Posted 25 декабря 2012,, 20:00

Published 25 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:17

Updated 8 марта, 05:17

Богатые, но слабые

Богатые, но слабые

25 декабря 2012, 20:00
В уходящем году российские футбольные клубы редко радовали нас победами на европейских полях. Во всяком случае, в Лиге чемпионов ровным счетом ничего не показали. Зато они уже регулярно попадают в компанию самых богатых команд Старого Света по соответствующим рейтингам. Например, санкт-петербургский «Зенит» по «капитал
Сюжет
Футбол

Недавно международная сеть аудиторско-консалтинговых фирм PricewaterhouseCoopers (PwC) оценила стоимость бренда ФК «Спартак» (Москва) в 60,8 млн. евро, что существенно превышает показатели остальных российских и украинских футбольных клубов. Так, в ежегодном рейтинге британской компании Brand Finance стоимость марки «Зенит» (Санкт-Петербург) оценивается в 56 млн. евро, ЦСКА – в 32, а «Рубин» (Казань) – в 17. Две лучшие команды украинского чемпионата тоже отстают. Показатели донецкого «Шахтера» и киевского «Динамо» – соответственно 23 и 9,2 млн. евро.

Представители «Спартака» объяснили свое лидерство в данном рейтинге тем, что у клуба есть серьезный потенциал в плане роста доходов и увеличения базы своих болельщиков. Это связано со строительством нового современного стадиона в столичном районе Тушино, который должен войти в эксплуатацию в 2014 году. «Анализ стоимости бренда нам необходим как в плане требований УЕФА по финансовому «фэйр-плей», так и для разработки бизнес-модели – чтобы четко понимать, в каком направлении должен двигаться наш клуб. Наш высокий потенциал связан и с тем, что спартаковский бренд уникален для нашей страны. В России нет ни одного другого футбольного клуба, который бы имел столь богатую 90-летнюю историю, победные традиции и количество завоеванных титулов», – рассказал исполняющий обязанности генерального директора «Спартака» Роман Асхабадзе в интервью агентству «Р-Спорт».

В списки самых ценных футбольных брендов планеты наши клубы стали попадать только в этом году. Так, «Зенит» с ходу занял 41-е место в ежегодном рейтинге топ-50 Brand Finance. Правда, показатели российских команд, учитывая их огромные траты на трансферы и зарплаты игроков, все равно выглядят по мировым меркам очень скромно. Тот же «Зенит» с оценочной стоимостью бренда в 56 млн. евро располагается между американским клубом «Сиэтл Саундерс» и английским «Сток Сити» – далеко не самыми громкими футбольными именами. «Спартак» же с его почти 61 млн. евро (по версии PwC) получил бы в последнем рейтинге Brand Finance лишь 39-ю позицию, уступив не только признанным европейским грандам, но и таким командам, как швейцарский «Базель», английская «Астон Вилла» и даже китайский «Гуанчжоу». О том, что товарные знаки «Спартака» или «Зенита» по-прежнему не очень-то уважаемы и узнаваемы в футбольном мире, говорит и сравнение их стоимости с аналогичными показателями ведущих европейских топ-клубов. По версии Brand Finance, самыми дорогими брендами являются на данный момент английский «Манчестер Юнайтед» (853 млн. евро), немецкая «Бавария» (786 млн.), испанские «Реал» (600 млн.) и «Барселона» (580 млн.). Эти команды демонстрируют самые высокие как чисто спортивные, так и финансовые результаты.

Наши же клубы пока не могут похвастать ни серьезными и стабильными успехами в еврокубках, ни тем более экономическими достижениями. Зато деньги научились тратить на уровне грандов. В этом году «Зенит» приобрел бразильского нападающего Халка за 60 млн. евро (шестое место в списке самых дорогих трансферов в истории футбола) и бельгийского полузащитника Акселя Витселя за 40 млн. евро (21–24-е места). Другие российские команды тоже позволяют себе держать в составе очень дорогих по европейским меркам игроков. За московское «Динамо» выступает венгр Балаж Джуджак, чья трансферная стоимость колеблется в районе 15 млн. евро, а за «Рубин» – итальянец Сальваторе Боккетти (около 12 млн.). За «Спартак» играет нигериец Эммануэль Эменике (12–14 млн. евро), а в махачкалинском «Анжи» есть камерунец Самуэль Это’О (около 30 млн.). Стоимость эквадорца Фелипе Кайседо из столичного «Локомотива» составляет примерно 10 млн. евро, а ивуарийца Сейду Думбия из ЦСКА – 25.

В топ-60 самых богатых клубов мира по суммарной рыночной стоимости игроков оказались все вышеупомянутые российские клубы. Более того, только за последний год показатели каждого из них выросли существенно. По информации авторитетного интернет-ресурса transfermarkt.de, трансферная стоимость футболистов «Зенита» достигла впечатляющей суммы в 222,5 млн. евро, что позволило питерцам взлететь на 15-е место в списке самых дорогих команд планеты. Чемпионы России располагаются в рейтинге между итальянским «Интером» и испанским «Атлетико» – признанными транжирами мирового футбола. Общая рыночная стоимость игроков ЦСКА составляет 160,8 млн. евро (23-е место), а «Анжи» – 128 млн. (34-я позиция). В пятом десятке – составы «Спартака» (115 млн.) и «Локомотива» (104,1 млн.), а также «Рубина» (106,5 млн.). Старается не отставать и «Динамо» (88 млн. евро), располагающееся на 57-й строчке рейтинга. Отметим, что самым дорогим подбором исполнителей обладают «Барселона» (656 млн. евро) и «Реал» (608,3 млн.), а также «Манчестер Сити» (498,3 млн.).

Вот только огромные траты на трансферы и зарплаты игроков никак не сказываются на спортивных результатах наших команд. В текущем еврокубковом сезоне ни один российский клуб не смог пробиться в плей-офф Лиги чемпионов. «Спартак», к примеру, дважды проиграл шотландскому «Селтику», который почти в два раза уступает москвичам и по бюджету, и по стоимости футболистов. А «Зенит» не смог справиться с испанской «Малагой», которая перед началом сезона едва не обанкротилась.

В таблице коэффициентов УЕФА Россия располагается на скромной девятой позиции. А вот по количеству клубов в топ-60 рейтинга transfermarkt мы занимаем аж четвертое место – выше только Англия, Италия и Германия (у Испании тоже семь клубов). Зато лучше нас в еврокубках выступают и Франция (пять команд в топ-60), и Португалия (три), и Голландия с Украиной (по два).

"