Posted 29 апреля 2013,, 20:00

Published 29 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:18

Updated 8 марта, 02:18

Екатерина Тудегешева

Екатерина Тудегешева

29 апреля 2013, 20:00
Для самой титулованной российской сноубордистки Екатерины ТУДЕГЕШЕВОЙ завершившийся зимний сезон сложился удачно. В феврале 25-летняя уроженка города Таштагола выиграла в канадском Стоунхэме параллельный слалом и стала двукратной чемпионкой мира. Свою первую победу она одержала на чемпионате мира-2007. После этого была

– Катя, вы по определению зимний человек, а к лету как относитесь? Вы его вообще замечаете?

– Конечно, под конец сезона я уже начинаю ждать лета, дни считаю, когда снег растает, чтобы травка поскорее появилась, цветочки. Просто так сложилось, что занимаюсь я зимним видом спорта, но лето от этого люблю не меньше.

– Как оно у вас обычно проходит?

– Сборы, тренировки... Вот так и проходит. Отпуск у нас маленький. Апрель-май... Как раз 15 мая уже первый сбор начнется, особо не понежишься.

– А тренировки на снегу когда начинаются?

– С середины августа на леднике. Но это не значит, что лета мы вообще не видим. Еще как видим и шорты, и сандалии успеваем поносить. Мы шустрые (улыбается). В том сезоне наша федерация организовала сбор в Сочи, на море. Там база есть шикарная. Набегаешься на стадионе и тут же в море упадешь, плаваешь, сколько хочется, загораешь… Вспоминать такие сборы – одно удовольствие.

– Пока снега нет, только бег, общефизическая подготовка и плавание? Или еще и специальные тренажеры используете?

– В любом виде спорта есть силовые, скоростные, беговые тренировки. Мы ничем не отличаемся. У нас такая же подготовка для развития силы, выносливости. А вот специальных тренажеров для сноуборда нет. То есть в принципе они есть, конечно. В Новосибирске, я знаю, стоят, но мы их не используем. И я ни разу не пробовала, если честно. Мне рассказывали, что нагрузку получаешь очень приличную. Думаю, что наработать мышцы, которые задействованы в сноуборде, тренажер поможет. Но, когда на себе не испытал его эффекта, сложно рассуждать. Вообще основная нагрузка у нас приходится на ноги. То есть главное – это сила и равновесие, но на результат влияют еще очень много нюансов. А почему вы про тренажер спрашиваете?

– То самое чувство равновесия, например, о котором вы сказали, можно натренировать? Или побеждает тот, кому это качество дано природой?

– Я думаю, любой спортсмен высокого уровня чем-то отличается от спортсмена, который не добивался высоких результатов, и тут, конечно, матушке-природе нужно сказать спасибо. Лично мне она многое дала.

– Что, например?

– Я очень хорошо чувствую свое тело. Хотя мы под словом «талант» еще и везение подразумеваем. Мне кажется, что и оно у меня присутствует. Потом у тех, кто умеет побеждать, мышление особое. Я, например, по-другому оцениваю соревновательную ситуацию, по-своему выстраиваю тактику прохождения трассы, взаимодействия с соперником…

– То есть не столько «физика» играет роль, сколько голова?

– Да, голова. Поэтому спасибо природе, что она наградила меня способностью анализировать, понимать, какие задачи важнее, какие соревнования главнее, то есть правильно расставлять приоритеты. Это, считайте, половина успеха. Я понимаю, как выигрывать, что нужно сделать для того, чтобы все получилось. Я вам сейчас не буду все секреты раскрывать, скажу только, что за десять лет, которые я провела в сноуборде, многое изменилось. Сегодня соревноваться приходится на высочайших скоростях, инвентарь очень сильно усовершенствовался. Не поверите, но у нас даже правильно или нет подобранные ботинки могут повлиять на результат... Это вообще очень долгая тема, иногда ловлю себя на мысли, что могла бы уже толстенную книгу написать под заголовком «Как выиграть чемпионат мира».

– Тянет что-то написать?

– А почему нет? Только не сейчас, конечно. Сейчас главное – тренировки, соревнования… Это же все не так просто – победы наши. Это огромная работа всей команды – моя, федерации, тренера, врача, массажиста. Сегодня очень много людей заняты в подготовке спортсменов, благодаря этому мы и имеем хорошие результаты.

– Стать чемпионкой мира в предолимпийском сезоне дорогого стоит. А вы в одном из интервью сказали, что не особо и рады такому результату.

– Так я Кубок мира хотела проехать лучше, выиграть хотя бы малый глобус, а не получилось. Естественно, на эмоциях говорила, рубанула сгоряча, что нет у меня удовлетворения от этого сезона. Потом остыла, поняла, что зря я так расстраивалась. Чемпионат мира выиграла! На отдельных этапах Кубка тоже есть чем похвастаться. Просто характер у меня такой – я максималистка. Если даже у меня все хорошо, хочется, чтобы было еще лучше.

– Вы, наверное, еще и самоедка. Неудачу долго переживаете, копаетесь в себе бесконечно или наоборот?

