Posted 29 ноября 2012,, 20:00

Published 29 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:13

Updated 8 марта, 05:13

Фанат в законе

Фанат в законе

29 ноября 2012, 20:00
Уже в декабре Госдума РФ может принять в первом чтении «Закон о болельщиках». Оперативность, с которой народные избранники взялись за разработку этого документа, а также высокий накал страстей при его обсуждении связаны с недавним срывом по вине фанатов матча российской футбольной премьер-лиги «Динамо» (Москва) – «Зени
Сюжет
Футбол

Петарда, брошенная с трибун химкинского стадиона в динамовского голкипера Антона Шунина, ускорила работу над созданием «закона о болельщиках», разговоры о котором велись у нас уже давно. Основная цель данного нормативного акта – ввести в юридическую плоскость понятие «зритель спортивных соревнований», обозначить его права и обязанности, а также четко разграничить ответственность между болельщиками, организаторами матчей, органами правопорядка и другими активными сторонами того же футбольного действа. Еще одна задача – унифицировать правила прохода на трибуны, то есть сделать их одинаковыми для всех российских городов и стадионов.

В ноябре проект нового закона был доработан и на этой неделе внесен правительством в Госдуму. По словам главы думского комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Игоря Ананских, документ вряд ли обойдется без внесения определенных поправок, но окончательное его принятие ожидается уже через пару месяцев. Такую скорость депутат объяснил большим общественным резонансом.

Главными пунктами «закона о болельщиках» является установление в нем конкретных административных наказаний за неподобающее поведение на трибунах. Отныне особо буйным фанатам будет грозить штраф от 500 до 5 тыс. рублей, арест на 15 суток, обязательные общественные работы сроком от 100 до 200 часов либо запрет на посещение спортивных мероприятий на срок от одного месяца до одного года. Причем для нарушителей последней санкции предусмотрено уже уголовное преследование. На днях премьер-министр страны Дмитрий Медведев предложил ввести и такую радикальную меру наказания, как пожизненный запрет на посещение стадионов. В Госдуме эту инициативу уже поддержали, что, по-видимому, найдет свое отражение в итоговом варианте закона.

Кроме того, «закон о болельщиках» предполагает, что все стадионы страны будут оборудованы специальными веб-камерами для фиксации нарушений. А на внеплановом собрании клубов премьер-лиги, состоявшемся на прошлой неделе, был предложен еще целый ряд мер. В их числе: продажа билетов только по паспортам, возможность дисквалификации отдельных трибун и секторов стадионов и даже введение рентгеновских аппаратов для предматчевых досмотров болельщиков, подобных тем, что используются в аэропортах. Последняя идея исходила от МВД, но вряд ли найдет свое практическое применение из-за того, что существенно задержит и без того медленный проход на трибуны.

То же самое касается и предложений ходить на футбол только по паспортам. Даже сами депутаты соглашаются с тем, что неправильно из-за нескольких десятков нерадивых фанатов заставлять тысячи других людей стоять в огромных очередях и предъявлять свои документы то кассирам, то сотрудникам правопорядка. Вместо этого рассматривается вариант, когда особо злостные нарушители должны будут отмечаться во время матчей в отделениях полиции по месту жительства. Тем не менее московский «Локомотив» уже объявил, что собирается продавать билеты только при условии предъявления удостоверения личности (паспорта или водительских прав), во всяком случае на ближайший домашний матч с нижегородской «Волгой».

Уже даже футболисты просят своих болельщиков вести себя «потише».

Необходимость создания «закона о болельщиках» никем не оспаривается, однако уже сейчас он подвергается серьезной критике. Фанаты обещают организовать митинги протеста, если инициатива Медведева о пожизненном запрете на посещение матчей вступит в силу. А некоторые депутаты недовольны тем, что в законопроекте ничего не сказано о файерах и петардах, выбегании посторонних лиц на поле, а также употреблении на трибунах нецензурной лексики. Как бы то ни было, вице-спикер Госдумы Владимир Васильев пообещал, что новый документ сделает поход на стадионы семейным праздником, для чего был учтен зарубежный опыт.

Если это действительно так, то было бы логично использовать модель Англии. Насилие на стадионах исторически ассоциировалось в первую очередь с Туманным Альбионом. Еще в 1960-е в фанатскую среду тайно внедрялись полицейские, а на особо агрессивных фанов стали заводиться специальные картотеки. Несмотря на все эти меры, 80-е годы стали настоящим расцветом футбольного хулиганства. После печально известных трагедий на бельгийском стадионе «Эйзель» (39 погибших из-за беспорядков на трибунах) и шеффилдской арене «Хиллсборо» (96 погибших и 766 раненых в результате давки) англичане приняли целый ряд специальных законодательных актов, в которых были четко прописаны наказания для болельщиков. Если в России только говорят о пожизненном запрете на посещение спортивных мероприятий, то в Англии такая мера воздействия узаконена еще 25 лет назад. А в конце 80-х появился и запрет на посещение международных матчей, сделавший особо радикальных фанатов невыездными. В начале 90-х вышел отдельный закон, благодаря которому расистские, националистические и оскорбительные высказывания на стадионах стали считаться преступлением (то, что не прописано, кстати, в нашем «законе о болельщиках»). То же самое касалось бросания любых посторонних предметов на поле и появления на нем посторонних лиц.

