Posted 30 марта 2005,, 20:00

Published 30 марта 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Главный тренер сборной России по художественной гимнастике Ирина Винер

Главный тренер сборной России по художественной гимнастике Ирина Винер

30 марта 2005, 20:00
Нынешний сезон для российской художественной гимнастики будет особенным. После золотого 2004 года и ухода из спорта Алины Кабаевой обновляется состав сборной. Изменения коснулись и правил. В ближайшие четыре года, включая Олимпиаду-2008 в Пекине, выступления гимнасток будут оцениваться в ином формате, к которому нужно

– Ирина Александровна, поклонников художественной гимнастики по-прежнему интересует судьба вашей ученицы Алины Кабаевой. Чем она сейчас занимается? Вот недавно прошел турнир ее имени...

– Да. Назывался он «Ваву Сuр Alina-2012» (детский Кубок Алина-2012 состоялся 4 марта. – «НИ»). Несколько лет назад, когда Москва решила бороться за Игры 2012 года, Алина была выбрана лицом Олимпиады. Тогда же мы и придумали турнир для юных гимнасток. И сейчас, кстати, Алина провела его как главный судья.

– Это значит, что она окончательно ушла из спорта?

– Я не могу ответить однозначно. И ушла, и осталась. Точнее, взяла тайм-аут. Сколько он продлится, не знаю. Может быть, до конца ее жизни. А может, однажды она вернется. Сейчас, во всяком случае, она занимается совсем другими делами. Состоит, например, в высшем совете партии «Единая Россия». Недавно летала в Надым на встречу с избирателями.

– После ухода Алины кто-нибудь из молодых гимнасток обратил на себя ваше внимание? Может, чем-то напомнил Кабаеву?

– Есть такая девочка – Алия Гараева. На мартовском Кубке чемпионок она заняла шестое место в абсолютном первенстве, но данные у нее чемпионские. Очень гибкая, прыгучая, великолепно держит равновесие и… действительно похожа на Алину. У нее тот же солнечный зайчик в глазах, та же жизнерадостность на площадке…

– С новыми правилами гимнастика стала интереснее?

– На мой взгляд, да. На смену комбинациям пришли восемнадцать отдельных элементов. А в каждом виде упражнений появилась своя специализация. Например, в ленте – пируэты. Все упражнение теперь может состоять только из них. Поэтому тот, кто хорошо владеет пируэтами, может стать чемпионкой именно в этом виде. Тот, кто прыгает великолепно, как Ира Чащина, должен выиграть скакалку и так далее. Кроме того, если раньше гимнасткам начисляли не больше балла, то теперь за один элемент можно получить все полтора. Правда, чтобы получить максимальную оценку, нужно рисковать – бросать и ловить предметы без зрительного контроля, «вслепую». А если потеряешь их – вместо одной десятой теперь полбалла снимут точно. В общем, правила изменились в корне.

– Вы принимали в этом участие?

– В какой-то степени да. Когда президент техкома ФИЖ (Международная федерация гимнастики. – «НИ») госпожа Абруццини дала добро на обсуждение новых правил, я попросила наших тренеров поучаствовать в процессе. Написать, что, на их взгляд, необходимо поменять или добавить в первую очередь. Надо отдать должное Абруццини – она приняла все, что предложили российские и зарубежные специалисты. Я считаю, правила сейчас очень хорошие.

Тренер и любимая ученица.

– А зрителю они понятны?

– Вполне. Даже дилетант может разобраться если не с первого раза, то со второго уж точно. Это было видно по реакции зала на московских турнирах «Кубок чемпионок» и «Гран-при».

– В отсутствие Кабаевой конкуренция в нашей сборной, наверное, обострилась?

– Приведу такой пример. Даже при том, что Ира Чащина участвовала в тех же московских турнирах вне конкурса, на выступление у нас претендовали как минимум шесть гимнасток! Это и Ольга Капранова, и Ляйсан Утяшева, и Вера Сесина, Светлана Путинцева, Гараева…

– Почему же не выступала Утяшева, которую еще совсем недавно называли второй Кабаевой?

– Я не поставила ее в команду по одной причине: другие девочки провели контрольные тренировки гораздо лучше. Ляйсан ведь два года пропустила из-за операции на ногах и длительного восстановления. Но я счастлива, что она наконец начинает набирать силу, что у нее, как говорится, опять глаз горит.

– Интересно, сможете ли вы спустя какое-то время то же самое сказать об Алине? На ваш взгляд, реально ей вновь вернуться в спорт?

– Может, и реально. Алина очень, повторю, очень и очень талантлива. Но… сегодня она исчерпала свой потенциал. Нет у нее больше сил, нет эмоций, чтобы продолжать тренироваться. А что такое эмоции для Алины? Это – все! Алина без эмоций уже не Алина. И они у нее, увы, пока не появились. Вот почему я и сама не хочу, чтобы она сейчас выступала. Ей нужно хорошенько отдохнуть, чтобы освободиться прежде всего от эмоциональных травм. А потом… Понимаете, я глубоко убеждена, что такие гимнастки, как Кабаева, могут вернуться на ковер и через год, и через два. Всегда!

"