Posted 24 апреля 2011,, 20:00

Published 24 апреля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:31

Updated 8 марта, 06:31

Заслуженный тренер России Елена Чайковская

Заслуженный тренер России Елена Чайковская

24 апреля 2011, 20:00
Сегодня в Москве начнется чемпионат мира по фигурному катанию, в срочном порядке перенесенный в российскую столицу из-за трагических событий в Японии. Своими мыслями о предстоящем соревновании, о проблемах и перспективах нашей сборной с «Новыми Известиями» поделилась заслуженный тренер СССР и России, один из самых опы

– От чемпионатов мира всегда ждешь чего-то особенного, а от нынешних соревнований, учитывая их предысторию, тем более. Эмоции у вас, тренеров, сейчас тоже, наверное, разные?

– То, что в Японии случилось, это беда, конечно, страшная. Сколько лет, сколько раз мы там бывали, сколько было чемпионатов мира там проведено и Олимпиад, показательных выступлений... Это горе. Но знаете, когда стало ясно, что Москве отдали чемпионат, во мне проснулась без преувеличения гордость великороссов (улыбается). Из всех претендентов, стран, которые много лет развивают фигурное катание и много раз проводили мировые чемпионаты, выбрали нас. Это очень приятно. Это дань тому, что мы всегда были серьезной величиной в фигурном катании, и еще, думаю, сыграло свою роль то, что мы всегда такие мероприятия замечательно проводим. Сделать так, что все скажут: «Вот это да!..» Это мы действительно умеем. Домашний чемпионат мира – это большая радость для всех наших любителей фигурного катания, и для нас, тренеров, в том числе. С другой стороны, для меня домашний старт такого масштаба – всегда большая опасность, особенно сейчас.

– Почему?

– Потому что команда наша еще не созрела для больших результатов. Плюс самая главная беда – мы не имеем максимального представительства во всех дисциплинах, только в парах. Один мальчик (Артур Гачинский. – «НИ») – это вообще никуда. Тем более мужское одиночное катание испокон веков было нашим видом, и сейчас представлено будет замечательным учеником Алексея Мишина, но не готов он пока драться за первые места, еще не вызрел. А от нас ведь ждут что? Раз страна принимает чемпионат, значит, минимум три золотые медали завоюй. Не получится у нас с золотыми. Не должно получиться. Потому что есть определенные законы созревания, есть просчитанные посезонно планы подготовки, где на пик команда должна выйти к Сочи. Так что должна огорчить наших любителей фигурного катания и предупредить: для сборной России нынешний чемпионат – плановый старт, который является трамплином к Олимпиаде 2014 года. Хотя, конечно, сейчас каждый все равно будет пытаться выдать максимум, и вот тут кроется вторая опасность.

– Домашние стены больше все-таки давят?

– Да. Когда опытный спортсмен выступает в своей стране, где нагрузка тройная – и родственники тут, и фанаты, и автографы бесконечные, и руководство, – он еще может груз этот выдержать. А молодые могут и растеряться, потому что повышенное внимание, хотим мы этого или не хотим, отвлекает. Не должно быть никаких поклонников, ни интервью, простите, ни всего остального – это действительно мешает сосредоточиться на главном. Для молодых это очень ответственный старт. И если на перспективу смотреть, то для нашей команды нынешний домашний чемпионат как бы не очень вовремя. Нам бы за год до Олимпиады его провести, вот тогда бы мы уже показали то, что можем! Но коль скоро так случилось, сейчас надо правильно расставить акценты и не строить иллюзий.

– Понятно, с золотыми будет туго, но претенденты на другие медали у нас все же есть?

– Самые серьезные претенденты – Кавагути и Смирнов, Волосожар и Траньков. Причем единственный «недостаток» последних в том, что их первый крупный международный старт пришелся на нынешний чемпионат. Ответственность огромная – о них много говорят, на них надеются, и надо, чтобы они со всем этим совладали. Второй вид, в котором мы можем иметь медали, – танцы. С американцами и канадцами Бобровой и Соловьеву бороться будет пока сложно. С французами – надо попробовать. Хотя сейчас все больше говорят о другом нашем дуэте – Ильиных и Кацалапове, но все-таки они еще чуть-чуть молоды, нет еще того багажа весомого, который нужен для пьедестала, нет… Знаете, хамства такого на прорыв, наглости, готовности драться за это… Просто негде еще было наработать.

