Posted 25 февраля 2006,, 21:00

Published 25 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:17

Updated 8 марта, 09:17

Защитники Отечества

Защитники Отечества

25 февраля 2006, 21:00
Странная все-таки эта Олимпиада. Обычно, чем ближе к концу, тем эмоций у болельщиков, даже самых стойких, все меньше и меньше. В Турине же за день до закрытия обстановка такая, как будто все только начинается. Народ кинулся спрашивать лишние билетики, вспомнил, что надо бы купить на память олимпийские сувениры, хотя у

День защитника Отечества наши биатлонистки – Анна Богалий- Титовец, Светлана Ишмуратова, Ольга Зайцева и Альбина Ахатова – решили отпраздновать по-своему. Просто выиграть женскую эстафету им показалось мало. «На собрании команды мы сделали четкую установку: на каждом этапе работать по максимуму, чтобы к последнему получить задел секунд в сорок», – признался после окончания гонки главный тренер команды Валерий Польховский. А получилось даже больше. Больше 50 секунд привезли они ближайшим конкуренткам – немкам. По ходу гонки использовали всего два запасных патрона, что для современного биатлона – феноменальный рекорд!

«Еду и думаю: ну почему я на спуске болгарку не догоняю. Потом поняла: лыжи раскатываются. Ну а как раскатились…», – это Богалий-Титовец, теперь олимпийская чемпионка и, между прочим, жена кадрового военного. Ну разве могла она по-другому проехать первый, во многом решающий этап в День защитника Отечества?! Она даже не проехала его. Пролетела, расписав тем самым весь последующий сценарий гонки. Не помешал даже единственный промах, исправленный тут же с помощью запасного патрона. Ишмуратовой Анна передала эстафету с преимуществом над болгаркой Павлиной Филипповой в 11 секунд.

Как рассказывал потом президент Союза биатлонистов России Александр Тихонов, Ишмуратову на второй этап поставили исключительно из-за того, что если Богалий отстанет, Светлана, находящаяся сейчас в хорошей форме, сможет догнать, а потом и перегнать соперниц. Но этого не потребовалось. Она просто увеличила отрыв нашей сборной до 32 секунд и вместе со всеми стала ждать, как пробежит свой отрезок Зайцева. «Мы очень хотели подарок всем мужчинам сделать. А еще за Олю Пылеву бежали. Наша победа ей тоже посвящена», – скажет потом Ишмуратова…Тем временем ушедшая на свой – третий – этап Зайцева рванула так, что, как призналась сама, и понять-то толком ничего не успела. «Вроде только от Светы ушла, а уже раз – стою и за Альбину переживаю». А Ахатова, несмотря на то, что после последних гонок жаловалась на здоровье (обострился гастрит), и бежала отлично, и не промахнулась ни разу. «В моей коллекции только золотой медали не хватало. И ожидание этой эстафеты меня просто вымотало, – сказала Альбина. – Накануне ночью я несколько финишных кругов пробежала. Даже стрельбу анализировала, с Кати Вильхельм боролась, словом, работала. Теперь, надеюсь, отосплюсь»...

«Катай, Ира, катай!» – сидевший на трибуне дворца спорта «Палавела» Евгений Плющенко переживал за Слуцкую так, что, казалось, перекричит музыку. «Катай!» – кричал он ей, когда она запнулась на своем коронном каскаде, прыгнув вместо тройного двойной. Даже когда чуть заметно покачнулась на дорожке, сжав кулаки, не терял надежды: «Ну, давай же, давай!»… Но Слуцкая упала. И это нелепое падение (с прыжка, который она способна сделать с закрытыми глазами) отняло у нее не только золотую, но и серебряную медаль.

В то, что олимпийский турнир фигуристок не выиграет Слуцкая, в нашей команде, наверное, не верил никто. Слишком уж велико было ее превосходство над соперницами на протяжении всего сезона. Да и боец Ирина – это знают все – отменный. В Турин Слуцкая прилетела, находясь в блестящей форме и в отличном настроении. Но тысячу раз права лыжница Юлия Чепалова, заметившая однажды, что пик формы, равно как и любые победы, – это когда все звезды сошлись над твоей головой… Кто ж знал, что эти самые звезды в последний момент отвернутся от Слуцкой?

