Posted 28 марта 2006,, 20:00

Published 28 марта 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:16

Updated 8 марта, 09:16

Железная воля

Железная воля

28 марта 2006, 20:00
В ближайшие дни в Кремле может пройти торжественный прием в честь российских спортсменов-инвалидов, блестяще выступивших на Параолимпийских играх в Турине. Завоевав 13 золотых, 13 серебряных и 7 бронзовых медалей, сборная России впервые стала победителем в неофициальном командном зачете. Наши инвалиды сделали то, о чем

Удивительно, но урожай наград, приведших в восторг страну, собрали всего 29 человек (18 мужчин и 11 женщин). Причем выиграли они командный зачет всего двумя видами – лыжными гонками и биатлоном. В горных лыжах на этот раз остались без медалей, а вот в двух других дисциплинах, представленных в Турине, – хоккее и керлинге не участвовали вовсе. Впрочем, если в лыжах наша команда всегда числилась в фаворитах, то шесть золотых медалей в биатлоне стали приятным сюрпризом. Четыре года назад в Солт-Лейк-Сити у нас в этом виде программы было всего одно «серебро». «А тогда и неоткуда было взяться результату, – сказал «Новым Известиям» руководитель российской параолимпийской делегации в Турине Павел Рожков. – Раньше ребята приезжали на соревнования со своими деревянными лыжами, а винтовки брали напрокат у организаторов. Акустические ружья, например, наши слабовидящие спортсмены только в Солт-Лейк-Сити и получили. На рубежах, чтобы не терять времени, быстро, куда попало, отстреливались и бегом дальше... Какие тут медали?!»

Теперь есть и палки, и винтовки

Акустические винтовки, к слову, действительно оружие примечательное. Каждая оснащена лазерным прицелом, а пространство вокруг мишени – светочувствительными датчиками. Чем ближе лазер к мишени, тем характернее звук в специальном наушнике спортсмена. Но поймать тот момент между вдохом и выдохом, когда нужно нажать на курок, может только прирожденный стрелок.

По словам Рожкова, ситуация с качественным современным инвентарем в нашей параолимпийской сборной кардинально изменилась. Незадолго до Турина были закуплены лыжи, смазки, оружие. Теперь у каждого члена сборной – по пять-шесть пар лыж, на них работают хорошие сервисмены, которые готовят и обкатывают эти лыжи перед каждой гонкой.

«Раньше Параолимпиада рассматривалась как некий фестиваль, – говорит Рожков. – Но два года назад после Игр в Афинах в 2004 году ситуация изменилась. Сегодня параолимпийский спорт стал настоящим спортом, и во многих странах идут по такому пути – создают единые базы и центры для подготовки инвалидов и здоровых спортсменов. С теми и другими работают высококвалифицированные тренеры, их судят одни и те же арбитры…»

Анализируя успешное выступление российской команды в Турине, руководитель нашей параолимпийской делегации в числе главных слагаемых успеха назвал не только материальную и техническую оснащенность команды, но и тот факт, что она была создана по образу и подобию олимпийской сборной. Со своей рабочей группой, медицинским штабом, тренерским советом и допинг-контролем, которому на Параолимпиадах внимания уделяется не меньше, чем на обычных Играх. Всего в подготовку российских спортсменов-инвалидов к Турину было вложено 100 млн. рублей и 1 млн. долларов. На средства, выделенные Росспортом и рядом спонсоров, среди которых впервые появилась и иностранная компания, параолимпийцы смогли не только получить качественный инвентарь, но и провести несколько сборов за границей.

«Прежде мы и мечтать не могли о системной подготовке и заграничных сборах, – подчеркнул двукратный параолимпийский чемпион Турина в лыжных гонках 27-летний колясочник из Перми Тарас Крыжановский. – У нас же для нормальной жизни инвалидов города, сами знаете, приспособлены мало. А в этот раз, начиная с сентября, мы проводили сборы в Финляндии, один из них в Вуокати, в знаменитой трубе с искусственным снегом, участвовали в итальянском и норвежском этапах Кубка мира, а непосредственно перед Играми полетели на акклиматизацию в горы, в Швейцарию».

