Posted 24 декабря 2009,, 21:00

Published 24 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:20

Updated 8 марта, 07:20

Икра, матрешка, Шарапова

Икра, матрешка, Шарапова

24 декабря 2009, 21:00
Если остановить на улице десять простых российских граждан и попросить их назвать самого популярного спортсмена страны, ответы, конечно, будут разными. Футбольный болельщик вспомнит, скорее всего, Андрея Аршавина. Поклонник тенниса – Марата Сафина. Любитель баскетбола, вероятнее всего, назовет Андрея Кириленко, а домох

Первое место самого популярного нашего спортсмена за границей не обсуждается. Оно полноценно вот уже лет пять принадлежит теннисистке Марии Шараповой. В 2005 году фамилию русской блондинки с ракеткой пользователи Интернета вводили в поисковиках вообще чаще, чем имя какого-либо иного спортсмена в мире. Это «достижение» Маша повторила в 2008 году. Итоги аналогичных подсчетов за уходящие 12 месяцев еще неизвестны, но, думается, Шарапова вновь окажется либо на вершине, либо около нее. Конечно, нельзя говорить, что абсолютно во всех странах мира Марию считают самым популярным российским спортсменом, но в США и в Азиатском регионе она безоговорочный лидер такого рейтинга. Более того, в Америке Шарапову часто называют «лицом России» – не так много там знают других наших соотечественников.

В чем причина такой популярности этой теннисистки? Кто-то, возможно, скажет, что во внешнем виде, но это не совсем правильный ответ. Красавицу Елену Дементьеву, например, так сильно в тех же Штатах не любят, да и не знают. Главную роль здесь все же играет правильный пиар. Шарапову практически с детского возраста раскручивает знаменитая менеджментская компания IMG. Еще до сенсационной победы на Уимблдоне-2004 Машу активно позиционировали как восходящую звезду мирового тенниса. Она уже тогда позировала для многих зарубежных глянцевых журналов. Успех же на самом престижном турнире «Большого шлема» стал мощнейшим катализатором популярности Шараповой во всем мире. С ней заключили спонсорские контракты крупнейшие компании в самых различных областях деятельности. Даже сейчас, когда травмы мешают Марии выступать на высочайшем уровне, рекламные ролики с ее участием не покидают американских и японских телеэкранов. Но и сама Шарапова, конечно, помогает своей популярности. В первую очередь тем, что она общительна, прекрасно знает английский язык, на любой светской вечеринке чувствует себя как рыба в воде. А когда же «за кортом» рейтинг обсуждаемости Марии падает, она выходит на площадку в новом изысканном наряде – и интерес к ней вспыхивает с новой силой.

Та часть населения Северной Америки, что не может жить без хоккея, назовет, без сомнения, самым популярным спортсменом из России Александра Овечкина, выступающего за клуб «Вашингтон Кэпиталз». И здесь дело уже не в пиаре. Главная причина популярности Александра Великого – его клюшка, то, что он ей творит. Уже в первом же американском сезоне Овечкин забил гол, который в США и Канаде часто называют самым выдающимся в истории хоккея. Оценка, конечно, смелая, но и гол действительно невероятный – в матче с «Финикс Койотис» Ови, скользя на спине после силового приема со стороны противника, одной рукой умудрился обвести вратаря Брайана Буше и переправил шайбу в ворота, причем не глядя на них. Последние два сезона Овечкин становился лучшим бомбардиром НХЛ, и, естественно, его фамилия не покидает спортивных полос общенациональных газет. Но здесь есть такой нюанс. Павел Буре тоже много забивал, тем не менее не был столь популярным в Америке, как сейчас Овечкин. Дело в том, что Буре был, наверное, слишком «правильным». А Ови интересен в том числе и своей «неправильностью». Восьмой номер «Вашингтона», например, столь экстравагантно празднует голы, что его критикуют многие энхаэловские консервативные эксперты со стажем, тогда как народу это нравится. Дьявольски хитрый взгляд Овечкина вкупе с его знаменитой беззубой улыбкой тоже, как ни странно, добавляют ему вистов. На домашних матчах «Вашингтона» фанаты носят сплошь свитера с восьмерками. Много продают фуфаек с фамилией Овечкина и в других хоккейных Мекках Америки – Монреале, Торонто, Калгари, Филадельфии, Миннеаполисе… Здесь еще надо добавить, что и знаменитые российские хоккеисты прошлого до сих пор невероятно популярны в этих городах. Особенно это относится к нынешнему президенту Федерации хоккея России Владиславу Третьяку. Он и сейчас в Северной Америке нарасхват: только где появится, сразу выстраивается очередь из охотников за автографами и корреспондентов, желающих взять интервью.

