Posted 30 мая 2006,, 20:00

Published 30 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 02:26

Updated 8 марта, 02:26

Александр Сафошкин

Александр Сафошкин

30 мая 2006, 20:00
Александр Сафошкин – самый опытный гимнаст в заметно обновившейся за последнее время сборной России. И самый титулованный – он трехкратный чемпион Европы и серебряный призер чемпионата мира в упражнениях на кольцах. Вот и на недавнем этапе Кубка мира, который прошел в московском спорткомплексе «Олимпийский», Александр

– Александр, вы как свой результат на московском Кубке мира оцениваете? Скромно?

– Пожалуй… Задачу минимум выполнил – выиграл. Но качество исполнения могло бы быть и лучше. Много мелких помарок, которые у меня всегда вызывают раздражение, потому что часто потом эти помарки переходят в грубые ошибки. Но я объясняю это накопившейся усталостью – все-таки всего две недели прошло после чемпионата Европы, до него тоже много стартов было… Так что к чемпионату мира в октябре я все свои сегодняшние погрешности исправлю.

– Вам, 30-летнему, самому, кстати, возрастному гимнасту сборной, тяжело находиться на подъеме весь сезон?

– Дело не в возрасте, нынешние правила позволяют сосредотачиваться на одном снаряде и доводить программы до блеска с минимальными затратами. Тяжело, когда ты себя в этих новых правилах не находишь. Не знаешь, что и как показать. Вот тогда действительно вымучиваешь каждый выход на помост. А если знаешь и понимаешь, что к чему, – проблем нет. Я вполне нормально переношу нагрузки и возраста пока не чувствую. Знаете, что меня больше всего поразило, когда накануне Олимпиады в Афинах я вновь на «Озеро Круглое» вернулся (покинув сборную в 19 лет, Сафошкин семь лет выступал в качестве воздушного гимнаста в цирке. – «НИ»)? То, что Лешка Немов, с которым мы еще в юниорской сборной дружили, по-прежнему был там. Сколько уже классных ребят из гимнастики ушли, у меня такой жизненный отрезок позади, а он все держался, пахал. По сравнению с ним – я спортсмен начинающий. Всего четвертый сезон на таком серьезном уровне выступаю. Не успел еще устать-то.

– Хотите теперь немовский рекорд побить?

– Ну, на трех Олимпиадах я вряд ли выступлю, а вот до Пекина поставил себе цель остаться.

– Чтобы там обязательно выиграть?

– Постараюсь. Седьмое место в Афинах меня, конечно же, не удовлетворило, и хотя я не тщеславный человек, жизнь научила нацеливаться только на высший результат.

– В свое время в цирк в Ростове-на-Дону вы, насколько я знаю, устроились по большому блату, много сил положили на то, чтобы там авторитет завоевать, имя и хороший заработок. Не боитесь в погоне за медалями место хорошее потерять?

– Дело не в наградах, а в том, что ты оставишь в спорте после себя. Конечно, на то, что я в свое время спорт покинул, свои причины были. Женился, надо было где-то жить, кормить семью, сына, но если бы я чувствовал тогда, что смогу что-то особенное показать в гимнастике, как Немов опять-таки, ни за что бы с ней не расстался. Перетерпели бы мы с Катей как-нибудь. Но я никаких перспектив для себя на помосте не видел, поэтому расставание легко прошло, но червоточинка в сердце, неудовлетворенность в душе все-таки остались.

– Поэтому, наверное, вы в цирке себя так быстро нашли?

– Может быть. Когда окунулся в новое дело с головой, захотелось не просто заработать, а до уровня настоящего артиста дорасти. Было приятно, когда публика мои сольные номера на ура принимала. Это подстегивало, заставляло искать и находить то, что до меня никто не делал. Когда лауреатом национальной цирковой премии стал (она у нас вроде олимпийской медали), был по-настоящему счастлив. Значит, все это время, что прожил без спорта, прожил не зря. Так же теперь и на помосте. Тогда не чувствовал, что могу показать себя, а теперь чувствую. Ради этого, считаю, теперь можно и цирк на какое-то время оставить.

– Кстати, что толчком-то послужило?

– То, что правила изменились, и на Олимпиаде стало возможным только на одном снаряде выступать.

– И все же разница между подготовкой циркового артиста и большого спортсмена наверняка огромна. Со стороны кажется, что спорт более жесток и непредсказуем. И на том же «Озере Круглом» вы на сборах до тошноты сидите…

– А без дисциплины и палки ничего не будет. Пахать надо везде, только в цирке, в отличие от спорта, никто над тобой не стоит. Надо тебе – пожалуйста, репетируй, не надо – можешь отдыхать, сколько хочешь. Только если номер потом плохо отработаешь, с тобой просто контракт не заключат – и все. Но у меня, к счастью, никогда в этом смысле проблем не было. К самодисциплине спорт приучает с детства. К нудной монотонной работе – тоже. Будучи артистом, я однажды свой номер целых три года делал! Зато когда исполнил его, зал ахнул. Вот это и есть в цирке высший класс. Собственно, как и в спорте.

"