В то же время британцы прекрасно понимали, что главным направлением борьбы с насилием должны стать не карательные меры в отношении болельщиков, а создание комфорта на стадионах. Еще в 1989 году правительственная комиссия во главе с лордом Питером Тэйлором обязала клубы устанавливать на спортивных объектах камеры видеонаблюдения, оборудовать трибуны только индивидуальными сидячими местами, а в полиции был создан специальный футбольный отдел, призванный выявлять конкретных хулиганов, собирать на них досье и следить за их перемещениями по всему миру. Специальные агенты ходили на футбол с ручными видеокамерами и со временем накопили богатый архив едва ли не на каждого подозрительного болельщика. А спекуляцией стала считаться даже перепродажа одного-единственного билета. Что до самих клубов, то футбольных руководителей, наиболее рьяно вкладывавшихся в инфраструктуру, поощряли налоговыми льготами и прочими преференциями.

Но чуть ли не главным фактором победы над футбольным насилием оказалось банальное удорожание цен на билеты, связанное с большими вложениями в модернизацию стадионов. Главных возмутителей спокойствия в лице парней с рабочих окраин на трибунах сменили респектабельные дяди и целые семьи из так называемого среднего класса. Когда обстановка окончательно утихомирилась, полицейских на стадионах сменили стюарды и частные службы охраны.

Теперь на Туманном Альбионе не знают, что такое петарды и файеры, а за антисемитские выкрики и нацистские жесты фанатов дисквалифицируют пожизненно. Последний такой случай произошел на этой неделе с болельщиком лондонского «Вест Хэма», оскорбившего еврейских поклонников столичного «Тоттенхэма». В соседней Шотландии, кстати, в марте этого года был принят закон, запрещающий петь песни и выкрикивать кричалки, разжигающие религиозную ненависть. Причем вилка наказаний за это – от штрафа в 40 фунтов до пяти лет лишения свободы. Подчеркивается, правда, что конструктивная критика любой религии или атеизма, а также сатира в их адрес допускаются.

В Италии своя, трудная история борьбы с насилием на стадионах. Всего пять лет назад там на целых 10 дней были приостановлены все футбольные соревнования. Причиной тому послужило убийство фанатами полицейского и постоянные беспорядки. С тех пор там действует специальный закон о противодействии футбольному хулиганству. За метание на поле различных предметов и препятствование проведению матчей можно получить реальный тюремный срок. Билеты на матчи, проходящие на крупных стадионах, продаются только с указанием на них имени и фамилии покупателя. А клубам запрещено иметь любые деловые и коммерческие отношения с неофициальными фанатскими объединениями. Серьезной проблемой, однако, остается пронос на трибуны легких наркотиков – это следствие крайне либерального досмотра болельщиков.

Сейчас в это непросто поверить, но когда-то и степенная Германия была охвачена футбольным хулиганством, особенно на востоке страны. Немецкая полиция, устав от беспорядков, ввела запрет на передвижение многих фанатов по стране и Европе. Порой даже перестраховывалась, занося в «черный список» и относительно тихих болельщиков, однако общество не возмущали такие ошибки, видимо, действительно бывает, когда лучше «перебдеть», чем «недобдеть». Сейчас в рамках борьбы с околофутбольным насилием многие фан-клубы получают финансовую поддержку со стороны местных муниципальных администраций и, таким образом, легче поддаются контролю. А прошедшим летом Немецкий футбольный союз выпустил «Кодекс поведения футбольных болельщиков». Он подразумевает полный запрет на использование пиротехники. За нарушение общественного порядка фанатов будут отстранять от посещения матчей не на три года, как было раньше, а на 5–10 лет.

Постепенно решается в Старом Свете и проблема использования на стадионах модных в последнее время лазерных указок. Хулиганы светят ими в лицо футболистов, и страдают от этого в первую очередь вратари. Так, на прошлой неделе фанат, задержанный во время октябрьского матча чемпионата Франции «Марсель» – «Пари Сен-Жермен», был приговорен за использование «лазера» к месяцу лишения свободы условно, и в ближайшие полгода ему запрещено посещать марсельский стадион «Велодром»...

"