Posted 26 июля 2007,, 20:00

Published 26 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:28

Updated 8 марта, 08:28

Контрактные игры

Контрактные игры

26 июля 2007, 20:00
В российском хоккее назревает очередной крупный скандал. Форвард казанского «Ак Барса» Михаил Юньков, имея действующий договор с клубом, заключил соглашение с московским «Спартаком». То есть у него на руках оказались сразу два контракта, каждый из которых хоккеист обязуется выполнять – играть и за «Ак Барс», и за «Спар

Интересно, что Михаил Юньков не в первый раз одновременно подписывает два контракта. Два года назад он со скандалом переходил из столичных «Крыльев Советов» в Казань. Тогда, подписав два договора, он обошелся дисквалификацией на три матча. Командам удалось локализовать «спор хозяйствующих субъектов». Между тем сам хоккеист, судя по всему, не видит ничего страшного в том, чтобы вступить в контрактные отношения сразу с двумя клубами. Наверное, есть уверенность в том, что стороны в конце концов как-нибудь договорятся. Тем более Юньков является кандидатом в сборную России. Талант.

Правда, руководитель профсоюза хоккеистов Анатолий Бардин уже официально заявил, что его организация не собирается поддерживать спортсменов, заключающих одновременно несколько контрактов. Интересно, что более лояльная позиция по этому поводу не у профсоюзного лидера, а у бывшего президента Федерации хоккея России Александра Стеблина. Специально для «НИ» он заявил: «Хоккеисты часто становятся жертвами недобросовестных агентов. Безоговорочно доверяя им, они ставят свою подпись под любым договором. Причем игрока уверяют, что это лишь соглашение о намерениях, и оно не имеет юридической силы без подтверждения сторон. На самом деле контракты вступают в действие с момента подписания или с какой-то конкретной даты». Стеблин считает, что в такой ситуации стоит наказывать не только и не столько спортсменов и агентов, но и клубы, которые договариваются с игроком, зная, что у него есть на руках действующий контракт.

Рекорд Терехина

Итак, история «с двумя и более контрактами» для нашего спорта не нова. Наиболее нашумевшие случаи – так называемые дела хоккеистов Александра Овечкина, Николая Жердева, Дениса Куляша, Михаила Грабовского, футболистов Олега Терехина, Дмитрия Парфенова, Александра Точилина, баскетболиста Артема Кузякина. Особенно отличился Терехин. В 1994 году он был дисквалифицирован на полгода за то, что подписал сразу четыре контракта и вел переговоры с пятым клубом. Он заключил соглашения с волгоградским «Ротором», тольяттинской «Ладой», екатеринбургским «Уралмашем» и московским «Спартаком». Кроме того, на тот момент действовал договор Терехина с саратовским «Соколом», за который он выступал. По слухам, игрок успел взять еще и так называемые подъемные в одной из команд. Другими словами, получил деньги, не сыграв за клуб ни одного матча. В результате его дисквалифицировали, а потом заставили вернуться в Саратов. Но в межсезонье он покинул город на Волге и оказался в московском «Динамо». Это был тот самый пятый клуб, с которым Терехин вел переговоры, но не успел подписать контракт.

Еще свеж в памяти и скандал вокруг одного из самых талантливых хоккеистов России последних лет Александра Овечкина. Воспитанник и самая яркая звезда московского «Динамо» заключил контракт с омским «Авангардом», имея обязательства перед родной командой. По словам спортсмена, в Москве не выполнили все условия соглашения, и он посчитал себя свободным. Тяжба между двумя российскими клубами закончилась тем, что Овечкин оказался... за океаном, в «Вашингтоне».

Белорусский хоккеист Михаил Грабовский, выступавший за «Нефтехимик» из Нижнекамска, заключил контракт с московским «Динамо». Договор был зарегистрирован в Профессиональной хоккейной лиге. Но потом выяснилось, что игрок подписал договор и с казанским «Ак Барсом». По регламенту Грабовскому грозила дисквалификация. Однако арбитражный комитет взял сторону «Динамо». Так нападающий переехал в Москву. Аналогичная ситуация была и с защитником Денисом Куляшом. Будучи игроком ЦСКА, он заключил контракт с «Динамо». ЦСКА боролся до конца, но вновь арбитраж оказался на стороне бело-голубых.

Борман пожалел футболиста

Уже много лет выступающий за футбольное «Динамо» защитник Александр Точилин в 2004 году мог оказаться в грозненском «Тереке». При чешском тренере Ярославе Гжебике ему не нашлось места в составе бело-голубых. Точилин уже заключил контракт с «Тереком» и даже провел в команде несколько дней. Однако грянула отставка Гжебика, и новый тренер – Виктор Бондаренко – дал Точилину зеленый свет. К счастью, в Грозном поняли, что «Динамо» для этого игрока – не пустой звук. И не стали портить ему карьеру, и не подали заявление в палату по разрешению споров.

По словам одного из руководителей клуба премьер-лиги, эта ситуация вполне нормальна. Клубы не хотят выносить сор из избы, а стараются договориться «полюбовно». Обычно никто не настаивает на дисквалификации футболиста, правда, есть исключение из правил – если игрок взял пресловутые «подъемные» и не вернул в случае расторжения контракта. Тогда спортсмену объявляется война. Таким образом, руководители клубов чаще идут навстречу спортсменам, нежели на конфликт с ними. Так, в свое время полузащитник «Торпедо» Владимир Казаков, не получив предложения о продлении контракта, подписал соглашение с нижегородским «Локомотивом», в котором когда-то начинал карьеру. Но в самом конце сезона торпедовцы все-таки предложили игроку отличные условия. Главный тренер и президент «Локомотива» Валерий Овчинников по прозвищу Борман не стал осложнять жизнь спортсмену и собственноручно порвал все бумаги.

