Posted 24 марта 2015,, 21:00

Published 24 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:59

Updated 8 марта, 03:59

Заслуженный тренер СССР и России по фигурному катанию Тамара Москвина

Заслуженный тренер СССР и России по фигурному катанию Тамара Москвина

24 марта 2015, 21:00
Сегодня в Шанхае фигуристы начали борьбу за медали чемпионата мира. Первыми на лед вышли танцоры, а вечером короткую программу исполнят спортивные пары. Одними из фаворитов турнира в этом виде программы являются чемпионы Европы этого года Юко Кавагути и Александр Смирнов. О своих учениках, о том, как они готовились к н

– Тамара Николаевна, после победного для Юко с Сашей чемпионата Европы, который прошел в самом конце января, удалось хоть немного отдохнуть?

– Конечно. Работали много, но и отдохнуть успели как следует. Юко съездила к родителям в Японию, а Саша проводил время с семьей, нянчил своего новорожденного сына. В подготовке к чемпионату мира мы не только старались удержать наше катание на прежнем уровне, но и добавили некоторые детали, кое-что усложнили. Ребята сейчас стали более уверенными, спокойными, к ним пришло чувство удовлетворения. Ведь несмотря на глубокую яму, в которую из-за травмы Саши мы попали перед Олимпиадой в Сочи, они нашли в себе силы восстановиться и вернуться в когорту сильнейших.

– Трудно поверить, что еще год назад ходили разговоры о том, что Кавагути и Смирнов закончат свою спортивную карьеру. Да и вы, помнится, собирались уйти вместе с ними, заняться чем-нибудь другим…

– Разве женщинам можно верить? Говорят одно, думают другое, а делают третье. Думаю, ничего криминального не случится, если я еще что-то поделаю. Жизнь не стоит на месте, все меняется, и за переменами надо поспевать.

– Вы недавно заметили, что, несмотря на свой солидный тренерский стаж, тем не менее, до сих пор не перестаете учиться. В том числе у более молодых коллег.

– Учиться я никогда не стеснялась. Например, не так давно на соревнованиях увидела, как в холле гостиницы тренер со своей группой занимается подготовкой, которую мы проводим исключительно в зале. С одной стороны, они вроде бы делали то же, что и мы всю жизнь. С другой – прыгали уже не двойные, а тройные прыжки и выполняли специальные упражнения. И это правильно, потому что с новым поколением фигуристов нужно заниматься на более высоком уровне. Все ведь не случайно. Повышается сложность, увеличивается и вероятность получить травму на льду. А отрабатывая многооборотные прыжки на полу, мы тем самым понижаем этот риск.

– После того как в Санкт-Петербурге открылась ваша с Алексеем Мишиным школа фигурного катания «Звездный лед», Александр Смирнов уже заявил, что хотел бы там работать в качестве тренера. Естественно, после того как они с Юко завершат выступления в большом спорте.

– А почему бы нет? Склонность к тренерской работе у него есть. Кстати, у Юко тоже. Саша и сейчас постоянно что-то младшим подсказывает. Иногда приходится останавливать. Говорю: «Не отнимай хлеб с маслом у тренеров». Но мне это на самом деле нравится. Я тоже когда-то именно таким образом начинала свою тренерскую карьеру – тренировалась сама и помогала другим ученикам Игоря Борисовича Москвина. Это даже хорошо, потому что так спортсмен не сильно концентрируется на себе. Я против фанатизма в тренировках. Хотя вот Юко никогда не отвлекается. Но и она, когда Саша болел, с удовольствием учила малышню и радовалась, если тут же видела результат. Но одной склонности мало... Посмотрим, как будут развиваться события на чемпионате мира, последим за состоянием здоровья ребят, за конкурентами. Если у Юко и Саши есть желание продолжать выступать, я с удовольствием буду помогать им. А тренерская работа никуда от них не денется.

– Тем более сейчас есть возможность, если что, покататься в шоу…

– Не факт. Саша не раз мне намекал, что хотел бы тренировать. Он дружит с бывшим парником Константином Безматерных, который тоже планирует работать в нашей школе. Вот они-то, судя по всему, и возьмут парное катание в свои руки. Когда время придет.

