Posted 23 декабря 2008,, 21:00

Published 23 декабря 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:55

Updated 8 марта, 07:55

Начальник ЦСКА Сергей Кущенко:

Начальник ЦСКА Сергей Кущенко:

23 декабря 2008, 21:00
Руководитель Центрального спортивного клуба армии Сергей КУЩЕНКО по праву считается одним из самых успешных спортивных менеджеров последнего десятилетия. В свое время он поднял практически с нуля и превратил в лучший баскетбольный клуб страны пермский «Урал-Грейт», после чего пошел на повышение в ПБК ЦСКА, с которым вы
Сюжет
Футбол

– Сергей Валентинович, сейчас даже среди болельщиков только и разговоров, что о кризисе. Но пока все соревнования идут по намеченному графику, массового отъезда игроков за границу, как в 90-е годы, нет. Что, кризис до спортивной индустрии еще толком не добрался?

– Кризиса не надо бояться, потому что он уже пришел. Раньше на спорт давали очень большие деньги. Но средства часто использовались неэффективно. Сейчас бизнесмены уже не готовы вкладывать финансы туда, где их тратят бессистемно. А все из-за того, что у нас почти нет хороших спортивных менеджеров. Долгое время руководить клубом ставили человека, который не знал даже, как ударить по мячу или взять в руки ракетку. Зато владелец команды ему полностью доверял. Денег в экономике было много, вот и считалось, что можно обходиться без нормального администрирования. Потратил деньги – не страшно. Обязательно появятся новые, заработанные на продаже нефти, газа и других природных ресурсов. А сейчас с деньгами проблемы и у крупных компаний. Они сокращают штат, урезают зарплату, а их акции ползут вниз. И вторая проблема – многие российские клубы зависят от доброго дяди. Его могут звать Андрей Ищук (бывший президент женского баскетбольного ЦСКА. – «НИ») или Леонид Федун (президент футбольного «Спартака». – «НИ»). Но кто-то из них может, например, продать свой бизнес, и клуб окажется без средств к существованию.

– Однако даже в относительно стабильные недавние времена с финансовыми трудностями сталкивались, например, легендарные столичные клубы – футбольное «Торпедо» и хоккейные «Крылья Советов».

– В период высоких цен на нефть трудности носили локальный характер. А сейчас ситуация усугубилась. Поэтому сейчас как никогда нужна целая система финансирования игровых видов спорта, которая бы страховала команды от банкротства.

– И как же ее выстроить?

– Поверьте, даже в эти нелегкие дни есть люди, которые готовы тратить деньги на спорт. И при этом еще и на культуру хватит. Но нужна прочная и понятная людям система финансирования. К примеру, в Америке то, что произошло с «Торпедо» и «Крыльями Советов», было бы просто невозможно. Там крупные спонсоры работают только с лигой – например, с НХЛ или НБА. И уже эта организация распределяет деньги. В итоге получается, что бюджет клуба, как правило, состоит из трех частей. Примерно 40 процентов клуб получает от лиги (в эту сумму входят и доходы от телевидения), примерно столько же – от региональных спонсоров, а остальное зарабатывает сам на продаже билетов, атрибутики и другой коммерческой деятельности. И при такой схеме нельзя «умереть». В случае трудностей лига может сократить финансирование, но деньги, необходимые на выживание, она всегда даст. Да, существенно уменьшится прибыль, придется затянуть пояса, но система останется, и клуб будет просто ждать лучших времен, продолжая выступать на самом высоком уровне.

– Пока у нас такой системы нет, как клубам выживать? Проще говоря, на чем экономить?

– А что такое по большому счету кризис? Это перепроизводство и перерасходы, которые в один момент могут привести к краху. Последние годы нам элементарно приходилось переплачивать игрокам и за игроков. А сейчас пришло время отказываться от излишеств. Например, не секрет, что в клубах существуют так называемые дополнительные расходы на спортсменов. Речь идет об аренде квартиры, автомобиля, оплаты перелетов на родину для легионеров. Но можно снимать квартиру с видом на Кремль или на Рублевке, а можно пользоваться более дешевым жильем. На одной жилплощади могут поселиться несколько человек, если они не обзавелись семьями. Словом, клуб должен предоставлять спортсмену минимум удобств. Сейчас игроки хорошо зарабатывают и сами могут снимать квартиру. А если хотят жить комфортно, то никто не против. Только за свой счет. Еще можно сэкономить на содержании клубного офиса. К примеру, существуют компьютерные программы, зачастую способные заменить труд офисных работников. Но нужно сохранить принципы работы.

