Posted 29 июля 2007,, 20:00

Published 29 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:27

Updated 8 марта, 08:27

Поминки с шампанским

Поминки с шампанским

29 июля 2007, 20:00
Вчера в Париже финишировала самая престижная веломногодневка «Тур де Франс». Однако настроение у спортсменов во время традиционного заключительного «Парада на Елисейских Полях», как еще называют последний этап «Тура», было далеким от праздничного. Шампанского новый чемпион, 24-летний Альберто Контадор, конечно, отведал

А как красиво все начиналось. Пролог «Тур де Франс» проходил в солнечном, в кои-то веки, Лондоне, за ним наблюдали более миллиона зрителей – это чуть ли не самая грандиозная зрительская аудитория в истории велоспорта. И в итоге вместо праздничного финиша в столице Франции с улыбками и шампанским «Тур» получил форменные поминки по окончательно ушедшему в мир иной честному и чистому велоспорту. С чьей-то подачи к завершившейся гонке уже прилипло названьице «Тур де Фарс» и отлипнет оно, можно не сомневаться, очень не скоро. Раз уж французские СМИ объявили, по сути, бойкот предмету гордости своей страны, которому более 100 лет от роду, значит, дело натурально табак. А бойкот тоже самый натуральный. Знаменитая французская газета «Франс Суар» последние дни не напечатала ни строчки о «Туре», а в разделе, где традиционно публиковались технические результаты, читатель мог увидеть лишь два слова – «без комментариев». Последовало примеру коллег и издание «Либерасьон». «Мы все дети «Тур де Франс», – заявил в редакционной колонке автор «Франс Суар» Жан-Пьер Брюнуа. – Мы поклонялись легендам этой гонки, мы сопереживали ее драмам. Но теперь наша мечта разбита и уничтожена. И мы не знаем, когда «Тур» сможет восстать из пепла».

Уважая позицию французских коллег, уделим все же внимание спортивным итогам гонки, тем более что российские ее участники в допинговых скандалах уличены не были (хочется надеяться, что и не будут). Правда, и особо героическими достижениями наши соотечественники не отметились. Владимир Карпец (команда «Кас д’Эпарнь») хоть и занял третье место на предпоследнем этапе – в «разделке» протяженностью 55,5 км, в общем зачете остался во втором десятке с отставанием от чемпиона, испанца Альберто Контадора («Дискавери Ченнэл») в 24 с лишним минуты. О самом Контадоре стоит замолвить особое слово. По нескольким причинам. Во-первых, он начал заниматься велоспортом только в 16 (!) лет – до того момента Альберто мечтал о лаврах профессионального футболиста. Во-вторых, три года назад Контадор находился на грани жизни и смерти – в сосуде головного мозга застрял тромб, и врачам пришлось делать срочную операцию по его удалению. Тем не менее молодой гонщик сумел восстановиться, и уже во время нынешней многодневки Йохан Брюнель, директор команды «Дискавери Ченнэл», за которую много лет выступал Лэнс Армстронг, заявил, что именно Контадор может стать наследником великого американца, тоже поборовшего, как известно, тяжелейшую болезнь.

В общем, число тех самых легенд, которым поклоняется Жан-Пьер Брюнуа, вполне могло бы пополниться еще одним персонажем. Но в нынешних обстоятельствах никто не дает гарантии того, что Контадора через некоторое время не предадут анафеме, как это сделали с Александром Винокуровым и Микаэлем Расмуссеном. «Понятие «презумпция невиновности» к велоспорту больше не относится, – со всей прямотой заявил Патрис Клерк, президент фирмы Amaury Sport Organization, которая проводит «Тур де Франс». – На каждом гонщике теперь лежит презумпция виновности».Велоспорт действительно угодил в глубочайший кризис. И пока непонятно, как выходить из этого пике. Кое-кто предлагает радикальные меры – так, например, член Международного олимпийского комитета и президент Международной федерации хоккея Рене Фазель выступил за исключение велоспорта из программы летних Олимпиад. Президент МОК Жак Рогге, правда, эту идею уже отверг, заявив, что лишение олимпийского статуса никоим образом не решит проблему допинга. Рогге также сообщил о планах МОК помочь Международному союзу велосипедистов (УСИ) в борьбе с поразившим велогонки злом. Однако некоторые считают, что УСИ надо перво-наперво разобраться с собственными делами. Руководство «Тур де Франс» считает, что именно Международный союз велосипедистов виноват в том, что, например, Расмуссену позволили стартовать в гонке, несмотря на то, что о его попытках избежать сдачи допинг-проб было известно давно. «После всего случившегося руководство УСИ обязано уйти в отставку, – заявил Патрис Клерк. – Эта организация дискредитировала себя отсутствием профессионализма, компетентности, прозрачности и прочими прегрешениями. Нам (гонке «Тур де Франс». – «НИ») не нужна эта система. Мы должны быть независимы от некомпетентных людей». С похожими обвинениями выступил и Кристиан Прюдомм, директор «Тур де Франс». «Мы не собираемся в будущем сотрудничать с УСИ, поскольку эта организация никогда не стремилась к «чистой» гонке, – заявил он. – У нас будут специальные правила, и в следующем году, я думаю, ни о каких скандалах вы не услышите».

Пожалуй, самый дельный совет о том, как вывести велоспорт из кризиса, дал Дэвид Миллар, всего пару лет назад сам отбывший дисквалификацию за употребление допинга. «Велогонщики должны нарушить «обет молчания» и рассказать всю правду о том, что происходит за кулисами, – заявил британец, превратившийся после «освобождения» в яростного апологета борьбы с допингом. – Ведь молчат все, и это давно превратилось в негласное правило – не «сдавать» коллег. А рассказать есть о чем. Например, о том, что опытные гонщики в профессиональных командах традиционно берут молодежь под свою опеку, посвящают в фармакологические «премудрости» и учат держать язык за зубами, а менеджеры команд практически поощряют эту «дедовщину». Сначала «молодому» стыдно, а затем он относится ко всему этому хладнокровно и профессионально». Миллар также призвал своего экс-коллегу Эрика Цабеля, недавно признавшегося в употреблении ЭПО, рассказать все, что он знает о системе применения допинга и скрытия этого процесса. «Я предложил ему сделать совместное интервью, – поведал британский гонщик. – Мы не можем просто признать факт употребления допинга и забыть о нем как о страшном сне. Мы должны подробно рассказать об этом». По мнению Миллара, только в этом случае велоспорт сможет восстановить свою репутацию и вернуть любовь болельщиков, которой почти уже не осталось. Да и то, как считает британец, на это уйдет лет пять–десять.

"