Posted 26 марта 2009,, 21:00

Published 26 марта 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:36

Updated 8 марта, 07:36

Гонка за зрелищем

Гонка за зрелищем

26 марта 2009, 21:00
В ближайшие выходные в австралийском Мельбурне пройдет первый этап чемпионата мира по автогонкам в классе машин «Формула-1». В новый сезон самый популярный технический вид спорта на планете вступает с сильно обновленным регламентом, направленным на то, чтобы вернуть гонкам зрелищность и интригу. Первые этапы чемпионата

Подготовку к чемпионату мира-2009 команды «Формулы-1» вели под влиянием двух серьезнейших внешних факторов. Первый – это мировой финансовый кризис. Так, «Хонда» в декабре прошлого года объявила, что снимается с первенства из-за нехватки денег. Команду спас Росс Браун: бывший ее шеф выкупил «конюшню» у терпящей бедствие японской компании в свое личное пользование. Несмотря на то, что название у коллектива изменилось на «Браун-Мерседес», Международная федерация автоспорта (ФИА) позволила его владельцу внести в кассу обычный стартовый взнос, а не повышенный, предусмотренный для новичков. Вошли, так сказать, в положение. Пилоты у «Брауна» те же, что были у «Хонды», – это англичанин Дженсон Баттон и бразилец Рубенс Баррикелло. А вот машина новая. Это результат 15-месячной работы, не прекращавшейся даже во время смены хозяина. И на первом же предсезонном тесте на автодроме в Каталунье болид выдал неожиданно высокие результаты – Баттон с Баррикелло показали в Испании самые быстрые среди всех участников секунды. За ними оказался традиционный формулический фаворит – «Феррари», а вот «Макларен» сильно подотстал. Тем не менее никто не сомневается, что именно гранды, даже в случае некоторых проблем на старте чемпионата, будут задавать в сезоне тон. У букмекеров «любимчики» все те же, что и раньше, – Льюис Хэмилтон («Макларен»), Кими Райкконен и Фелипе Масса («Феррари»), Фернандо Алонсо («Рено»).

Главной же темой для обсуждений в межсезонье стали серьезнейшие изменения в техническом регламенте «Формулы-1». Это второй из вышеупомянутых факторов, под которые пришлось подстраиваться участникам. Все нововведения направлены на то, чтобы повысить зрелищность гонок, добавить им интриги. Правда, некоторое новое из того, что предложила ФИА, – это хорошо забытое старое. Так, в «Формулу» после десятилетнего перерыва возвращаются слики – абсолютно гладкие шины. В 1998 году их запретили из соображений безопасности – чтобы лишить болиды возможности развивать запредельные скорости. А теперь вот вновь разрешили. Для чего? Дело в том, что автомобили «Ф-1» в сезоне-2009 сильно потеряют в аэродинамических качествах. Переднее антикрыло, во-первых, станет шире, а во-вторых, оно будет посажено значительно ниже. Заднее антикрыло, напротив, сузилось и возвысилось. Мелкие аэродинамические приспособления (винглеты, открылки и т.п.) теперь запрещены. В итоге прижимная сила болида резко уменьшилась – вот для компенсации, чтобы машина крепче держалась на трассе, и вернули слики. Переднее антикрыло вдобавок впервые сделали подвижным – по ходу гонки пилот сможет изменять угол атаки, правда, всего два раза за круг. Общая же идея всех этих перестановок – «вернуться к рулю», то есть сделать гонку более зависимой от мастерства водителей и, напротив, уменьшить воздействие на ее ход технических прибамбасов.

Самое же интересное, пожалуй, из того, чего в «Формуле-1» никогда не было, а теперь будет, – это система рекуперации кинетической энергии. Сокращенно – KERS. Формулический болид испускает эту энергию, в основном нагревая окружающую среду (асфальт и воздух) при торможении. Так вот, часть кинетической энергии теперь можно будет накапливать. Пилот сможет ее использовать на свое собственное усмотрение, нажимая специальную кнопку ускорения, но не больше чем на шесть секунд за круг. Вообще этот KERS – система достаточно сложная, и пока есть не на всех автомобилях. Да и к тому же ее использование носит добровольный характер. У того же «Брауна» KERS нет, а самые быстрые секунды в начале сезона имеются.

Смелые инициативы ФИА привели к тому, что накануне старта первой гонки в Австралии отсутствует полная ясность относительно того, что теперь в «Формуле-1» можно, а что нет. Яблоком раздора стали так называемые диффузоры – аэродинамические элементы конструкции автомобиля, которые служат для оптимизации воздушного потока под днищем машины. Все с той же целью уменьшения прижимной силы болида ФИА постановила стандартизировать конструкцию этого элемента. Однако сформулированы правила были так, что хитроумные инженеры «Брауна», «Уильямса» и «Тойоты» нашли в них лазейку. Вроде бы диффузоры и упростили, в нормы вписались, официальную инспекцию ФИА прошли, но сумели при этом оставить преимущества по сравнению со стандартным вариантом. В четверг несколько команд («Феррари», «Рено» и «Ред Булл») подали протест на конструкцию спорных диффузоров.

Есть и другие нововведения перед грядущим сезоном. Один и тот же двигатель должен быть использован минимум в трех гонках (в прошлом сезоне – в двух). За весь чемпионат команде разрешат использовать восемь двигателей для каждого пилота и дополнительные четыре – для тестов. Их (тестов) количество также резко сокращается как на трассе, так и в аэродинамической трубе. Собиралась ФИА внести и еще одно революционное изменение. Победитель чемпионата мира-2009 должен был определиться не по сумме очков, как раньше, а по количеству выигранных гонок. Так, в прошлом сезоне, если бы это правило было в силе, чемпионский титул достался бы Массе, а не Хэмилтону. Однако под угрозой протеста со стороны команд руководство «Формулы-1» все-таки оставило в силе прежнюю систему подсчета очков, пообещав непременно ввести изменения в следующем сезоне. В составах по сравнению с прошлым сезоном изменение только одно. Вместо шотландца Дэвида Култхарда, который перешел на «тренерскую» работу, место пилота в «Ред Булл» займет немец Себастьян Феттель, а того, в свою очередь, в «Торо Россо» заменит швейцарец Себастьен Буэми.

В календаре нововведений несколько. Из-за финансовых проблем отменены Гран-при в Канаде и во Франции. Зато появится гонка в Абу-Даби, которая и закроет сезон-2009.

КАЛЕНДАРЬ CЕЗОНА-2009

Гран-при Австралии (Мельбурн) – 29 марта, Гран-при Малайзии (Куала-Лумпур) – 5 апреля, Гран-при Китая (Шанхай) – 19 апреля, Гран-при Бахрейна (Сахир) – 26 апреля, Гран-при Испании (Барселона) – 10 мая, Гран-при Монако (Монте-Карло) – 24 мая, Гран-при Турции (Стамбул) – 7 июня, Гран-при Великобритании (Силверстоун) – 21 июня, Гран-при Германии (Нюрбург) – 12 июля, Гран-при Венгрии (Будапешт) – 26 июля, Гран-при Европы (Валенсия) – 23 августа, Гран-при Бельгии (Спа) – 30 августа, Гран-при Италии (Монца) – 13 сентября, Гран-при Сингапура (Сингапур) – 27 сентября, Гран-при Японии (Сузука) – 4 октября, Гран-при Бразилии (Сан-Паулу) – 18 октября, Гран-при Абу-Даби (Абу-Даби) – 1 ноября.

"