Но стоит все же заметить, что хоккейной частью заокеанской общественности популярность Овечкина с Третьяком и ограничивается. Те люди, которым близки единоборства, назовут наверняка самым знаменитым русским Федора Емельяненко. Этот мастер так называемых боев без правил с 2001 по 2005 год постоянно выступал в Японии, где стал очень известен. А затем отправился покорять Америку. И в этом, надо сказать, преуспел. Емельяненко – частый гость телепередач о боевых искусствах, в том числе на самом известном американском спортивном канале ESPN. Он обладатель многочисленных наград и поясов. Но вот в России Федора знают немногие. Такой вот парадокс. Это Николай Валуев, бывший уже чемпион мира по боксу в супертяжелом весе, популярен не только в Германии, где базируется его промоутерская фирма, но и у нас тоже. Хотя и здесь тоже есть странности. У нас буквально накануне ставшего ключевым, по-видимому, в карьере Валуева поединка с британцем Дэвидом Хэем зачем-то возобновили расследование покрывшегося пылью дела об избиении Николаем охранника автостоянки. Немцы же Валуева действительно ценят и на поединках с его участием трибуны заполняют регулярно. Почему, спросите вы? Неужели в Германии своих боксеров нет? Вообще-то да, таких, как Валуев, действительно нет. Высоченных, здоровенных, волосатых… В общем, необычных. Собственно, промоутеры Валуева никогда и не скрывали, что кассу они делают по большей части на его экстерьере. Как боксер Николай все-таки никогда не отличался какой-то особенной ценностью.

Есть еще несколько примеров такой «локальной» популярности российских спортсменов за рубежом. Так, теннисиста Марата Сафина больше всего любят во Франции. Да, в Америке, Великобритании или Австралии бывшую первую ракетку мира тоже, конечно, узнают очень многие. Но французы его просто боготворят – Марат даже выбрал Париж в качестве города, где он решил завершить карьеру. В чем секрет такой популярности Сафина в стране шампанского, устриц и лягушачьих лапок? Однозначно сказать трудно. В качестве одной из версий можно предложить такую: французы – известные бунтари, эстеты и сибариты. Все это есть и в Марате.

А вот российская гимнастка Евгения Канаева в последнее время завоевала не только огромное количество медалей различного достоинства, но и многотысячную армию японских поклонников. В Стране восходящего солнца существуют десятки клубов болельщиков Канаевой, а на многочисленных фан-сайтах, адрес которых оканчивается буквами jp, можно найти фотографии и видеозаписи любых выступлений девушки – хоть с лентой, хоть с булавами, хоть со скакалкой. Догадаться, почему Канаева так популярна в Японии, нетрудно. «Художницы» на ковре – это же живое олицетворение героинь аниме. Целевой аудиторией японской мультипликации, как известно, являются главным образом не дети, а подростки и взрослые. Вот нашу Женю и воспринимают как сошедшую на землю Сейлор-Мун. Справедливости ради стоит отметить, что любят в Японии и других наших бывших и действующих мастериц художественной гимнастики. Раньше первое место в рейтинге занимала Алина Кабаева. А теперь – ее почти что, без одной буквы, однофамилица.

"