– Как вы думаете, почему публика так любит пару Кавагути – Смирнов? Казалось бы, ни чемпионами мира, ни тем более олимпийскими чемпионами они не были…

– Можно сказать, что повышенный интерес к ребятам организовываю я. Чтобы пара была интересной, у нее должны быть интересные программы с оригинальными элементами под необычную музыку. Плюс красивые костюмы. Даже в самом факте соединения на льду японской девушки и русского парня есть свой шарм и колорит. Мы всегда и во всем стараемся быть не похожими на других. Американцы, канадцы и фигуристы из других стран катаются в основном под современные мелодии, поступи мы так же, выделяться среди них не будем. Поэтому мы обращаемся к классике, стараемся быть ближе к нашему питерскому балету и постановщикам, досконально изучившим классические каноны. Зритель любит Юко и Сашу именно за непохожесть. Даже если новое – это хорошо забытое старое. Я постоянно ищу изюминку. Во всем. В костюме, в прическах, в элементах… Была у нас в произвольной программе спираль – вроде бы обычная, но нам хлопали. А я придумала, чтобы партнерша еще и ножку поднимала. Ерунда? Нет, та самая изюминка! И публика в восторге.

Фото: EPA

– Кроме уверенности, которая пришла к вашим ученикам после победы на чемпионате Европы, все отметили, что Юко и Александр в целом поднялись на более высокий уровень по сравнению с тем, что было раньше.

– Да, и в первую очередь в эмоциональном плане. Юко и Саша стали более тщательно готовиться к выступлениям, лучше понимать друг друга и, как следствие, обсуждать совместные действия до мелочей. Теперь они – команда. А что касается техники, то уже на нескольких стартах они безошибочно исполнили четверной выброс, который когда-то первыми пытались ввести в соревновательную программу. Сейчас к программам предъявляются такие требования, что все пары выполняют практически один и тот же набор элементов. А выделяться-то чем?

– Если говорить о технической части программ, то главная фишка Кавагути и Смирнова – выброс в четыре оборота?

– На сегодняшний день да. Поначалу нас даже ругали за него из-за высокой травмоопасности. Но я рада, что мы были первыми ласточками в исполнении этого элемента. В следующем сезоне еще что-нибудь придумаем, чтобы порадовать, а может, даже и удивить наших поклонников. И судейскую коллегию, конечно. К сожалению, у судей нет критерия «художественное впечатление от программы». Они оценивают по критериям, которые есть в правилах. Это только у зрителя создается «впечатление». Еще у специалистов. Фигурное катание – спорт, в котором субъективное судейство будет всегда. Поэтому спорить и ревизовать оценки бесполезно. Соревнования прошли – все. Это до соревнований надо думать, каким образом тренироваться, какой раздел подтянуть, чтобы выиграть.

– На что бы вы посоветовали обратить внимание молодым тренерам, которые сейчас работают с новым поколением российских пар?

– Научиться организовывать смену своим сегодняшним ученикам. Сами они вряд ли смогут одновременно вести спортсменов высокого уровня и заниматься резервом, поэтому кто-то должен работать с ними в связке, искать молодых и перспективных. Когда-то мне это удавалось, сейчас не удалось, и это мой главный на данный момент недостаток. Еще необходимо научиться адекватно реагировать на взлеты и падения учеников. Сверху есть движение только вниз, а снизу – только вверх, поэтому надо дать споткнувшимся время, скажем так, на устаканивание. Когда результаты резко падают, тренер может так рассуждать: а, ладно, у меня есть другие спортсмены… И перестает обращать внимание на неудачника. Ни в коем случае нельзя этого делать. Либо дай ему год той же заботы и того же внимания. Либо организуй, чтобы эту заботу ему дали другие. Понять нужно, были те взлет и падение случайными или нет? Посмотрите, как грамотно поступил Алексей Николаевич Мишин с Лизой Туктамышевой. Не махнул на нее рукой, а выждал какое-то время, организовал тренировочный процесс так, что Лиза смогла подняться не только физически, но и психологически не сломаться.

– Но здесь нужно очень тонко чувствовать некую грань между действительно верой в ученика и раздачей авансов на пустом месте, с чем иногда приходится сталкиваться. Согласны?

– Конечно. Спортсменов нужно поддерживать, подхваливать, но ни в коем случае не перехваливать. Ведь тогда есть риск сформировать у человека неправильное представление о его месте в иерархии и таким образом приостановить его технический и личностный рост. Понятно, что лидера в команде хочет иметь любой руководитель – организации, клуба, федерации. И если настоящий лидер отсутствует, его выбирают искусственно, надеясь на перспективу. В подобных случаях моя тактика такова: хвалим, но при этом и критикуем. Дескать, ты у нас самый лучший, но смотри – есть соперники и посильнее. Но ни в коем случае нельзя принижать реальные достижения ученика.

– Если вернуться к чемпионату мира, арена в Шанхае для Юко и Саши хорошо знакома?

– В этом году мы уже дважды выступали здесь. Но в каждом старте есть свои сложности. Сейчас, например, в родных стенах будут выступать сильнейшие китайские пары, что, конечно же, отразится на эмоциональной атмосфере в зале. Однако спортсмены должны уметь приспосабливаться к таким вещам, и их тренеры тоже.

"