Posted 29 июля 2009,, 20:00

Published 29 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:26

Updated 8 марта, 07:26

Футболист Федор Черенков:

Футболист Федор Черенков:

29 июля 2009, 20:00
Вчера в Москве на стадионе «Спартак» имени Игоря Нетто состоялся матч, посвященный 50-летию двух легендарных советских футболистов – Вагиза Хидиятуллина и Федора ЧЕРЕНКОВА. Юбилей Федора Федоровича, которого многие считают ни больше ни меньше народным футболистом, вообще отмечали довольно широко. Что неудивительно, вед
Сюжет
Футбол

– Федор Федорович, поздравляем вас с юбилеем! Своей игрой вы действительно приносили огромную радость болельщикам. Но почему вы решили провести юбилейный матч на таком маленьком стадионе, как «Спартак»?

– Спасибо за поздравления. На самом деле все просто. В свое время проводились матчи, посвященные круглым датам Юры Гаврилова и Рината Дасаева. Но трибуны стадиона «Динамо» были полупустыми. А стадион имени Нетто вмещает чуть больше пяти тысяч зрителей. Поэтому я, Вагиз (Хидиятуллин. – «НИ») и люди, помогавшие организовывать матч, посчитали, что лучше играть там. Тем более приятно, что эта арена носит имя великого футболиста, который много сил отдал «Спартаку» и национальной сборной страны.

– Но в 1994 году, когда состоялся ваш прощальный матч, на стадион «Динамо» пришло очень много народа.

– С тех пор много воды утекло. У болельщиков появились новые кумиры. Надо жить сегодняшним днем. Сейчас ходят на других – Вагнера Лава, Сашу Кержакова, Алекса...

– Говорят, вы не очень любите отмечать свой день рождения, потому что он совпадает с днем смерти Владимира Высоцкого?

– Это правда. Владимир Семенович был моим кумиром. А каждая его песня – это как крик души. Я всегда вспоминаю его в свой день рождения. Да и вообще очень часто слушаю его песни.

– На матчах премьер-лиги в этом сезоне бывали?

– Один раз. На встрече «Спартака» с самарскими «Крыльями Советов». Приглашали и на недавнее дерби с армейцами. В перерыве я должен был вручить призы детской команде. Но, увы, не смог. А вообще предпочитаю смотреть матчи по телевидению. Так спокойнее. Есть повторы и можно выключить звук.

– С руководством «Спартака» общаетесь?

– Мой друг, второй тренер команды Сережа Родионов недавно приезжал ко мне в гости. С ним созваниваемся или видимся регулярно. С Валерием Карпиным (генеральный директор и главный тренер «Спартака». – «НИ») общаемся гораздо реже. Сейчас у него очень много забот. Но мне очень нравится, как он работает. С удовольствием посмотрел игру «Спартака» с ЦСКА. Бразилец Алекс становится настоящим лидером «красно-белых». Но, наверное, еще большее впечатление на меня произвел молодой парнишка Яковлев. Вышел на замену в такой игре и не растерялся! Более того, мог и сам забить, и Веллитону отдал классную передачу, выведя бразильца один на один с вратарем. Словом, мне кажется, что «Спартак» возрождается. Игроки проявляют характер.

– За другими командами следите?

– Кроме «Спартака» при Карпине мне нравится, как играют наши самые принципиальные соперники – ЦСКА и «Динамо».

– А вообще насколько вам интересен нынешний российский футбол? Наверное, он сильно уступает уровню союзного первенства, в котором вы выступали?

– Честно говоря, наш чемпионат для меня гораздо интереснее, чем, например, первенства зарубежных стран. А Союз давно рухнул, и футбол с тех пор серьезно изменился. Поверьте, у нас много хороших футболистов, и прошлогодний чемпионат Европы это показал. Беда в том, что у нас много посредственных иностранцев. Мне нравится, как играют те же Алекс, Веллитон, Вагнер Лав, динамовский защитник Леандро Фернандес. Но есть и ребята, которых непонятно зачем привозят из-за границы. Слабые игроки российскому чемпионату не нужны. Своих хватает.

– Из россиян кого выделяете?

– Не буду оригинален – Андрея Аршавина и Юрия Жиркова.

– А если брать игроков вашего амплуа, то есть плеймейкеров?

– В принципе Аршавин способен действовать на этой позиции. А еще мне нравится Дмитрий Хохлов. Он и пас может отдать, и забить.

– Федор Федорович, давайте вернемся к вашему юбилею. Скажите, было много поздравлений?