В произвольной программе Ирина, как и четыре года назад в Солт-Лейк-Сити, выступала последней в своей разминке. Колоссальное нервное напряжение, забитый до отказа ревущий зал… Все повторилось до мельчайших деталей. Только Ира стала теперь другой. Повзрослевшая, сильная, много чего пережившая за эти годы, достойная этой долгожданной медали, может быть, больше, чем кто-либо иной. «Мы все думали, что выиграет Ира», – стоя в узком коридорчике пресс-центра, тренер новой олимпийской чемпионки Шизуки Аракавы Николай Морозов не кривил душой. «Я была бы рада любой медали, честно говоря, даже не мечтала о золотой», – вторила ему Аракава. Только вот Слуцкой от этого было не легче. На пресс-конференции, в отличие от

японки и американки Саши Коэн, появилась. Правда, без медали, с заплаканными глазами, но держалась молодцом. «Я рада, что вообще была на пьедестале, и судьи тут совершенно ни при чем. Олимпиада есть Олимпиада. Да, жаль, что так все для меня сложилось. Что дальше? Не знаю, не думала пока ни о чем»…

Поражение Слуцкой было настолько очевидным, что сетовать на всемирный заговор против российских фигуристов нет никакого смысла. Даже результаты короткой программы, где многие находили столь минимальный разрыв между Коэн, Слуцкой и Аракавой неоправданным, на самом деле имеет вполне объективные причины. В короткой программе Ира, исполнив все элементы чисто, тем не менее показала лишь 70% своего потенциала. К тому же компьютер, согласно новой системе судейства, выбрал баллы не в пользу нашей спортсменки, а в пользу Коэн. Ну а в произвольной двукратная чемпионка мира, судя по всему, просто перегорела. «Для Иры груз необходимости обязательно выигрывать оказался непосильным, – высказал предположение тренер Плющенко Алексей Мишин. – К тому же ей не повезло. Кататься последней в такой ситуации сложнее всего. И я искренне жалею Ирину, которая за свое отношение к делу, за все, что она пережила в последние годы, безусловно, заслуживала звания олимпийской чемпионки».

Ирине Слуцкой, завершавшей выступление российских фигуристов, этого сделать не удалось.
Фото: АП. AMY SANCETTA

На неформальное общение после официальной пресс-конференции к российским журналистам Ира так и не вышла. И лишь на следующий день в ответ на посланные ей «эсэмэской» слова поддержки таким же способом лаконично ответила: «Не могу говорить. Плакала всю ночь. Может быть, после показательных выступлений»…

Утешает во всей этой ситуации лишь то, что даже это японское «золото», равно как и американское (Саши Коэн) «серебро», в какой-то степени можно тоже считать российским. Ведь Аракаву даже до Морозова готовила Татьяна Тарасова. Она же два года работала и с Коэн. Только все равно от этого не легче. Лена Соколова, кстати, вообще четырнадцатая….

А вот Владимир Лебедев, выигравший бронзовую медаль в акробатической дисциплине фристайла, от радости выглядел совершенно потерянным. «Я здесь вообще ни на что не рассчитывал. В квалификации был пятым. Я счастлив этой «бронзе» просто фантастически!»

С чувством полного удовлетворения закончила Олимпиаду и Юлия Чепалова, выигравшая серебряную медаль в последней олимпийской женской гонке на 30 км. «Я себе еще в начале сезона сказала: умру, но в марафоне без медали не останусь. Очень хотелось повторить то, что сделала восемь лет назад в Нагано. «Золота» не получилось. Но «серебро» в моей ситуации – тоже хорошо».

Чепаловой очень нелегко далась эта гонка. Она то лидировала, то падала, а на последних километрах у нее неожиданно стало сводить бедро. На длинных дистанциях с лыжницами такое случается часто. Вот только когда речь идет о золотой олимпийской медали, бороться с этими трудностями очень тяжело. «Я бегу, стиснув зубы, а тут еще украинка Шевченко упала. Задела меня, я опомниться не успела, как вижу – тоже лежу. Что мне оставалось? Я себе снова сказала: умру, но все равно всех догоню», – смеялась после финиша Юля.

За четыре километра до финиша Чепалова снова возглавила группу из одиннадцати сильнейших гонщиц и резво пошла на подъем. Выигрывала с небольшим преимуществом полячка Юстина Ковальчик, Юля держалась второй. А вот третьей пристроилась опытнейшая чешка Катерина Нойманова. Одно время казалось, что и она отстала, но, как выяснилось, это была лишь тактическая хитрость. Пока Чепалова боролась с полячкой, Нойманова, выскочив из-за Юлиной спины, просто фантастически рванула и победно финишировала. Жаль, на подобный финишный спурт сил у нашей лыжницы не осталось...