Posted 24 июля 2014,, 20:00

Published 24 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:11

Updated 8 марта, 04:11

Почетный президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков

Почетный президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков

24 июля 2014, 20:00
Чемпионат мира в Бразилии уже стал историей. Теперь все внимание мировой футбольной общественности будет постепенно переключаться к России – хозяйке следующего первенства планеты. Как наша страна готовится к проведению в 2018 году столь масштабного турнира? Сумеет ли организовать его на самом высоком уровне? Должна ли
Сюжет
Футбол

– Вячеслав Иванович, что-то на прошедшем чемпионате мира в Бразилии произвело на вас впечатление?

– В хорошем смысле слова – ничего. Это был уже девятый для меня чемпионат мира, но, к сожалению, не во всех бразильских городах удалось побывать. Посетил Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Куритибу и, скажем так, частично Куябу. Однако и этого оказалось достаточно для того, чтобы составить собственное впечатление и сделать выводы. Бразилия не показала ничего такого, чего бы мы, россияне, не знали или не умели. Что ж, каждый исходит из своих возможностей.

– В позитивном плане турнир в Бразилии вас ничем не впечатлил. А в негативном?

– Театр начинается с вешалки, а страна – с аэропорта. Так вот, аэропорты в Бразилии сильно устаревшие и тесные. В них очень трудно ориентироваться. Помнится, вплоть до стартового дня предыдущего чемпионата мира в ЮАР, тоже существовали подобные опасения. Однако в итоге южноафриканцы сумели построить шикарные аэропорты. Там было невозможно заблудиться, а всех гостей встречало большое число англоговорящих гидов. В Бразилии же этого и близко не было. Схожая ситуация с железными и автомобильными дорогами. Там просто невероятное количество пробок. Впрочем, проблемы с заторами на дорогах ждут, вероятно, и нас в 2018 году. По крайней мере, в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя я верю, что мы сумеем не ударить в грязь лицом.

– К тому же у нашей страны еще довольно большой запас времени.

– Вот именно. Но вернемся к прошедшему чемпионату мира. Хотел бы отметить, что не на всех бразильских стадионах оказались качественные поля. Достаточно вспомнить наш матч с Алжиром: в Куритибе был просто ужасный газон. Не хочется ругать хозяев турнира – они действительно доброжелательные и гостеприимные люди. Но сейчас мы говорим о конкретных вещах. Повторюсь, у Бразилии нам учиться нечему.

– А опыт проведения какого чемпионата мира оказался бы нам полезен?

– Из последних турниров – однозначно, немецкого. В 2006 году в Германии все было на самом высочайшем уровне – стадионы, базы, гостиницы, отношение к болельщикам… А в той же Бразилии многие спали прямо на пляжах, поскольку гостиницы взвинтили цены. Стандартный номер в четырехзвездочных отелях стоил 850 евро в сутки. Это ненормально, и нам необходимо подобного избежать.

– Как, к слову, продвигается подготовка России к домашнему мундиалю?

– Я не вхожу в состав оргкомитета, а потому не владею всей информацией. Знаю, что у нас существуют большие проблемы с защитой документации на строительство. В Саранске работы по возведению арены продолжаются. В Екатеринбурге, по-моему, реконструкция только намечается, а где-то даже и этого нет. Приятное исключение – «Лужники»: ежедневно проезжаю мимо спорткомплекса и вижу, что ведутся серьезнейшие работы. Однако в глобальном плане никто еще ничего делать не начинал, хотя с момента завоевания права проведения турнира прошло уже три с половиной года. Я не располагаю конкретными цифрами, но те данные, которые у меня есть, вызывают тревогу. Судя по всему, все же придется форсировать подготовку. А помешать нам может инерция людей, которые отвечают за проект, и отсутствие средств на инфраструктуру. Очень хочется, чтобы наши аэропорты, вокзалы и гостиницы приобрели соответствующий статусу чемпионата мира облик. Гостям нашей страны должен быть представлен полный ассортимент гостиничных номеров – от самых дешевых до элитных.