Колосков ошибся

Особо отличился и известный нападающий харьковского «Металлиста» Александр Призетко. Подписав контракт с воронежским «Факелом», он отправился в Новороссийск и стал игроком местного «Черноморца». Когда у него попросили объяснений своего поступка, он ответил: «Так в «Черноморце» вторым тренером работает Владимир Веремеев, а я его знаю». После этого случая тогдашний президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков на всю страну заявил, что Призетко будет последним, кто подписал одновременно два контракта.

Устами Вячеслава Ивановича да мед пить. Вскоре белорусский полузащитник Александр Кульчий, подписавший контракт с воронежским «Факелом» и получивший «подъемные», очутился в ярославском «Шиннике». При этом в офис «Факела» стали поступать звонки от неких личностей, которые настаивали на том, чтобы воронежцы добровольно разорвали договор. Пять лет назад спартаковец Дмитрий Сычев попытался уйти из московского «Спартака», наплевав на действующий контракт с клубом. Вскоре на горизонте всплыло киевское «Динамо», в котором нападающий вроде бы намеревался продолжить карьеру. Тогда речь тоже шла о неплохих «подъемных», полученных якобы футболистом. Однако играть он в итоге стал совсем за другой клуб – французский «Марсель». Трем клубам так или иначе пришлось садиться за стол переговоров и «разруливать» ситуацию. Киев свои проблемы уладил лично с Сычевым, а французы заплатили отступные «Спартаку».

Фига от Фигу

Впрочем, не надо думать, что двойные контракты – это исключительно российская беда. За рубежом подобное встречается тоже очень часто. Самый наглядный пример – случай со знаменитым португальским футболистом Луишем Фигу. В свое время он решил перейти из лиссабонского «Спортинга» в один из итальянских клубов. В то момент, когда он ставил подпись под контрактом с туринским «Ювентусом», его агент заключал соглашение с «Пармой». Интересно, что договоры были абсолютно идентичны. Если бы клубы подали в арбитраж, то Фигу пришлось бы надолго забыть о профессиональном футболе. Но на его счастье руководители «Юве» и «Пармы» решили аннулировать контракты и отказаться от услуг Фигу. В этот момент и подсуетилась «Барселона». Впрочем, каталонские болельщики теперь часто вспоминают этого игрока «не злым и тихим словом». Как известно, из «Барсы» Луиш перешел в мадридский «Реал».

Защитник сборной Швейцарии Мурат Якин тоже был тот еще пострел. В 1999 году он сбежал из турецкого «Фенербахче» и «нашелся» в швейцарском «Базеле», но контракт подписал... с немецким «Кайзерслаутерном». Свои действия он объяснял исключительно семейными интересами.

Все началось с Колотова

Вообще-то контракты в российском спорте появились совсем недавно. Еще двадцать лет назад игроков считали любителями. Тем не менее случалось, что и в советские времена футболистов подвергали дисквалификации за «творческие метания». Самый яркий пример – известный полузащитник Виктор Колотов. Будучи игроком казанского «Рубина», он попал в сборную из первой лиги. А здорово проявив себя на самом высоком уровне, оказался на заметке селекционеров столичного «Торпедо» и киевского «Динамо». И написал заявление о переходе в обе команды. Информация попала в прессу. Колотова стали называть «беспринципным и меркантильным», а его поведение – не соответствующим «облику советского человека». Под влиянием публикаций Колотова дисквалифицировали на год. После отбытия наказания он очутился в киевском «Динамо» и долгие годы был одним из лучших игроков отечественного футбола.

По словам главного тренера женского волейбольного клуба «Динамо» (Москва) Леонида Зайко, ситуация с двумя и более контрактами на руках у одного спортсмена была раньше распространена и в этом виде спорта. Особенно в 90-е годы. Но как только в регламенте соревнований появилась статья о наказании за заключение нескольких соглашений одновременно, то такая практика прекратилась. Вместе с тем специалисты в области футбола, баскетбола, волейбола, хоккея сходятся в главном. Игрок, заключивший несколько контрактов, почти ничем не рискует. И в том же футболе людей, подписавших соглашения с несколькими клубами одновременно, очень много. Просто клубы стремятся сначала договориться между собой и лишь в последнюю очередь наказать человека, который безответственно относится к контрактным обязательствам.

Хотя и клубы, по словам того же Зайко, иногда ведут просто «захватническую войну». Тем не менее, чтобы рассердить боссов и схлопотать дисквалификацию, игроку надо вести себя крайне цинично. Причем по отношению как минимум к двум командам. Но и это не означает, что он получит своеобразную «черную метку». Тому же Терехину простили его «многоконтрактность», и как только он отбыл полугодичную дисквалификацию, борьба за него разгорелась с новой силой. Характерно, что в ней участвовали те же клубы, с которыми он ранее подписывал контракты.

Еще принято считать, что спортсмены позволяют себе слишком вольно относиться к взятым на себя обязательствам, так сказать, по молодости, по неопытности. Отчасти это так. Более взрослые спортсмены, конечно, ведут себя менее опрометчиво, правда, при этом зачастую не гнушаясь участвовать в своеобразных аукционах между клубами. Так сказать, балансируя на грани перехода в одну из двух или нескольких команд, поднимают себе цену. И делают это до тех пор, пока не достигнут максимума. Слабейшие в финансовом отношении клубы постепенно отваливаются, а побеждает сильнейший. Впрочем, это уже другая история.

"