Posted 26 августа 2004,, 20:00

Published 26 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Безотцовщина

Безотцовщина

26 августа 2004, 20:00
До закрытия Олимпийских игр осталось три дня. Пошел, как говорится, обратный отсчет. 29 августа, уже буквально на флажке, сборная России, по мнению руководителя штаба «Афины-2004» Анатолия Колесова, должна опередить китайцев и завершить Олимпиаду на мажорной ноте. Оптимизму наших чиновников можно только позавидовать. В

Победной риторике большинство нынешних руководителей российского спорта научились еще в советские времена, когда резво продвигались по иерархическим лестницам Госкомспорта или каких-нибудь райкомов ВЛКСМ. Тогда ставить вопрос иначе вообще было невозможно – только победа! Но тогда эти слова подкреплялись делом – в противном случае виновникам провала грозили суровые санкции со стороны высшего руководства страны. Работали и за страх, и за совесть. Сейчас ответственность никто не несет. Можно пообещать сорок медалей и ограничиться, скажем, двадцатью. А потом долго и нудно рассказывать про то, что спорт есть спорт, что не повезло, засудили, что мы, мол, сделали все возможное, дали федерациям деньги, полную свободу, а они не обеспечили... Через месяц эта тема уже окончательно всем надоест, и до зимней Олимпиады в 2006 году можно будет расслабиться. Ну а там все начнется по новой – скандалы, допинг, юридическая беспомощность, неумение встать на защиту собственных спортсменов... В общем, все, что мы проходили в Солт-Лейк-Сити и что сопутствует нам в Афинах.

Правда, глава федерального Агентства по физической культуре и спорту Вячеслав Фетисов на днях заявил, что на сей раз без оргвыводов не обойтись, что за Игры ответят и ОКР, и федерации. На что, дескать, потратили государственные деньги и почему не дали результат? Спросить, безусловно, надо. Вот только сам Фетисов занял очень удобную позицию. Он, получается, весь в белом. На Олимпиаде был, болел, мотал на ус, но абстрагируясь от всех потрясений, которые преследовали нашу сборную. А между тем, может, спортсмены и проигрывали потому, что не чувствовали присутствия лидера. Не было у них «отца», который мог бы подставить плечо в трудную минуту.

Президент ОКР Леонид Тягачев и его ближайшее окружение в Афинах лишний раз доказали свою несостоятельность, неспособность выстроить отношения со спортсменами, журналистами, Международным олимпийским комитетом в конце концов. Опять мы подорвались на допинге, и наши чиновники, перед Олимпиадой заявлявшие, что проколов не будет, впали в прострацию после первых же сообщений о положительных допинг-пробах Альбины Хомич и Ирины Коржаненко. И сдали их, по сути, без борьбы, как два года назад сдали Ларису Лазутину и Ольгу Данилову. Попытались было настоять на дополнительной проверке Коржаненко, но при первом же отказе со стороны Всемирного антидопингового агентства успокоились. А ведь сами говорили, что она, как и Хомич, успешно прошла все предолимпийские тесты на суперсовременном оборудовании. Выходит, себе, своим глазам не верят, а лаборантам ВАДА – да. ВАДА для наших чиновников сейчас вообще как некогда ЦК партии. Истина в последней инстанции. Ее приговор обжалованию не подлежит. А вот Коржаненко взяла да обжаловала. И медаль свою не собирается отдавать, считая, что она завоевала ее честно. Что касается Хомич, то про нее забыли, даже не дожидаясь результата пробы В. Отстранили от соревнований, лишили олимпийской аккредитации и посадили на самолет. С глаз долой. А информацию о том, что показал второй тест, мы так и не получили. Это уже, видимо, посчитали лишним. И так все ясно.

Но нам далеко не все ясно. Сколотили, например, группу поддержки из артистов. Главными массовиками-затейниками назначили Льва Лещенко и Владимира Винокура. Так их в олимпийской деревне и не видели. Они все больше в так называемом «Боско»-доме да на лайнере «Вестердам» тусовались. Впрочем, дело не в Винокуре. Олимпийцев оставили один на один с их переживаниями и проблемами. Они ведь люди, не роботы, с ними нужно общаться. Снимать это жуткое олимпийское напряжение. Но напряжение организаторы досуга снимали в основном толстосумам да депутатам, подтянувшимся «поболеть» за сборную России. Команда тем временем распалась на отдельные кусочки. Не было единства, и об этом говорили многие участники Олимпиады.