Призовые уйдут на долги

В параолимпийский сборной каждый спортсмен – личность. Такого потрясающего мужества, трудолюбия и силы духа всем нам можно только пожелать. Заслуженному мастеру спорта, двукратному параолимпийскому чемпиону Алексею Мошкину в 14-летнем возрасте поездом отрезало обе ноги. Но его родители, спустя два месяца после травмы, поставили сына сначала на роликовые коньки, а потом и на горные лыжи. Рассказывают, что на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити у него был осколочный перелом ключицы, трещина в лопатке, на нижних конечностях кровавые отеки. За три дня до старта он ходил с большим трудом, но собрался и стал бронзовым призером (кстати, в его коллекции есть и «золото» Нагано). Американские врачи были в шоке, они считали, что как минимум два месяца Алексей не сможет выступать. Параолимпиада в Турине была для него четвертой, и он надеется, что не последней.

19-летняя Аня Бурмистрова, выигравшая в Турине золотую медаль в лыжных гонках, страдает параличом руки. В спорте с 6 лет. Плавала, а в восемь встала на лыжи. Каждый день у нее начинается с зарядки, потом две тренировки. На вопрос «как она все это выдерживает», Аня только вздыхает: «Тяжело»… Признается, что совсем не хочет быть знаменитой, главную цель своих занятий искренне видит в том, чтобы показать таким же, как она, – не стоит сдаваться, в жизни, если захотеть, всего можно добиться.

Владимир Киселев в Турине дважды поднимался на высшую ступень пьедестала почета.
Фото: АП. GIOVANNI AULETTA

Михаил Терентьев, бронзовый медалист в лыжах, с 15 лет в инвалидном кресле. Занимался лыжным двоеборьем еще в советские времена, прыгал с трамплина и сломал позвоночник. «Отчаяние наступило, когда выяснилось, что у нас невозможно достать инвалидные кресла. Никакими путями. Даже через Минздрав, – вспоминает он. – Отец почти три года носил меня на руках в университет, где я учился, переносил меня из аудитории в аудиторию… Когда получил свое первое долгожданное кресло, решил снова заняться спортом. Не поверите, но для того, чтобы пришли успехи, тренировался целых тринадцать лет! Конечно, если бы не поддержка и вера в меня родителей, жены, тренера, вряд ли бы я чего-то добился».

У двукратного олимпийского чемпиона в биатлоне Владимира Киселева похожая история. В инвалидном кресле он оказался после аварии в 12 лет. «Очнулся после операции, а врач говорит мне: ничего мальчишечка, ты еще на велосипеде гонять будешь, – рассказывает он. – Не знаю почему, но врачу я поверил, начал заново осваивать велосипед. Потом стал подтягиваться на турнике... Так и пришла вера в себя».

Уникальность Киселева в том, что поначалу он проявил себя в легкой атлетике. Даже участвовал в сиднейской Параолимпиаде – бежал дистанцию 10 тыс. метров. Но проиграл третьему месту шесть десятых секунды и расстроился так, что на несколько лет забросил спорт. «Родные и друзья убедили меня вернуться, – говорит Владимир. – Последние два года только тренировался, так что сейчас заработанные призовые придется отдавать на долги. Если что-нибудь останется – подарю жене машину…»

Дважды параолимпийский чемпион Турина Рустам Гарифуллин мог бы стать звездой и в обычном биатлоне. После того, как он выиграл чемпионат страны среди юношей, его пригласили в юниорскую сборную вместе с Аней Богалий-Титовец (олимпийской чемпионкой Турина в эстафете) и Максимом Чудовым. Но потом случилась трагедия, Рустам потерял пальцы на руке и в 21 год оказался никому не нужен. На работу его после окончания академии физкультуры брать не хотели, полгода семья – к тому моменту он был уже женат – бедствовала. Но встретился на пути хороший человек, помог устроиться на работу, предложил продолжать заниматься биатлоном. «Максим Чудов со мной до сих пор советуется, – рассказывает Рустам. – У него стрельбы стабильной нет, потому что не чувствует он свою винтовку. Я же буквально сливаюсь с ней воедино, чувствую каждое дуновение ветерка…»

Сколько в России спортсменов-инвалидов?

