Posted 26 апреля 2011,, 20:00

Published 26 апреля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:30

Updated 8 марта, 06:30

«Это будет выдающийся чемпионат»

«Это будет выдающийся чемпионат»

26 апреля 2011, 20:00
Московский чемпионат мира по фигурному катанию потихоньку набирает обороты. В понедельник на ледовой арене «Мегаспорт» прошел квалификационный отбор у одиночников, а вчера соревноваться начали одиночницы и танцоры (на фото). Но официально перенесенный в спешном порядке из Японии турнир откроется сегодня. Торжественная

Участникам нынешнего московского чемпионата мира повезло гораздо больше, чем тем, кто приезжал в нашу столицу на аналогичный турнир в 2005 году. Тогда соревнования проходили в «Лужниках», готовились к ним два года, и главной головной болью организаторов, как вспоминает бывший президент, а ныне генеральный директор Федерации фигурного катания России Валентин Писеев, была как раз ледовая арена. «Мы тогда много думали, как привести в порядок «Лужники», – вспоминает он. – Этот ледовый дворец – для всех нас место особенное, каких только звезд эти стены не видели, но все-таки время берет свое. Пришлось много сил положить на ремонт, установку оборудования... Это ведь был первый чемпионат мира, который проводился по новой системе судейства».

Вчера абсолютно все (не преувеличиваю), с кем удалось пересечься в коридорах «Мегаспорта» – и фигуристы, и тренеры, на обычное дежурное приветствие «Ну как вам здесь?» в ответ поднимали вверх большой палец. Условия во дворце на Ходынском поле для проведения подобных мероприятий действительно шикарные. Чисто, просторно, уютно. Тренировочный каток в двух шагах от основной арены, в пяти минутах ходьбы – гостиница. Хочешь – езжай на «шаттле», но погода стоит отличная, и многие предпочитают прогуляться. К вопросу безопасности организаторы подошли со всей серьезностью – вдоль дороги, ведущей от «Мегаспорта» до отеля «Аэростар», стоят полицейские. Понятно, что главная их задача обеспечивать порядок, когда народ, что называется, повалит валом (в кассах дворца, по крайней мере, корреспонденту «НИ» сказали, что на финалы билетов уже нет). А пока такой кордон, сквозь который с маленькими чемоданчиками на колесах (где спрятано самое дорогое – коньки и костюмы) снуют туда-сюда фигуристы, выглядит даже трогательно.

Тем временем вчера на тренировочном катке шли последние тренировки наших пар. Рядом с Тамарой Москвиной кутается в теплый плед Татьяна Тарасова. Нарушать золотое правило «накануне старта никаких интервью», дергать и так измотанных бесконечными вопросами об особенностях этого чемпионата Москвину, ее учеников Юко Кавагути с Сашей Смирновым, Максима Транькова с Татьяной Волосожар и их наставника Нину Мозер не хотелось… А вот консультант российской сборной делится последними впечатлениями перед стартом охотно. «Я вся в ожидании. Это будет выдающийся чемпионат, вот увидите, – Татьяна Анатольевна, как всегда, эмоциональна. – Все сильнейшие пары – в потрясающей форме. И наши Кавагути – Смирнов хороши, и Волосожар с Траньковым... Но и соперники Алена Савченко с Робином Шолковы – тоже. Каждый должен себя показать. Да, было трудно из-за того, что сроки турнира оказались сдвинуты, нужно было «опустить» спортсмена, а потом «поднять» его обратно. Это очень трудно, поверьте, в этом есть опасность, как и с акклиматизацией, когда все вроде делаешь по правилам, но никогда не знаешь, как поведет себя организм. Я только в одно всегда верила и будут верить – победит сильнейший. Иначе наша тренерская профессия равна нулю».

На основном же катке что в понедельник, что вчера было пустовато. Хотя нельзя сказать, что зрителей не было совсем. Но квалификация всегда интересовала прежде всего специалистов, и даже в былые времена, когда отбор проходил в несколько ином формате – с участием сильнейших, трибуны в такие дни были забиты разве что в Канаде. «Зрителей немного, но мы все же решили попробовать вернуться к квалификации, чтобы отсеивать заведомых аутсайдеров заранее, – говорит председатель технического комитета Международного союза конькобежцев (ИСУ) Александр Лакерник. – Потому что, когда в короткой программе выступают 40 с лишним человек, это мучительно и для судей, и для зрителей. Высидеть на трибуне больше четырех часов, наблюдая не самое яркое зрелище, согласитесь, трудно даже самому подготовленному. Угодить всем, наверное, невозможно, но мы в техкоме постоянно ищем, пробуем что-то новое и в правилах проведения чемпионатов, и в системе выставления оценок. Вот нас упрекали в том, что прыжок в четыре оборота исполнять невыгодно, мол, слишком маленькая за него прибавка. Но на самом деле за два последних года стоимость четверного выросла очень прилично. Будем еще искать варианты».

Кстати, для тех, кто не особо следил за последними изменениями в мире большого фигурного катания, сообщим, что в Москве в новом формате будут состязаться и танцоры. Когда несколько лет назад только начали говорить о возможной отмене обязательного и оригинального танцев, эта идея даже специалистам казалась не то что несерьезной – абсурдной. Но сейчас короткий танец, где воедино сплелись элементы обязательной и оригинальной программ, стал тем самым компромиссом, который избавил спортсменов от мучительного троеборья, а зрителей от нудных, мало понятных прокатов вальсов и танго. И кстати, в продолжение темы – аккурат к московскому чемпионату мира с рядом предложений по дальнейшему развитию фигурного катания в адрес президента ИСУ обратился известный телекомментатор с более чем 25-летним стажем Сергей Ческидов.

Сам бывший фигурист и тренер (работал в пермском центре и школе ЦСКА) предлагает изменить принцип проведения соревнований, разыгрывать по три комплекта наград в каждом виде вместо одного и даже проводить турниры по четырем дисциплинам раздельно. Представители одиночного катания, например, могли бы состязаться в двух разных программах, одна из которых состояла бы из вращений и спиралей, а другая – из прыжков и шагов. А побеждает тот, кто получит наименьшую сумму мест в обоих видах. В парном катании сначала определять лучшего в исполнении поддержек, подкруток и спиралей. Затем – в выбросах, шагах и парных вращениях, то есть исключительно в элементах парного катания, без прыжков, которые исполняют одиночники, и синхронных вращений. Это, по мнению Ческидова, даст больше возможностей для творчества в прыжковой части тем же одиночникам. Ведь все шесть прыжков, включенных в нынешний регламент, были впервые исполнены более 100 лет назад! «А ведь даже эти прыжки можно прыгать по-разному, приземляясь, например, на внутреннее ребро другой ноги, – объясняет Ческидов. – Подробная классификация элементов и специальная компьютерная программа, которая позволит судьям выносить вердикт по каждому элементу практически мгновенно, почти готовы».

Впрочем, это вопросы будущего, а пока – все в «Мегаспорт» болеть за настоящее. Кто станет первым чемпионом, узнаем уже завтра.

"