость грешит серьезными неточностями, либо Казахстан намерен прикупить беспилотники, которых пока просто нет в природе.

Совсем недавно турецкий производитель беспитолников «Bayraktar TB2», компания «Baykar Makina», представила новую версию своего детища, беспилотник «Bayraktar TB2S». Главным её отличием от прежней версии является наличие спутниковой системы управления, позволяющей значительно расширить радиус применения данного дрона. Раньше, как известно, он был ограничен дальностью 150-200 километров, в зависимости от рельефа и погодных условий, дальше не получалось из-за ограниченных возможностей радиокомандной системы управления, установленной на борту. Новая же модель позволяет эти ограничения снять, и теперь беспилотник можно отправлять так далеко, как только позволит имеющийся на борту запас топлива.

Отличие серьезное, согласимся. Но ни о какой версии «Bayraktar TB3», выполненной по более совершенной технологии, в том числе «стелс», и способной уничтожать российские комплексы С-400, речи вроде бы не идет. То есть, мы имеем дело с полезной модернизацией, а не с качественным рывком, как нам иногда намекают.

Разумеется, мы можем предположить, что производитель чисто в маркетинговых целях выпустит новинку на рынок с индексом «TB3». Маленькая, но вполне рабочая хитрость. К инженерному делу и технологиям она прямого отношения не имеет, а вот коммерчески может оказаться весьма оправданной. Но только ли в этом дело?

Триумф турецких беспилотников, как ни странно, весьма неприятно отозвался на их перспективах. Увы, некоторые партнеры Турции, не разделяющие её подходов к разрешению Карабахского конфликта, приняли решение ограничить или вовсе запретить поставку в эту страну своих узлов и агрегатов, применяемых при производстве беспилотных летательных аппаратов, в частности, «Bayraktar TB2». Так, например, корпорация «Bombardier Recreational Products», владеющая австрийским производителем двигателей «Rotax 912», устанавливаемых на данный тип беспилотников, объявила о прекращении поставок в Турцию. Своего двигателя в данной массо-габаритной категории у Анкары просто нет, и сколько времени займет его разработка, пока не известно. Также под запретом оказалась и поставка оптической станции для данного дрона, систем лазерного целеуказания и некоторых других важных составляющих современного беспилотного летательного аппарата, без которых он превращается просто в красивый, но бесполезный кусок пластика.

В связи с этим с особым интересом смотрятся попытки Турции найти подходящие двигатели на Украине и в других странах. Информация об этом периодически проскакивает в профильных СМИ, и очень похоже, что она не далека от истины. Нет, не стоит говорить о том, что это в принципе невозможно. Но весьма сомнительно, что турецкий производитель сможет быстро найти адекватную замену весьма специфическому, нишевому двигателю, качество и характеристики которого значительно превосходят наработки тех же украинских конструкторов. То есть, это явно происходит не от хорошей жизни, и очевидно, что на боевых характеристиках новых беспилотников эти замены скажутся не лучшим образом…

Нужно отметить, кстати, что проблемы преследуют и другие сектора турецкого оборонпрома. В частности, корпорация «Rolls-Royce» вышла из совместного проекта, предусматривающего разработку двигателя для турецкого истребителя пятого поколения TF-X. Для самой Турции, вообще не имеющей опыта разработки и производства столь сложной технологичной продукции, это равносильно катастрофе – кроме упомянутой британской фирмы да еще трех-четырех производителей в США, Франции и России, соответствующих компетенций нет вообще ни у кого в мире. При нынешних отношениях с США о сотрудничестве с «GE» или «Pratt & Whitney» по столь щепетильному вопросу можно просто забыть, французы, с их мощным армянским лобби, тоже наверняка поостерегутся. Что, идти на поклон в Россию? Очень сомнительно, что Эрдоган, последовательно «плюющий в суп» Москве на протяжении уже нескольких лет, будет очень рад такой перспективе. Хотя есть еще и Китай, кое-что успевший украсть у российских двигателестроителей. Но эти ребята умудрятся украсть что-нибудь и у самой Турции, с них станется…

Похожие проблемы и у турецкого ударного вертолета «ATAK 2», двигатель которого создается совместно с американцами. Нет, те пока не вышли из проекта, но по имеющейся информации, работы над проектом сильно замедлились и он вряд ли будет закончен в 2024 году, как планировалось.

То есть, ставка турок на серьезную кооперацию с западными производителями оказалась не совсем удачной. Она была верной в прежней парадигме, когда Турция была верным солдатом НАТО, беспрекословно исполняла все распоряжения Вашингтона и Брюсселя и не давала поводов усомниться в своей лояльности. Но стоило Анкаре проявить строптивость, начать отстаивать свои национальные интересы (уж как бы она их ни понимала), как «партнеры» моментально «закрыли краник» технологической поддержки, и амбициозные турецкие военные проекты оказались буквально подвешенными в воздухе.

Все это важно для понимания того, как нам стоит относиться к новостям о покупке тем или иным государством турецкой военной продукции, в частности, беспилотников. Да, есть очень чувствительные точки, такие, например, как Донбасс, где даже не самые современные дроны могут создать нам серьезные проблемы. Но в большинстве случаев речь может идти лишь о предполагаемых поставках техники, уступающей не только самым передовым на сегодняшний день образцам, но и своим собственным предыдущим версиям. И никаких истерик по поводу приобретения тем же Казахстаном турецких беспилотников мы закатывать не должны. Скорее, это повод пожать плечами и пожалеть соседей, которым, видимо, некуда деньги девать. Поэтому не так уж важно, какой индекс присвоят очередному беспилотнику, который надеются «впарить» простодушным центрально-азиатским государствам – хоть «TB3», хоть «TB10» вообще. Летать и воевать лучше он от этого не станет…

Хотя есть у этого вопроса и еще один аспект. Несмотря на все победные реляции российского ТВ, чем дальше, тем лучше мы понимаем, что Кремль потерпел в Закавказье сокрушительное поражение. Пропагандисты радостно говорят про хитрый план и про наших миротворцев в Карабахе, но говорить нужно как раз о том, что решительная рекламная кампания турецкого оружия, имевшая место совсем недавно в зоне нашей традиционной ответственности, привела к печальному и для нашего ВПК, и для наших геополитических интересов, итогу. Вероятная покупка турецких беспилотников Казахстаном стала, в первую очередь, следствием того, что они успешно уничтожали системы советского и российского производства, призванные с ними бороться. То есть, они не просто хорошо себя зарекомендовали, а хорошо себя зарекомендовали против нашего оружия.

"