В нашем спорте сейчас порядки установились до безобразия простые. Мы, госчиновники, вам, спортсменам, деньги на подготовку и премиальные. Вы нам «золото», «серебро» и «бронзу». И побольше. Разговор строится без лишних сантиментов. Федерации, конечно, тоже виноваты в неудачах, но они только часть системы, которую создали или в которой вполне комфортно существуют руководители нашего спорта. Где диалог, где плоды совместной работы? На дворе третье тысячелетие, а мы все пользуемся достижениями советских школ подготовки и спортсооружениями той эпохи. Сделали в Афинах ставку на людей, у которых за плечами по две-три Олимпиады. Да, многие из них не попали на пьедестал, но вправе ли мы их за это бичевать? У кого язык повернется бросить упрек в адрес четырехкратных олимпийских чемпионов Александра Попова, Алексея Немова, Станислава Позднякова? Заслуженных-перезаслуженных Светланы Хоркиной, Дмитрия Саутина, Павла Колобкова? Гораздо уместнее спросить – где смена? Тот же Александр Москаленко уже совершил подвиг четыре года назад в Сиднее, когда, фактически завершив карьеру прыгуна на батуте, вернулся ради Олимпиады в спорт и выиграл «золото». Сейчас он принес стране «серебро» – и это тоже своего рода подвиг.

Но сколько же можно уповать на личный героизм и беспримерное мужество наших звезд и ездить на их горбу? Система должна и сама что-то делать, производить. Таланты у нас, слава Богу, еще не перевелись. Афинская Олимпиада открыла нам имена штангистов Дмитрия Берестова и Хаджимурада Аккаева, велогонщика Михаила Игнатьева, дзюдоиста Дмитрия Носова, стрелка Алексея Алипова, четверки гребцов-«академиков» во главе с загребным Сергеем Федоровцевым... Но ведь это все благодаря личному энтузиазму, а не продуманной, толковой политике.

От политики наши чиновники явно далеки. Ведь, например, так, как судят наших спортсменов, не судят ни одну спортивную державу в мире. Афинская Олимпиада в очередной раз этот тезис подтвердила. Причем издеваются даже над спортсменами, чей высочайший авторитет и безукоризненную репутацию никто, кроме «беспристрастных» судей, не ставит под сомнение. Наши чиновники молчат. Не освистали бы трибуны арбитров, «обидевших» Немова, не было бы никакого протеста со стороны руководства российской делегации, проглотили бы. Пресс-атташе ОКР так и сказал: «Реакция публики дала нам право отстаивать свою позицию». Тягачев даже счел необходимым обратить внимание на проблему президента МОК Жака Рогге. Правда, робко так. Функционеры у нас очень робкие. Боятся протестовать. Мол, не надо злить МОК, а то вообще за Можай загонят. Не хотят портить «дружеские» отношения. Они называют это дружбой. Сначала тот же Рогге погуляет в Москве в вольную, его хлебом-солью, с песнями и плясками встретят, на прощание он пообещает всяческую поддержку, а потом спокойно наблюдает за тем, как на основе каких-то мутных подозрений в судейском сговоре канадским фигуристам вопреки всем международным спортивным нормам вручают второй комплект золотых медалей и устраивают профанацию с повторной церемонией награждения.

В том, что нас засуживают, мы и сами, конечно, виноваты. Потеряли вес. Только присутствуем в различных подкомитетах МОК, а в олимпийском движении не участвуем. Один Виталий Смирнов, член исполкома МОК, и участвует. А конкуренты тем временем заняли все теплые места и ключевые позиции. Конечно, российские гимнасты на пьедестале не нужны, если основные сферы влияния в этом виде спорта поделили между собой румыны и американцы. Леонид Аркаев же, член исполкома Международной федерации гимнастики, безвылазно сидит на базе «Озеро Круглое». В этом вопросе с главного тренера сборной России по художественной гимнастике Ирины Винер надо брать пример. Человек правильно понимает, что борьба в современном спорте идет не только на ковре, помосте или ринге, но и за их пределами. А будем жаться по углам, стесняться, скромничать – совсем сожрут. Такой вот кровавый спорт. Олимпиада же – верх «кровавости».

Что, конечно, удручает. Может, кому-то и доставляют удовольствие победы, добытые в нечестной борьбе. Но нормальные люди, истинные спортсмены удовлетворения от них не получают. Однако, похоже, Олимпийские игры прочно встали на тупиковый путь, когда исход единоборств зачастую решает сумма в конкретной валюте. Купила, например, американская телекомпания NBC у МОК права на показ того же гимнастического турнира за сумасшедшие деньги, так ей выгодно, чтобы Америка видела на экране победы своих спортсменов, а не каких-то корейцев. Рейтинг надо держать. Хотя, смотрю, на Западе никто не жалуется. У них праздник спорта. Может, мы недовольны оттого, что «золота» в пресловутой копилке мало? А нам обещали горы (на языке функционеров это значит – сделать прогноз). С другой стороны, нам уже столько всего обещали, что пора бы уже привыкнуть не верить никаким обещаниям. Россия постепенно теряет место в числе мощнейших спортивных держав мира, потому что много говорит и мало делает. В Афинах мы еще хоть как-то сохранили лицо (спасибо спортсменам и их тренерам), а что будет через четыре года в Пекине, трудно себе даже представить. Неужели опять Тягачев, допинг, необъективное судейство и слова о том, что мы всех порвем? Вот вытянут наши олимпийцы ценой неимоверных усилий сборную на второе место, и Леонид Васильевич с товарищами снова окажутся на коне.

"