Posted 28 августа 2008,, 20:00

Published 28 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:49

Updated 8 марта, 07:49

Великий оболтус

Великий оболтус

28 августа 2008, 20:00
Кто стал главным героем летних Олимпийских игр в Пекине? Американский пловец Майкл Фелпс? Российская прыгунья Елена Исинбаева? Есть объективный способ определить это – количество поисковых запросов по фамилии человека в Интернете. Так вот, согласно сведениям компании Google, 22-летний легкоатлет из Ямайки Усэйн Болт в

Как это обычно бывает, Усэйн Болт мог и не стать героем. Точнее, не стал бы Болт олимпийцем, поскольку все свое сознательное детство будущий рекордсмен мира в спринте провел за игрой в крикет. Этот вид спорта, напомним, в олимпийскую программу не входит. «Если бы тренер нашей команды не посоветовал мне заняться легкой атлетикой, увидев, как я быстро бегаю, я бы точно стал профессиональным игроком в крикет, – рассказывает сам Болт. – Теперь вместо меня крикетом занимается мой брат. А я ему помогаю в тренировках. Но сам больше не играю». Серьезной легкой атлетикой Усэйн занялся только в 14 лет. Хотя, пожалуй, «серьезная» – это неправильное слово. Уже через год после начала работы с Пабло Макнилом, известным в прошлом спринтером, Болт выиграл серебряную медаль в национальных студенческих соревнованиях. Но при этом, как рассказывал наставник, юный спортсмен регулярно сматывался с тренировок потусоваться с девчонками. Макнилу приходилось лично разыскивать талантливого оболтуса и вправлять ему мозги. Получалось не очень. Так, во время юниорского первенства в столице Ямайки Кингстоне подопечные Макнила остановились в доме известного в прошлом политика, бывшего премьер-министра страны Александра Бустаманте. Тренер думал, что ему там будет легче присматривать за детьми. Не тут-то было: вечером накануне важного старта Болт спрятался в туалете, а затем убежал из дома. Что ж, дело молодое…

Отношения между тренером и учеником, тем не менее, в целом развивались в позитивном ключе. В том же году Болт дебютировал на международной арене – на юниорском чемпионате мира в Венгрии. Правда, Усэйну там не удалось даже выйти в финал на дистанции 200 м. Это объясняется тем, что юный легкоатлет продолжал относиться к своему занятию спустя рукава. Так, перед Играми стран Карибского бассейна Болт опять сбежал из тренировочного лагеря – на этот раз спрятавшись в кузове грузовика. История стала достоянием общественности, поднялся шум – Макнила обвинили в том, что он держит учеников в ежовых руковицах. Но споры затихли после того, как Болт установил очередные рекорды – на дистанциях 200 и 400 м. На талантливого атлета обратил внимание тогдашний премьер-министр Ямайки Персиваль Паттерсон. Он устроил Болта в столичный Университет технологии, где были куда более приличные условия для тренировок.

Многие говорят – Болт появился практически ниоткуда. Это не так. Еще в 2002 году 15-летнему атлету, вымахавшему на 196 см, Международная федерация легкой атлетики (ИААФ) вручила премию как восходящей звезде. Талант спортсмена признали многие международные эксперты. Так, знаменитый американский бегун Майкл Джонсон заявил: «Болт – это будущее легкой атлетики. Но судьба находится в его собственных руках. Успех Болта зависит от того, как он будет работать через три, четыре, пять лет…» Дальнейшими перспективами Усэйна всерьез озаботилось правительство Ямайки, которое поручило национальной федерации «самого талантливого спринтера всех времен» холить и лелеять – чтобы не сгорел.

Однако Болта с этого момента стали преследовать различного рода неприятности. Атлет готовился к выступлению на своем первом взрослом чемпионате мира – в 2003 году в Париже. Но буквально за несколько недель до отлета в Европу заболел конъюнктивитом, из-за чего сломался график тренировок. И федерация исключила Усэйна из команды, чтобы тот не получил в столь раннем возрасте психологическую травму. Ведь ясно было, что недотренированный спортсмен не только ничего не выиграет, но и в финал не выйдет. Правда, ИААФ вновь вручила Болту премию как восходящей звезде, уже второй года подряд. Воодушевленный Усэйн принялся готовиться к Олимпиаде в Афинах под руководством нового тренера Фитца Коулмэна. В 2004 году он заодно перешел в профессионалы. Но полученная в мае травма икроножной мышцы лишила Болта возможности блеснуть в Греции. Он выбыл из борьбы за «золото» на двухсотметровке в первом же раунде, пробежав более чем на секунду (21,05) хуже своего личного рекорда. И все же ямаец не уехал из Европы незамеченным. Разговоры о восходящей звезде легкой атлетики циркулировали в кулуарах, и многие американские университеты предложили Усэйну стипендию. Однако Болт отклонил все посулы, заявив, что остается тренироваться на родине, в том же самом Университете технологии, который служил ему верой и правдой в прошлые годы.

Усэйна, увы, и в последующую пару лет продолжали преследовать травмы. На чемпионате мира 2005 года в Хельсинки спринтер «сломался» прямо в финальном забеге на 200 м. Рецидив травмы вынудил его отказаться от выступления на Играх Британского Содружества 2006 года. Но черная полоса должна была смениться белой. Это произошло в 2007-м, когда Болт уговорил своего нового тренера Глена Миллза позволить ему пробежать стометровку. Тот разрешил, но на спор – при условии, что спортсмен побьет национальный рекорд на дистанции вдвое длиннее. Усэйн выполнил уговор, пробежав 200 м за 19,75. В первом же официальном забеге на 100 м Болт показал время 10,03 сек. А уже в следующем году, поработав над техникой, ему удалось заметно улучшить этот результат – 31 мая в Нью-Йорке (9,72), а потом на Олимпиаде в Пекине (9,69).

Многих интересует – не является ли Болт продуктом ямайской фармакологии? Сам спортсмен отвечает на этот вопрос категорично: «Приходите и проверяйте меня в любое время – я чист». Его действительно проверяли неоднократно. Только перед пекинскими Играми – четыре раза. «Усэйн даже не любит принимать витамины, – признается Миллз. – Что уж говорить о более серьезных вещах». Кстати, питается атлет вполне умеренно. Если Майкл Фелпс проглатывает на завтрак восемь яиц, три сэндвича с сыром, луком и помидорами, три шоколадных блина и три куска поджаренного хлеба, посыпанного сахаром, то Болт иногда не завтракает вовсе. «Поспать до 11 часов, начать свой день с ланча – вот что я люблю, – рассказывает Усэйн. – И только потом на тренировку».

По вечерам же Болт обожает танцевать. По его поведению на беговой дорожке это заметно. «Вообще-то на дискотеки я хожу чуть чаще, чем стоило бы, – признается спортсмен. – Надо бы притормозить с этим делом». Наконец, очень важно то, что свалившаяся на Болта слава совсем его не изменила. Деньги, по признанию чемпиона, его не волнуют. Автомобили – тоже. «Это у Асафы Пауэлла в личной коллекции куча машин – и «Хаммер», и много всего другого, – говорит Болт. – А у меня всего две, обычные. Больше не надо». Не наблюдается пока вокруг атлета и роя спонсоров. Известно только о сотрудничестве Усэйна с фирмой «Пума». Именно в золотых шиповках этой компании Болт установил в Пекине три олимпийских рекорда и выиграл три медали высшего достоинства.

"