Posted 4 марта 2021,, 15:56

Published 4 марта 2021,, 15:56

Modified 7 марта, 13:54

Updated 7 марта, 13:54

КБ им. Туполева

Москва без крыльев: почему нельзя выводит из столицы авиационные КБ

4 марта 2021, 15:56
Фото: The Villfge
КБ им. Туполева
Вместе с потерей знаменитых конструкторских бюро Москва автоматически потеряет свою роль в мире высоких технологий, а вместе с ней и статус столицы.
Сюжет
Авиация

Андрей Злобин, кандидат технических наук, математик

Авиационные КБ уже столетие являются интеллектуальной основой могущества России. Возможно, не все понимают, что и космос, и ракеты, и атом, и флот всегда использовали лучшие достижения авиационных технологий. Наши знаменитые Генеральные конструкторы-ракетчики, включая академика С.П.Королева — выходцы из авиации. Главный конструктор первого реактора АЭС, реактора первой советской атомной подлодки — выходец из авиации академик Н.А.Доллежаль. Все крупные технические проекты российского государства за последние сто лет, так или иначе, были связаны с авиационной конструкторской мыслью.

Отечественная школа авиационных конструкторов собирала вокруг себя лучшие научные и инженерные кадры, способствовала созданию лучшей в мире системы образования, обеспечивала работой и социальными благами миллионы россиян. Без преувеличения можно сказать, что крупные авиационные КБ являются сердцем России и именно поэтому они располагаются в ее столице — Москве. Неразрывно связанные с этими конструкторскими школами, именно в Москве находятся самые сильные высшие учебные заведения — кузницы инженерных кадров для авиации. Опытные специалисты КБ проводят огромную работу вместе с профессорско-преподавательским составом московских университетов, вместе обучают студентов и формируют кадровый резерв авиапрома.

Нет сомнений, что Москва до сих пор является мировой столицей авиационных технологий, единственным в мире городом, в рамках которого сосредоточены практически все компетенции авиационной науки и промышленности. В Москве концентрируется сильнейшие научные школы математики, аэродинамики, термодинамики, теплофизики, материаловедения, прочности, электротехники, электроники и многие другие. Постоянной слаженной работой авиационных КБ в Москве поддерживается высокий уровень конструкторских знаний всех без исключения отраслей промышленности, включая оборонную сферу.

Даже после огромных потерь, связанных с некомпетентной «перестройкой», грабительской приватизацией, Москва пока сохранила способность разрабатывать передовую авиатехнику, о которой много раз сообщали российские СМИ. Москва, как ведущий авиационный кластер, является важнейшей составляющей российской государственности, и потому отношение к московским авиационным конструкторским бюро должно быть в высшей степени ответственным. Связка «Москва-Авиация-Столица» — это не пустой звук, но та самая суть, которая тождественна стенам московского Кремля.

С чем можно сравнить выселение авиационных КБ из Москвы? С разрушением храмов науки и технологий. Если на месте каждого конструкторского бюро будет построен эдакий «бассейн Москва», то аналогия будет полной. Вот только уроки истории забывать не нужно — на месте того бассейна сегодня снова восстал из пепла Храм Христа-Спасителя. Вообще с «разрушением храмов» можно зайти слишком далеко, ведь от бюрократической ошибки до преступления всего один шаг. А ну как распыление авиационных конструкторских бюро нанесет непоправимый стратегический ущерб оборонной сфере? А если этот ущерб, не дай бог, приведет к военному поражению государства? Надеяться при этом на поблажки суда вряд ли стоит, поскольку преступления такого рода обычно рассматривает военный трибунал…

Возможно, автор этих строк не владеет полной информацией и планы «эвакуации» из Москвы ведущих авиационных КБ вызваны очень серьезными причинами. Но даже в этом случае нужно сто раз подумать, прежде чем принимать решение. Вместе с потерей знаменитых конструкторских бюро Москва автоматически потеряет статус столицы, и ее значимость в современном мире высоких технологий рухнет ниже плинтуса.

"