Выступление наших инвалидов высоко оценил президент РФ, обязав правительство выплатить спортсменам такое же вознаграждение, как и членам олимпийской сборной. Кто-то сможет, наконец, купить квартиру, переехать в дом с пандусом для инвалидной коляски, или попросить городские власти установить в общественном транспорте приспособление для костылей, которые им некуда поставить. Но таких счастливчиков мало. Разрыв между параолимпийским спортом высших достижений и так называемой массовкой в России огромен.

«По статистике у нас в стране 12 % инвалидов, однако специальных данных о том, сколько из них занимается спортом, у нас нет, – говорит глава Параолимпийского комитета России Владимир Лукин. – Но по ощущениям, с тех пор, как мы начали участвовать в Параолимпийских играх, это число значительно возросло. Мы прогрессируем, за те шесть лет, что работаем в этом направлении, нам удалось из совершенно неудовлетворительного состояния, в котором находилось наше параолимпийское движение, вывести его на конкурентоспособный уровень. Но пока еще не все идеально».

Леонид Тягачев, побывавший на Параолимпиаде, загорелся созданием единого центра инвалидного спорта, обещал в ближайшее время провести расширенный исполком Олимпийского комитета России с президентами тех федераций, которые развивают инвалидный спорт. Но нужна и помощь государства. По мнению Лукина, наши спортсмены лучше всего выступают в тех видах, где не нужна дорогая техника. «Еще Суворов сказал, что в армии два главных фактора – воля и железо. Там, где воля, мы выступаем хорошо. Вот человек, вот лыжи, вот палки, а дальше идет воля. Там, где железо, то есть где нужны дорогостоящее оборудование и серьезные технологии, как, например, в биатлоне, начинаются сложности. Хорошо, что на уровне сборной мы эти проблемы решили, но в массовом порядке инвалиды современными технологиями воспользоваться не могут».

Почти в каждой дисциплине соревнования проводятся в трех классах: LW 2-9 (спортсмены с физической недееспособностью), LW 10-12 (сидячие спортсмены, то есть колясочники) и B 1-3 (спортсмены со слабым зрением). Цифры означают степень поражения спортсмена и определяют поправочный коэффициент, на который умножается время прохождения дистанции.

По данным Центра параолимпийского спорта, количество инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, в Российской Федерации превышает 130 тыс. человек. В число наиболее популярных у инвалидов видов спорта входят шахматы (11,6 тыс. занимающихся), шашки (9,2 тыс.), настольный теннис (7,9 тыс.), плавание (7,5 тыс.), легкая атлетика (7,2 тыс.), футбол (5,7 тыс.), волейбол (4,4 тыс.), армспорт (3,6 тыс.) и лыжи (3,2 тыс.).

Единой командой российские параолимпийцы впервые выступили на зимних Играх в 1992 году в Альбервиле. И сразу же завоевали десять золотых медалей.

Из 23 человек, завоевавших в Турине медали, Москву представляют всего двое – Сергей Шилов и Михаил Терентьев. Остальные выступают за Тюменскую, Брянскую, Свердловскую, Пермскую области, Алтайский край и Башкирию.

Общая численность инвалидов в России, по данным Росстата, на начало 2005 года составляла 11,4 млн. человек. С 1995 года эта цифра выросла на 5,1 млн. За 9 месяцев 2005 года инвалидами были признаны еще 3,4 млн. человек.

"