– Знаете, телефон просто раскалывался. По-моему, было около 200 звонков. Звонили даже незнакомые люди. Честно говоря, к концу дня просто устал от такого внимания.

– Олег Романцев звонил?

– Может быть. Просто в какой-то момент я переутомился и заснул.

– А вообще насколько часто вам звонят знакомые или журналисты?

– Я счастлив, потому что друзья меня не забывают. Помогают. Приглашают сыграть за ветеранов. Это не только удовольствие, но и какие-то деньги. А журналисты интересуются мной только в связи с каким-то событием. Как сейчас.

– Не так давно в одной газете написали, что вы живете в стесненных условиях и у вас нет машины…

– Я живу в 95-м квартале. Это в Кунцеве. Недалеко ледовый Дворец «Крылья Советов». Квартира у меня на первом этаже, но меня она полностью устраивает. И машина есть. «Лада» десятой модели. На ней я иногда езжу на стадион «Спартак». Хотя чаще я езжу на метро.

– Кстати, стадион «Кунцево», где вы начинали карьеру, вроде бы собираются сломать. Уже трибуны снесли… Говорят, к этому причастна Алина Кабаева, которая стала хозяйкой этого спорткомплекса и хочет открыть там свою школу.

– Я отношусь к этому резко отрицательно. И не только потому, что я действительно начинал играть в футбольной школе «Кунцево». Там многие мальчишки делали свои первые шаги в футболе. Игорь Семшов, например…

– Интересно, а какие матчи вы до сих пор вспоминаете? Естественно, с вашим участием...

– На первое место я бы поставил игру против сборной Бразилии в 1980 году, в Рио-де-Жанейро, в которой мы победили со счетом 2:1. Мы проигрывали 0:1, а затем нынешний наставник ЦСКА Зико не реализовал пенальти. И мне почти сразу же удалось сравнять счет. Прошло всего несколько минут, и Сергей Андреев забил еще один гол. Победить на легендарном «Маракана» удавалось далеко не каждому сопернику бразильцев. Особенно если на трибунах за них болела почти 200-тысячная толпа («Маракана» в то время был самым вместительным стадионом в мире. – «НИ»). На второе место я бы поставил встречу со сборной Франции, которая состоялась в том же 1980-м, но в Москве. Тогда в составе французов выступали Мишель Платини, Жан Тигана и многие другие знаменитые футболисты. Матч вызвал огромный ажиотаж, и на переполненных «Лужниках» мне также посчастливилось забить, причем победный мяч. Ну и трудно, конечно, забыть наши победы над английскими «Арсеналом» и «Астон Виллой» в еврокубках. Да и каждый матч против киевского «Динамо» был большим событием.

– Наверное, кто-то из киевлян был и самым неудобным для вас противником на поле?

– Вообще я всегда с уважением относился к каждому сопернику. Но самым неуступчивым был, пожалуй, киевлянин Толя Демьяненко. На первый взгляд он казался мягким игроком, но обыграть его было практически невозможно. Недаром Толю выбирали капитаном сборной страны.

– К сожалению, вы так и не сыграли ни на одном чемпионате мира, при том, что дважды признавались лучшим футболистом страны. Сильно переживали по этому поводу?

– Так сложились обстоятельства. Я ни о чем не жалею. На Валерия Васильевича Лобановского (тренер киевского «Динамо» и сборной СССР. – «НИ») зла не держу. Для меня гораздо важнее, что люди получали удовольствие от моей игры.

– Многие считают вас великим футболистом. А кто-то говорит, что вы – народный игрок. Вам такие комплименты, насколько известно, не очень нравятся…

– Я считаю себя просто спартаковцем. Я бы ничего не добился без поддержки начальника «Спартака» Николая Петровича Старостина, без тренировок под руководством Константина Ивановича Бескова. Да и надо огромное спасибо сказать партнерам по команде, врачам, массажистам, всему техническому персоналу. Как говорится, один в поле не воин.

– Вам только 50. Есть какие-то планы на будущее?

– В последнее время чувствую себя достаточно хорошо (Черенков, как известно, уже давно страдает психическим недугом. – «НИ»). Стараюсь рано вставать, хотя ложусь поздно. Пытаюсь поддерживать себя в неплохом физическом состоянии. Но самое главное – это, конечно, молитва. Она помогает сохранять духовное здоровье. Я верующий человек. А вот каких-то конкретных планов на будущее пока нет. Но даст бог, они появятся…

"