Posted 24 февраля 2005,, 21:00

Published 24 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

Сани едут сами

Сани едут сами

24 февраля 2005, 21:00
Казалось бы, где еще развиваться снегоходному спорту, как не в России? Долгая зима, бескрайние снежные просторы – у нас есть все условия для тренировок и соревнований. Тем не менее, только в последние годы снегоходные гонки стали набирать популярность. Например, недавний этап чемпионата России по эндуро на снегоходах,

В советские времена гусеничные машины с двумя лыжами использовались исключительно в качестве тихоходного транспортного средства. Для скоростных заездов и прыжков легендарные «Бураны» подходили не лучше, чем собачьи упряжки.

Первые спортивные аппараты появились в России вскоре после падения «железного занавеса». Но по назначению они не использовались: катание на снегоходах вместе с баней и застольем стало неотъемлемой частью зимнего отдыха уважающих себя «новых русских». Шло время, рынок снегоходов, в том числе и бывших в употреблении, рос. В салонах стали появляться доступные по цене модели. Машины с надписями Polaris, Yamaha, Bombardier все чаще носились по полям и замерзшим водоемам.

Постепенно покатушки стали проходить более организованно, появились снегоходные клубы. Люди осознали, что на снегоходах можно не только возить комбикорм оленям и в пьяном угаре месить снег вокруг дачи, но и вполне профессионально заниматься спортом. Поначалу дело не заладилось. Те, кто мог заработать деньги на покупку и подготовку машин к соревнованиям, не имели возможности полноценно тренироваться. А молодые и перспективные только облизывались, глядя на витрины салонов, где продавались красивые, но очень уж дорогие машины. Цены на хорошие снегоходы колеблются в промежутке от 10 до 15 тыс. долларов.

Однако с развитием снегоходного спорта начали появляться команды, существующие на деньги спонсоров. Именно благодаря поддержке крупных компаний и региональных властей клубы из таких городов, как Новый Уренгой и Тюмень, получили возможность не только выставлять на соревнования сильных спортсменов, но и с прицелом на будущее воспитывать молодежь.

Большой популярностью в России сегодня пользуется эндуро (в переводе с латыни – «выносливость») – одна из самых демократичных снегоходных дисциплин. Участнику соревнований необходимо сделать несколько многокилометровых кругов по заснеженным лесам и полям. Гнать во весь опор лошадей, скрывающихся под капотом снегохода, вовсе не обязательно. Главное – прибыть на пункт контроля времени не раньше и не позже срока. Ну, а на скоростных участках, именуемых ДОПами, приходится выкладываться по максимуму: здесь за каждую лишнюю секунду начисляются штрафные баллы. Именно на ДОПах обычно определяются победители.

Участвовать в эндурных соревнованиях могут не только профессиональные спортсмены. Сложные препятствия на трассе встречаются редко. Благодаря раздельному старту контактной борьбы в заездах удается избежать. Даже любитель может проехать дистанцию в свое удовольствие, практически не рискуя разбить машину или получить травму. Для эндуро даже необязательны спортивные снегоходы – некоторые спортсмены выступают на туристических и даже утилитарных моделях. В последнем этапе чемпионата России даже участвовала одна отечественная «Тайга», правда, до финиша она не добралась.

Кантри-кросс – еще одна разновидность гонок на выносливость. В ней нет особых хитростей. Спортсмены просто проходят на время трассу длиной от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Гонщики здесь чувствуют себя даже более комфортно, чем в эндуро: не надо мудрить с вычислением средних скоростей и контролем времени. Кстати, стрелка спидометра может достигать отметки 180 км/час.

Однако не только гонками на выносливость жив снегоходчик. Есть еще снегоходный кросс, зимний аналог мотокросса, который сегодня пользуется огромной популярностью во всем мире. В отличие от эндуро и кантри-кросса, где самые интересные события происходят вдали от трибун, кросс представляет собой весьма захватывающее зрелище. Правда, любителям здесь уже делать нечего. Короткая трасса длиной около километра изобилует трамплинами, сложными поворотами и скоростными прямиками. Со старта одновременно уходит несколько десятков гонщиков, что неизбежно влечет за собой жесткую контактную борьбу. Техника в кроссе тоже нужна специфическая. Чтобы добиться серьезных успехов, недостаточно купить спортивный снегоход. Машину еще требуется серьезно доработать: практически все узлы подвергаются серьезному тюнингу, стоимость которого может превышать стоимость самого аппарата. Кстати, российский кросс сейчас на подъеме. C каждым годом на европейских и мировых первенствах наши соотечественники улучшают свои результаты. До медалей дело пока не доходит, но достаточно почетное место в первой десятке стабильно занимают несколько наших спортсменов.

Давно превратились в масштабные шоу на Западе соревнования по снегоходному фристайлу. На глазах у десятков тысяч зрителей спортсмены в полете выделывают сложнейшие трюки: вращения, стойки и даже мертвые петли. Как ни парадоксально, хорошим фристайлером может стать человек, ни разу не видевший снега. Для тренировок и состязаний вполне достаточно песчаного трамплина. В России этот вид все-таки снегоходного спорта пока не прижился – слишком высоки требования к технике. Тем не менее, у нас есть шанс увидеть фристайл вживую. В этом году в центре Москвы пройдут соревнования с участием лучших мировых фристайлеров. Остается надеяться, что российские спортсмены вдохновятся их примером, и вскоре мы будем наблюдать снегоходную акробатику по-русски.

"