Posted 26 августа 2014,, 20:00

Published 26 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:20

Updated 8 марта, 04:20

Трехкратный олимпийский призер по плаванию Дмитрий Волков

Трехкратный олимпийский призер по плаванию Дмитрий Волков

26 августа 2014, 20:00
Российские пловцы крайне неудачно выступили на прошедшем в Берлине чемпионате Европы, заняв в своем командном зачете лишь 11-е место. В их активе всего две личные медали – «золото» Владимира Морозова и «бронза» Дарьи Устиновой на дистанциях 50 и 200 метров на спине. Еще четыре награды (три серебряные и одну бронзовую)

– Дмитрий Аркадьевич, выступление сборной России в Берлине объективно отражает положение дел в нашем плавании?

– Не нужно быть специалистом, чтобы понять: наши спортсмены выступили явно ниже своих возможностей. На майском чемпионате России и затем на Кубке страны они демонстрировали совсем другие результаты. Поэтому итоги Берлина являются поводом для досконального анализа. Но определенные выводы можно сделать уже сегодня.

– Например?

– По ходу и окончании соревнований я не раз беседовал с тренерами и спортсменами. Каждый излагал свою версию произошедшего. Порой эти версии сильно диссонировали, а иногда носили просто абсурдный характер. Так, один из тренеров жаловался на воду в берлинском бассейне: она, дескать, слишком щелочная. Но высказывались и здравые мысли. Например, что спортсмены попросту не выдержали летней подготовки. Скажем, сбор в Волгограде проходил при чудовищной жаре под 40 градусов. Некоторые пловцы даже падали в обморок от перегрева! А Владимир Морозов переборщил с протяжкой и другими тренажерами, раньше ему очень помогавшими.

– Что это такое протяжка?

– Это специальный механизм, с помощью которого можно увеличить собственную скорость. Спортсмена привязывают ремнем к металлическому шнуру и гоняют по десятиметровой ванне… Среди прочего много говорилось о неправильной разгрузке к стартовому периоду, о раннем форсировании результатов в угоду внутренним соревнованиям. Как следствие, наши пловцы не смогли выйти на пик формы к Берлину. Были версии и психологического характера.

– Спортсмены перегорели?

– Нет, речь об общей усталости. Тот же Морозов жаловался мне на очень тяжелое окончание прошлого года, когда ему пришлось выступать с бронхитом и тонзиллитом. Другие пловцы в ответ на мои вопросы просто разводили руками, девочки плакали. В команде не все в порядке с микроклиматом, и такое происходит уже не в первый раз. Хотя руководство сборной пыталось предпринять все возможные меры для стабилизации обстановки, и на заключительном сборе с пловцами работал очень опытный психолог Геннадий Дмитриевич Горбунов, подготовивший не одно поколение чемпионов.

– Но Морозов все-таки может занести прошедшее первенство себе в актив? Чемпионом-то он стал…

– Выступление спортсмена нельзя назвать провальным, если он принес «золото». С другой стороны, непопадание в полуфинал на дистанциях 50 и 100 метров вольным стилем, где Морозов проиграл соперникам, существенно уступающим ему в классе, безусловно, стало для него тяжелым ударом. У Владимира даже проявился так называемый «симптом торможения», приходящий на смену перевозбуждению. Готовясь к комбинированной эстафете, он не мог сдержать зевоту. В какой-то момент Морозов перешел грань и работал на износ.

– А как вам юное дарование Дарья Устинова, в 15 лет завоевавшая личную медаль на взрослом чемпионате Европы?

– Устинова – ярко выраженная спинистка. Понятно, что все стартовали в равных условиях, но есть нюансы узкой специализации, которые одним даются проще, другим сложнее. Чемпионат Европы проводился на велодроме. Потолок в этом зале сделан кольцами. Дуана да Роча и Элизабет Симмондс, занявшие на двухсотметровке первое и второе места, не залезали под дорожку и сумели справиться с ощущением пространства. Круги не уводили их в сторону. А Даша несколько раз все-таки «заползла» под дорожку. На это было страшно смотреть, но честь и хвала Устиновой, она все же смогла взять «бронзу». Хотя результат получился хуже прошлогоднего.

– Без дисквалифицированной Юлии Ефимовой и ушедшей в декрет Анастасии Зуевой нашей женской сборной не на что рассчитывать?

– Командный успех куется с помощью двух-трех лидеров. Разумеется, будь наши звезды в составе, результат на чемпионате Европы получился бы совершенно иным. То же самое, кстати, касается и Аркадия Вятчанина. В Берлине нам его очень не хватало. В первую очередь на дистанциях 100 и 200 метров на спине и в комбинированной эстафете. Надеюсь, впредь сборная России не будет разбрасываться своими лучшими кадрами, а станет относиться к ним соответствующим их статусу образом.

– Вятчанин, год назад отказавшийся выступать за национальную команду, сжег за собой все мосты?

– Не сумев вовремя оформить гражданство какой-либо другой страны, Аркадий получил дополнительную мотивацию вернуться в Россию. Иначе он пропустит Игры в Рио-де-Жанейро. В своем нынешнем физическом состоянии он готов претендовать на олимпийские медали. К сожалению, у Вятчанина тяжело болеет отец – Аркадий Федорович, тоже отличный в прошлом пловец и один из лучших наших тренеров. Сейчас на его лечение нужны деньги. И участие близких людей ему, конечно, необходимо. Возможно, болезнь отца также подтолкнет Аркадия к возвращению.

– Следующий год будет для российского плавания особенным, ведь в Казани состоится чемпионат мира по водным видам спорта. Есть шансы, что у себя дома наши пловцы выступят более оптимистично?

– Поражение является большим учителем, чем победа. Оно помогает перегруппироваться и сконцентрироваться на дальнейшем движении. После Берлина все сошлись в одном: хорошо, что этот провал случился сейчас. Теперь очень важно понять свои ошибки и их исправить. Чемпионат мира в Казани, вы правы, будет грандиозным событием. Впервые в истории за соревнованиями по плаванию смогут наблюдать вживую более 40 тысяч человек! Ведь турнир пройдет на футбольной «Казань Арене». А телевизионная аудитория составит предположительно более двух миллиардов зрителей! Кто вспомнит тогда о чемпионате Европы?

"