Posted 26 марта 2015,, 21:00

Published 26 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:58

Updated 8 марта, 03:58

Наша школа

Наша школа

26 марта 2015, 21:00
В четверг на чемпионате мира по фигурному катанию настоящий фурор произвела россиянка Елизавета Туктамышева, которая выиграла короткую программу с фантастической суммой баллов – 77,62. Блестящее исполнение уникального прыжка – тройного акселя – позволило ей опередить ближайшую преследовательницу, также россиянку, Елену

То, что Елизавета Туктамышева пойдет ва-банк, стало ясно уже на разминке сильнейшей группы участниц, открывать которую как раз предстояло ученице Алексея Мишина. Лиза шикарно исполнила космический тройной аксель, вызвав бурю восторга на трибунах, и сразу приковала к себе все внимание многотысячного зала.

Впрочем, разминка разминкой, но сомнения все равно одолевали. До чемпионата мира фигуристка пыталась дважды сделать этот элемент в соревновательной обстановке – на турнирах в Оберстдорфе и Санкт-Петербурге, и оба раза неудачно. Точнее, в Петербурге аксель получился, но остальная часть программы рассыпалась буквально на глазах. Главная проблема заключалась в том, что для исполнения этого прыжка требуется так много сил, что после него собрать все оставшиеся элементы не всегда удается даже одиночникам. И потери в технической оценке при таком раскладе сильно перевешивают приобретения. Именно на этом чаще всего спотыкалась знаменитая японка Мао Асада – последняя до Туктамышевой фигуристка, которая пыталась прыгать тройной аксель на самых важных соревнованиях. Вот почему вчерашний прокат Елизаветы – самой стабильной, к слову, одиночницы в нынешнем сезоне – в какой-то степени можно считать историческим.

«У меня даже мурашки пробежали – неужели это не сон? – говорила Лиза журналистам в смешанной зоне спустя несколько минут после своего выступления. – Неужели я сделала на чемпионате мира тройной аксель? А потом достойно исполнила оставшиеся элементы? После тройного акселя я была очень сосредоточена на двух остальных прыжках. Потому что могла сделать все и не сделать ничего. Нужно было резко собраться, у меня это долго не получалось. Но сомнений – делать или не делать аксель – не было никаких. Может, у тренеров они были, но я им сразу заявила: без тройного акселя не поеду на чемпионат мира. Потому что фигурное катание должно развиваться. В будущем этот элемент не будет каким-то фееричным или невозможным. А по поводу моей суммы баллов... Это третий результат в истории женского катания. Знаете, сейчас я просто счастлива и пока не чувствую, что совершила что-то выдающееся».

Если внимательно изучить итоговый протокол, то можно увидеть, что арбитры довольно строго судили россиянку. Чуть снизили оценку – например, за вращения поставили третий, а не четвертый уровень сложности. Да и баллы за компоненты оказались не такими высокими, как могли бы быть. И все же выступление Туктамышевой войдет в историю и запомнится надолго.

«Есть два пути достижения цели, – заметил Мишин. – Первый: максимально удовлетворять требованиям правил и вкусам судей. Второй: развивать ту линию, которая всегда была в российском фигурном катании с его классической прыжковой школой. Мы пошли вторым путем. Я вообще всю свою жизнь придерживался концепции, что апофеозом одиночного катания сегодня являются многооборотные прыжки. Ни реснички, ни бантики, ни пуфики всякие. Этим не поднимешь».

Мишин, как всегда подбросивший журналистам пару ярких выражений и шуток, тем не менее выглядел предельно сосредоточенным. А в ответ на поздравления заметил, что нужно дождаться конца соревнований, и покинул смешанную зону со словами: рано пташечка пропела, как бы кошечка не съела.

Но думаю, что Мишин лукавит. Хотя в произвольной программе исполнять тройной аксель Туктамышева не планирует (по словам спортсменки и тренера, это вопрос будущего). Отрыв, который она обеспечила себе короткой программой, практически гарантировал ей чемпионский титул. Достаточно лишь чистого проката...

Все это не значит, что в субботу не будет бороться за победу еще одна россиянка – Елена Радионова, которая безошибочно откатала короткую программу с температурой 38 градусов. Подхватила вирус. Но вообще прыжок Туктамышевой, на который она решилась во многом под воздействием жесточайшей конкуренции со стороны других россиянок, поставил перед всеми остальными вопрос: что противопоставить в ответ? И возможно ли это в принципе?

«Мы будем бороться, работать, а время покажет, – сказала тренер Радионовой Инна Гончаренко. – У нас своя ситуация. И Лена молодец, выдержала, она – боец. Мы знали, что Лиза собирается исполнять редкий прыжок на этом чемпионате, но это никак на нас не повлияло. Каждый солдат берет то оружие, какое у него есть, и им воюет. Спорт, соревнования – вещь непредсказуемая. Бороться нужно всегда до конца. Из-за того, что у нас чего-то нет, поджимать лапки не будем».

"