– Первой ласточкой будет спартаковский стадион в Тушино?

– Его начали строить еще тогда, когда наши перспективы принять чемпионат мира-2018 были малопонятны. В равной степени это касается и новой арены в Санкт-Петербурге. Ну а все остальное пока в зачаточном состоянии. Мне известно, что государственную сертификацию на сегодняшний день прошла только Самара.

Фото: SPORT-EXPRESS.RU

– Вам не обидно, что в результате реконструкции «Лужников» неизбежно погибнет уникальный облик Большой спортивной арены, уйдет в прошлое ее ни с чем не сравнимая аура?

– Не согласен, поскольку фасад стадиона будет сохранен в полном объеме. Перестройке подвергнется только внутренняя часть чаши, которая устарела и нуждается в модернизации. Для проведения матчей мирового первенства, в том числе и финального, «Лужникам» требуется огромное количество лож для почетных гостей и удобные места для прессы. Плюс необходимо соответствовать современным нормам безопасности. С моей точки зрения, на Большой спортивной арене происходят позитивные изменения. Кстати, если говорить об ауре, то это скорее относится к стадиону «Динамо». Он более древний и видел гораздо больше исторических событий. А «Лужники» относительно новый стадион.

– Некоторое время назад появились слухи, что сразу два российских города якобы могут быть лишены права принять матчи чемпионата мира.

– Слухи на то и слухи, не вижу смысла их комментировать. Объективных причин сокращать количество городов и чего-то менять, на самом деле, нет.

– Давайте перейдем к чисто спортивной составляющей минувшего мундиаля. Сборная России в Бразилии провалилась или выступила в свою силу?

– Если бы мы являлись действующими чемпионами мира и вдруг не вышли бы из группы, тогда да, это, безусловно, был бы провал. Но мы не Испания, а наш внутренний чемпионат не сравнится, к примеру, с английским. Российские футболисты показали свой реальный уровень, а шансов пробиться в плей-офф у нас на самом деле было больше, чем у того же Алжира. Забей Александр Самедов этой команде в начале второго тайма после выхода один на один с вратарем, и мы бы совершенно по-другому оценивали итог нашего выступления.

– На днях министр спорта Виталий Мутко в качестве актуальной меры по усилению состава сборной назвал натурализацию двух иностранных футболистов. Кем должны являться эти игроки?

– Криштиану Роналду и Лионелем Месси. В обороне мы играем хорошо, а в атаке эти два человека нам бы не помешали. Ну а если серьезно, то натурализация – абсолютно бесперспективное занятие.

– А что думаете о другой активно звучащей идее – включении в тренерский штаб Фабио Капелло российского специалиста?

– А толку-то? Второй тренер всегда был, есть и останется только вторым. Считаю, многие отечественные специалисты обладают не меньшими знаниями, чем Капелло. Но вот применение их на практике – это совсем другое дело. Здесь требуется особый талант, а он развивается только при самостоятельной работе.

– В понедельник Капелло должен отчитаться перед российскими тренерами. В таких встречах имеется какой-то смысл?

– Да, это как раз верное начинание. Назвал бы это не отчетом, а скорее докладом о промежуточных итогах работы. Главный тренер сборной должен как можно чаще общаться с коллегами, которые готовят ему игроков. Имею в виду тренеров как клубных команд, так и юношеских сборных. Подобные диалоги должны проводиться не раз в четыре года, а на регулярной основе. А связь с наставником молодежки вообще должна быть каждодневной. Специалисты должны четко понять, футболистов каких амплуа Капелло хочет видеть в составе, какие требования он к ним предъявляет. Интерес сторон должен быть взаимным. В общем, жду от Капелло предметного анализа ситуации и последующей хорошей дискуссии. В этом случае такая встреча пойдет на пользу всему российскому футболу.

"