Posted 27 августа 2009,, 20:00

Published 27 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:14

Updated 8 марта, 07:14

Время Болта

Время Болта

27 августа 2009, 20:00
С момента завершения чемпионата мира по легкой атлетике прошла уже почти неделя, но спринтер из Ямайки Усэйн Болт (на фото), установивший в Берлине два мировых рекорда и завоевавший три золотые медали, все еще находится в центре внимания мировых СМИ. Болт сейчас самый желанный гость ТВ- и радиостудий. Репортеры букваль

Одним из самых популярных сувениров на мировом легкоатлетическом первенстве был лук, символизирующий знаменитый победный жест Усэйна Болта – спортсмен натягивает невидимую тетиву и выпускает стрелу в небо. Тысячи болельщиков размахивали этими игрушками, когда ямайский бегун завоевывал золотые медали, и просили расписаться на «оружии» во время автограф-сессии, которую организаторы устроили под занавес чемпионата. Целых полчаса Болт ставил свою драгоценную подпись и на других протягиваемых ему предметах – это были и майки, и флаги, и кепки, и даже голые спины болельщиков (жара способствовала). И этого мероприятия для желающих прикоснуться к легенде оказалось, конечно же, мало. За Болтом постоянно бегала толпа поклонников. А когда он бежал стометровку, ее смотрели 10 млн. телезрителей. Неудивительно, что сейчас ямайца считают самым популярным спортсменом мира.

Вообще, начало нынешней болтомании было положено еще год назад – на Олимпийских играх в Пекине, где спринтер также стал обладателем трех золотых медалей. После этого интернет-магазины принялись в массовом порядке торговать символикой, посвященной достижениям Усэйна, и та, судя по всему, шла нарасхват, поскольку выбор только увеличивался. Так, один из популярных сайтов, продающих сувениры, связанные с именами знаменитых людей, предлагает сейчас ассортимент, состоящий аж из 280 предметов. Это, например, футболки с изображениями флага Ямайки и различными надписями. Есть пародийная Jus Dweet! –знаменитый слоган компании Nike Just Do It (в переводе – просто сделай это), произнесенный с ямайским акцентом. Еще одна надпись с использованием национального колорита – Yah Man!, что-то вроде «Ага, брат!», традиционный ямайский способ говорить «да». Ну и достаточно банальные, вроде «Молния (так переводится фамилия Болта с английского) может много раз попадать в одну точку», намек на то, что мировым рекордам спринтера конца не будет. Помимо футболок можно также приобрести кепки, значки, наклейки и многие другие сувениры с болтоямайской символикой. А на самой Ямайке выпущены даже памятные монеты, на которых изображен силуэт трехкратного олимпийского чемпиона и чемпиона мира. Номинал монеты – 250 местных долларов (около 2 евро).

Множится и масса страждущих заполучить Болта на различные публичные мероприятия. Так, футбольный клуб «Реал» (Мадрид) официально пригласил рекордсмена мира посетить первый тур чемпионата Испании. Ямаец не раз говорил, что является поклонником Королевского клуба. Любимые же его игроки – Рауль, Руд ван Нистелрой и Криштиану Роналду. Кстати, с португальцем Болт встречался еще в бытность выступлений Роналду за «Манчестер Юнайтед» и даже вроде бы преподал тому несколько уроков техники бега. «Реал» приглашал Болта в гости и год назад, после Олимпиады в Пекине, но тогда спринтер приехать не смог. Нынешнее же приглашение «Реала» было им с благодарностью принято. В испанскую столицу бегун прибудет в эту субботу.

Вообще программа мероприятий с участием ямайского самородка расписана буквально по часам. Теле- и радиоинтервью, встречи следовали после чемпионата мира одна за другой. Ну а город Берлин, где Болт блистал на прошлой неделе, наградил своего героя на прощание подарком. Ему был торжественно вручен огромный (весом около трех тонн) кусок Берлинской стены. На камне нарисовали самого Болта, бегущего по голубой дорожке «Олимпиаштадиона». Усэйн так расстрогался, что процитировал в ответной речи бывшего президента США Джона Кеннеди, заявив: «Ich bin ein Berliner» (фразу «Я берлинец» американский лидер произнес 26 июня 1963 года в Западном Берлине, чтобы поддержать жителей города, разделенных стеной).

Было бы удивительно, если бы Болт, обладающий сумасшедшей популярностью во всем мире, а особенно у себя на родине, не зарегистрировал свое имя как торговый знак. Он, собственно, так и сделал еще в прошлом году, после Олимпийских игр. На Ямайке выпускается его собственная линия спортивной одежды весьма приличного качества. Интересно, что сам Болт при этом не очень-то разборчив в выборе «прикида». Так, нынешним летом спринтер, прилетев в Канаду для участия в престижном турнире, немало шокировал собравшихся в аэропорту Торонто журналистов, когда сошел с трапа самолета в майке со стилизованной под китайские иероглифы надписью Go F..k Yourself (грязное английское ругательство). Почти все канадские телеканалы уделили этому событию место в новостных репортажах, обвинив бегуна в дурновкусии. Но на популярности Усэйна среди простой публики это никак не сказалось – стадион во время его забега был забит до отказа. Великим многое прощается… Кстати, любопытно было бы узнать, как отнеслись к выходке спортсмена его спонсоры. Болт еще в прошлом году подписал многомиллионный контракт с немецкой компанией Puma, которая обеспечила его эксклюзивными золотыми шиповками во время решающих стартов пекинской Олимпиады. Многие эксперты, к слову, удивляются тому, что Puma не проводит агрессивных рекламных кампаний по раскрутке своего героя. Весь мир пестрит огромными плакатами спортсменов, имеющих спонсорские соглашения с теми же Nike и Adidas, а вот «пумовцы» ведут себя крайне скромно. Вообще же у Болта, если верить его официальному сайту, всего три спонсора. Помимо Puma это Digicell (крупнейший оператор сотовой связи в странах Карибского бассейна) и Gatorade (производитель спортивных энергетических напитков).

Надо отметить, что и в других видах спорта существуют свои «Болты» – спортсмены, которых боготворят миллионы. Наверное, даже официальные производители футболок с фамилией Бекхэм не в состоянии контролировать число их продаж по всему миру. А ведь фирмы, нелегально штампующие майки с Бэксом, наверняка продают их не меньше. В хоккее сейчас один из самых популярных героев – Александр Овечкин. За российским нападающим неотступно следует пресса, а тысячи детей, занимающихся хоккеем, просят своих родителей купить им шлем с тонированным визором – «как у Ови». Что же касается любителей – или, точнее, любительниц – тенниса, то многие из них вот уже несколько лет стараются подражать Марии Шараповой. Прикупить в магазине новое платье «как у Маши» и появиться в нем на корте считается особым шиком. Поклонники же баскетбола много лет сходили с ума по «Его воздушеству» – великому Майклу Джордану. Автор этих строк должен признаться, что и он в свое время стал жертвой «джорданомании» – ходил в футболке с надписью Be like Mike («Будь как Майк»). Правда, на баскетбольную площадку в майке с номером Джордана ваш покорный слуга не выходил – стеснялся – и поэтому надевал фуфайку Шакила О’Нила. Но сейчас молодежь, такое впечатление, уже плохо помнит, кто такой Джордан. У каждого времени свои герои. Сейчас пришло время Болта.

"