– Об одиночном катании даже как-то страшновато спрашивать…

– Очень надеюсь на Гачинского. Очень. Вернее, не столько на Гачинского, сколько на Мишина. Потому что он знает, как делать результат... Сильные стороны фигуриста показать, а кое-что спрятать. Он очень правильно своего ученика ведет. Хочется, чтобы мальчик выстоял, потому что на него сейчас тоже огромное давление. Будет тяжело, но с другой стороны, Гачинский из разряда очень быстро идущих вперед спортсменов, и надо обкатывать его уже сейчас. К сожалению, ничего радостного не могу сказать о девочках. В принципе и Леонова, и Макарова могут занять высокие места, быть сразу за японками, в пятерке-шестерке. У них пока нет стабильности – то короткую программу сделают потрясающе, а произвольную сорвут, то наоборот...

– У нас в последнее время все больше говорят об Аделине Сотниковой и Лизе Туктамышевой, которые пока выступают в юниорских соревнованиях. Мол, они наши главные надежды в Сочи, а от этого поколения мы уже ничего не дождемся…

– Абсолютно не согласна с этим. И могу в пример привести Бутырскую, которая пришла ко мне в 26 лет, когда ее уже практически исключили из сборной, и стала потом нашей первой чемпионкой мира. Нет, ни Алену Леонову, ни Ксению Макарову категорически нельзя сбрасывать со счета. Это счастье, что у нас сегодня есть такие молодые девочки, но никто сейчас вам не скажет, что через какое-то количество лет они будут чемпионками мира среди взрослых. Потому что после 16, 17, 18 лет они столкнуться с теми же проблемами, с которыми сейчас сталкивается старшее поколение. В свое время у нас были чемпионы во всех видах, кроме женского катания. И я все время разговаривала на эту тему со знаменитой Юттой Мюллер, чьи ученицы тогда были чемпионками Европы, мира и Олимпийских игр, она знала, как с ними работать. Я спрашивала: «Как ты их тренируешь в тот период, когда они набирают вес, когда масса других сложностей возникает?» В ответ услышала очень мудрую вещь: «Никогда не ставьте на спортсменке крест. Вы должны уметь ждать».

– Сейчас высказываются еще и такие опасения, что с возвращением Евгения Плющенко у Мишина, каким бы замечательным тренером он ни был, просто не хватит времени на Гачинского. Ведь подобные примеры уже были. И как тогда воспитывать резерв?

– Каждый тренер всегда видит, кто из его учеников идет в чемпионы, а кто – нет. И тренера не заставишь отдавать душу, кровь, здоровье тому, из кого он не сделает чемпиона. И он никогда не упустит эту возможность, напротив, схватится зубами. Я Мишину очень доверяю, он удивительно все просчитывает. Если сама, например, работаю больше чувствами, то у Мишина очень правильная методика вот этого взращивания чемпионов. Поэтому если Плющенко вернется, времени должно хватить на обоих.

– А вы верите, что он действительно вернется?

– Что я могу сказать на сто процентов – Женя не будет никому морочить голову. Если он поймет, что может, то вернется. Если почувствует, что что-то не так, ему тяжело или он не успевает, не вернется. Тут надо абсолютно ему доверять. Еще уверена в том, что если он вернется, то вернется достойно. Понимаете… Он из тех спортсменов, для которых честь и достоинство очень важны. Но тут ведь очень важно – хватит ли у Плющенко эмоций на это, я бы сказала, сумасшествия? Ведь это должен быть взрыв! Не просто выйти и откатать грамотно, чисто. Чтобы выиграть, он должен показать что-то совершенно выдающееся, сумасшедшее. Чтобы гул прошел по трибунам…

– Что должны сделать в Москве наши фигуристы в первую очередь, как вы думаете?

– Вернуть максимальное представительство во всех видах программы, показать наши возможности на будущий год, на Олимпиаду в Сочи. Прокататься так, чтобы все сказали: «Интересно! Талантливо! Есть большая перспектива».

– А что вы думаете по поводу мнения – мол, раз мы выручили всех с этим чемпионатом мира, то судьи будут к нам весьма лояльны...

– Ой, не надейтесь… Не придираться – да, это могут. Но если серьезно, то где бы ни выступал, единственное, что не берешь в расчет, когда планируешь результат, это то, что судьи будут к тебе лояльны. Никогда. Да и зачем?

"