Posted 26 декабря 2004,, 21:00

Published 26 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

Самый успешный бизнес-проект

Самый успешный бизнес-проект

26 декабря 2004, 21:00
Мария Шарапова не участвовала в Олимпийских играх. Из-за строгих правил отбора она даже теоретически не могла этого сделать. Тем не менее именно Маша стала одной из главных героинь олимпийского 2004 года. За 12 минувших месяцев Шарапову узнал весь мир. 17-летняя девчонка просто положила его к своим ногам.

Два с лишним года назад ваш покорный слуга опубликовал заметку, где в превосходных тонах рассказывал читателям о будущей звезде российского и мирового тенниса Марии Шараповой, которая только что вышла в финал юниорского «Уимблдона»-2002. Начальство не позволило обойтись общими фразами и потребовало конкретики – если она вся из себя такая перспективная, то чего и когда именно от нее ждать? Поскольку посмотреть матчи Шараповой живьем у меня возможности не было, для того чтобы сформулировать свою позицию, пришлось полагаться на мнения специалистов. Американские наставники Маши Ник Боллетьери и Роберт Лэнсдорп еще тогда публично заявляли, что их воспитанница непременно покорит самые большие теннисные высоты. Резона не доверять таким авторитетам не было, но ни тот, ни другой не рисковали давать более определенный прогноз – если действительно покорит, то как быстро? Ведь далеко не всем спортсменам переход из юниорских соревнований во взрослые дается гладко. Многие не достигают манящих вершин и сходят с дистанции раньше времени.

Короче, мне не хотелось тыкать пальцем в небо. Но пришлось. Решающим фактором, помню, стала одна фотография Маши. Она смотрела с экрана своим целеустремленным и каким-то пронзительным взглядом, но не на меня, а сквозь меня. «Такая всех положит на лопатки», – подумал я и написал, что уже через два-три года имя Шараповой будет известно всему миру. На меня посмотрели недоверчиво, но формулировку эту приняли. Сейчас я, конечно, рад, что оказался прав, но еще больше рад, что не сглазил.

Два года назад очень многие сравнивали Шарапову с Анной Курниковой. Теперь очевидно, что, помимо относительного внешнего сходства, ничего общего между этими теннисистками нет. Курникова завоевала популярность поведением «на грани фола». Не собираюсь отрицать ее успехов на корте, которые на самом деле присутствовали, – главное было в другом. Смелые наряды, сомнительная дружба с хоккеистом Сергеем Федоровым, надменность и высокомерие по отношению к простым болельщикам – все это помогло Анне сформировать образ эдакой плохой девчонки или скорее роковой женщины. Маленький нюанс. Курникова в 15 лет просила называть ее только полным именем – Анна, и никак иначе. Шарапову и в 17 куда чаще зовут Маша, чем Мария.

Никаких сомнительных фактов в ее биографии нет и в помине – как говорилось в одном отечественном фильме, у Шараповой такая безупречная репутация, что ее давно уже пора как-нибудь скомпрометировать. Но это практически невозможно. Во-первых, Маша еще ребенок. На светских раутах, которые ей по своему статусу приходится периодически посещать, она чувствует себя явно не в своей тарелке. А во-вторых, и это еще важнее, Мария Шарапова является бизнес-проектом. Ею занимаются не один, не два агента, а более 20 сотрудников компании IMG по всему миру. Своей деятельностью они покрывают почти весь мир, так как отделения фирмы базируются в США, Европе и Азии. И, разумеется, в сферу обязательств этих людей входит создание положительного имиджа своего клиента. Шарапова если и дает интервью, то только в присутствии доверенных лиц. Но это бывает крайне редко – пообщаться с ней реально только на пресс-конференциях, где никаких откровенностей она, разумеется, себе не позволяет.

Я никогда не принимал чисто потребительского подхода к спортсмену – ты нам гони победы и медали, а мы будем тебя за это любить. В спорте, как и в любой другой области, интересны личности. Подавляющее большинство людей могут только догадываться, что чувствует человек, на которого в юном возрасте сваливается бешеная популярность. И как тяжело 17-летней девчонке, которая только от рекламных акций получит в следующем году 15 миллионов долларов, вести «двойную» жизнь. «Удивительная вещь, – сказала Шарапова в недавнем интервью агентству АР, – сегодня я болтаю с подружками о всяких глупостях, а завтра иду на деловую встречу обсуждать со взрослыми людьми какой-нибудь спонсорский контракт или фотосессию. Мне кажется, я перехожу из одного образа в другой довольно успешно. Спорт и бизнес сделали меня более взрослой, чем я есть на самом деле».

Может, это действительно так. Только «взрослость» Маши пока еще слишком часто контрастирует с «детскостью». Можно точно сказать, что долго это не продлится. В следующем году Шараповой исполнится 18 лет, и наверняка она все чаще будет выходить в свет в ином образе. В январе должна быть представлена новая рекламная кампания часовой фирмы TAG Heuer с участием Марии под названием «Из чего ты сделан». Автором выступит всемирно известный фотограф Патрик Демаршелье. Затем наверняка последуют и другие акции – фотосессии, презентации и тому подобное. «Нам очень повезло, что Мария уже в 17 лет – чрезвычайно привлекательная и харизматичная женщина», – говорит Даниэль Лалонд, исполнительный директор TAG Heuer. Безусловно, руководители тех фирм, с которыми менеджеры Шараповой заключили контракты, считают так же. Пока Мария – само очарование и свежесть, эксплуатировать ее внешние данные будут нещадно. Поэтому очень хочется, чтобы компания IMG в погоне за неземными гонорарами не забыла о главном – Шарапова все-таки теннисистка. «Уимблдон» и чемпионат WTA – это, безусловно, престижнейшие турниры, но есть и другие высоты. Сама Шарапова это знает. Просто не все теперь зависит только от нее. Спонсоры платят деньги не просто так – у Маши теперь есть определенные обязательства «вне корта», которые ей придется выполнять.

А еще очень хочется, чтобы Шарапова в следующем году все-таки, наконец, сыграла за российскую сборную в Кубке Федерации. У нас, конечно, много элитных теннисисток, но такими, как Шарапова, разбрасываться грех. Сколько бы ни говорили злые языки, что Мария больше американка, чем русская, поддаваться подобным настроениям ни в коем случае нельзя. Она может стать американкой только при одном условии – если родная страна сама оттолкнет Шарапову. Но этого не должно случиться – у капитана сборной и президента нашей теннисной федерации Шамиля Тарпищева и отца Шараповой хорошие отношения. Сама Шарапова уже дважды лично говорила с президентом России, который поздравлял ее с самыми важными победами в карьере. К тому же в Сочи подрастает еще одна Шарапова – Даша. 9-летняя двоюродная сестра Маши, очень на нее похожая. Одна из лучших теннисисток России в своем возрасте. Уже лет через семь Маша и Даша Шараповы вполне могли бы сыграть за сборную в паре. Это, конечно, пока только смелая мечта, но почему бы ей когда-нибудь не осуществиться?

"