– Смотря какие неудачи. Если говорить о самых крупных турнирах, например о Кубке мира, то, естественно, каждый этап переживаю, анализирую. Было бы глупо отмахиваться и делать вид, что все прекрасно. Нет, тут я начинаю копаться: почему неудача, что произошло и самое главное – как исправить? Важно ведь не повторять ошибки. Но делаю я это быстро. Один-два дня даю себе на разбор, а потом – все, забыла, потому что начинается следующий этап. Зачем себя накручивать и выходить с плохим настроением на старт?

– Катя, а необъяснимые поражения бывают?

– Бывают. Сопернику где-то повезло, а тебе – нет. У нас же многое зависит от снега, от ветра, от погоды, от состояния трассы. Очень сложно все сделать идеально.

– А что случилось в олимпийском Ванкувере?

– Это вообще отдельная история. Вы, наверное, смотрели ту Олимпиаду, помните, дождь шел стеной… Погода была ужасная. И у меня не получилось с ней справиться. Никто не виноват. Ванкувер – самый сложный период в моей спортивной карьере, я просто не ожидала такого погодного удара. Хотелось яркого солнца, идеального склона, но никак не дождя, который как из ведра на тебя льет. Хотя для кого-то такая погода оказалась нормальной. Катя Илюхина (выиграла в Ванкувере серебряную медаль. – «НИ») смогла подстроиться под эти условия, и замечательно, что наша команда не уехала без медали. Надо уметь подстраиваться. А я вот не смогла. Проанализировала ли я эту ситуацию? Конечно. Все разложила по полочкам и галочку поставила.

– Говорят, вы очень сильно переживали ту неудачу. Кто вас вытаскивал из этого состояния?

– Нет, ощущения полной катастрофы у меня не было, ситуацию я контролировала, хотя, конечно, расстроилась сильно. Я же готова была очень хорошо, а тут погода. Но, знаете, это все уже далеко-далеко, проехали, Сочи на носу.

– Так там тоже можно ожидать сюрпризов от погоды…

– Сплюньте, не дай бог… Хотя я уже говорила, что должна быть готова к любым условиям, не важно – мягкий ли снег, дождь, туман… Мне должно быть все равно. Трассу олимпийскую уже опробовала. Могу сказать, что поняла ее, сделала для себя необходимые выводы. Теперь свой тренировочный процесс буду подстраивать под ее особенности – длину, крутизну и так далее. Вообще, для меня это будут уже третьи Олимпийские игры, так что и опыт должен помочь. Я вот, например, чувствую, что стала другой. Повзрослела, помудрела. Поменяла полностью свое восприятие спорта. Поняла, как неудачи превращать в победы. Вот это, наверное, самое главное.

– После Ванкувера это поняли?

– Да, та неудача сыграла очень большую роль в моей жизни. Многое пришлось переосмыслить заново. Появлялись даже мысли о том, чтобы закончить карьеру. А у кого они не появляются, когда терпишь такие серьезные поражения? Была и возможность взять паузу. Но я влилась в тренировочный процесс, и сейчас все хорошо. Мне кажется, что сейчас у меня самый расцвет сил. Потенциал, чувствую, еще огромный. Главное – его рационально использовать, в правильное русло направить. Мне кажется, в последние годы у меня это получается.

– Вы как-то заметили, что дня не можете прожить без тренировок, это правда?

– В метро не могу стоять на эскалаторе, иду вверх. В лифте практически не езжу, почти всегда по лестнице бегаю. И на машине стараюсь меньше ездить, лучше пешком пройдусь. Разве это не постоянная тренировка? Когда у меня отпуск, я просто по-другому себя нагружаю, не могу уже без этого.

– Дома сколько дней в году бываете?

– Я сейчас живу в Подмосковье, поэтому недельку между соревнованиями и сборами, как правило, удается урвать. Мне такой режим очень нравится – две-три недели работаешь, неделю дома в себя приходишь. Прежде всего психологически так гораздо комфортнее, чем в напряжении все время находиться. Дома ведь можно закрыться ото всех, отключить телефон и хотя бы поспать нормально. На сборах у меня так не получается, день отдыха вроде, а все равно по будильнику в восемь утра глаза открываешь, расслабиться невозможно в принципе. Нет, я дома очень часто бываю и, по-моему, от этого только выигрываю. На соревнованиях, если посмотреть, лучше стала выступать.

– Когда свой угол появляется, хочется обустраивать его до бесконечности…

– А я его уже давно обустроила, сразу и надолго. Не люблю, когда дом захламлен ненужными вещами. Мне нравятся простота и лаконичность в интерьере, чтобы ничего лишнего не было. Безделушек, которые пыль собирают, вы у меня не найдете. Магнитик на холодильник могу привезти, и мне достаточно. А какие-нибудь огромные вазы тащить домой? Нет уж.... Что дома люблю делать? Телевизор на диване смотреть, журнал полистать, в ванной полежать… Ничего такого особенного, отдыхаю, как все. Шопинг – еще моя слабость. Что за границей, что здесь в России устраиваю его себе регулярно, как и любая девушка.

– Страшные сны про Сочи вам еще не снятся?

– Нет. Я уже дважды переживала олимпийские неудачи, терять мне уже нечего…

"