– А как же контракты игроков? Они не подлежат пересмотру? Это же очень большие суммы.

– Размер контрактов отрегулирует сам рынок, и возможно, очень скоро. Люди будут соглашаться на более скромные условия, поскольку понимают, в какое время живут.

– На клубах, выступающих под эгидой ЦСКА, сильно отразился кризис?

– Знаю, что во всех армейских командах так или иначе идет сокращение затрат. Но до глобальных проблем дело не дошло. Женский баскетбольный ЦСКА, как известно, удалось спасти. Знаю, что в хоккейном клубе возникли определенные трудности, но после Нового года они должны разрешиться.

– Как, кстати, удалось спасти женский баскетбольный клуб? Это было похоже на чудо...

– А действительно, случилось чудо. Когда бывший владелец клуба Ищук продал свой бизнес и команда лишилась источника финансирования, то я, спортивный директор Игорь Грудин и директор Виталий Трофименко стали думать, что делать. Сначала решили подсчитать, сколько стоит содержание команды, но без учета контрактов баскетболисток и с оговоркой, что ЦСКА прекращает участие в Евролиге. Оказалось, что сама структура требует вложения 10 миллионов рублей. Потом прикинули, каких баскетболисток можем содержать. Сначала поговорили с молодыми девушками – они согласились. Они были готовы, например, жить в двухкомнатной квартире втроем. Они не звезды, конечно. И семей у них пока нет. Потом связались с американками. Они тоже все поняли и попросили – лишь зарплату платите. В результате выяснилось, что с игроками годовой бюджет составит 27 миллионов рублей. При таком раскладе мы недосчитались бы Илоны Корстин и бельгийки Энн Воутерс, у которых были хорошие предложения. Затем Грудин стал обзванивать знакомых по работе с национальной сборной бизнесменов. Безрезультатно. Не обошлось и без так называемых политических звонков. Обратились за поддержкой к вице-премьеру правительства Сергею Иванову. Но подходил крайний срок. Говоря языком журналистов, наступил дэдлайн. Уже приехала группа телевизионщиков, и я был готов заявить перед камерой: «Все, извините, не получилось». И тут раздался звонок с предложением о встрече и предметных переговорах. В общем, ЦСКА вытащили «на флажке».

– Детско-юношеские школы в кризисное время не пострадают?

– Школы, конечно, могут столкнуться с определенными трудностями. Но ребята, занимающиеся в больших клубах, сильно не пострадают. Подготовка молодежи финансируется из бюджетов разных уровней. Совершенно точно, что никто не будет экономить на их здоровье или на тренировочном процессе. Другое дело, что раньше родители часто собирали деньги для своих отпрысков на различные международные турниры, ездили вместе с ними даже в Америку. Сейчас, не исключено, такое для многих будет не по карману.

– А детские тренеры? Кризис российского спорта в 90-е годы был во многом связан с тем, что специалисты уезжали за границу, а другие просто не могли содержать семью на грошовую зарплату и меняли работу.

– Да, это очень важная тема. По крайней мере, в ЦСКА мы постараемся не терять наши тренерские кадры. Увы, в 90-е годы мы думали только о выживании. Это сказывалось на подготовке молодежи. Победы достигались на старых, еще советских ресурсах. А практика показывает, что спорт выходит на пик только тогда, когда экономика в стране на подъеме. С другой стороны, в 1999 году бюджет баскетбольного «Урал-Грейта», которым я тогда руководил, составлял всего 4 млн. долларов, но мы заняли второе место в суперлиге! А потом стали чемпионами с бюджетом в 6–7 миллионов.

– В нынешней ситуации клубам важно сохранить и своих болельщиков.

– Их будем удерживать красивой игрой и высокими результатами. Люди ведь идут на матчи, чтобы получить удовольствие, сбросить негативные эмоции, на время забыть о проблемах. Поверьте, если болельщик увидит настоящее действо, то никуда не уйдет, сколько бы ни стоил баррель нефти.

– На Олимпиаде в Сочи экономические трудности не отразятся?

– Или совсем никак, или в очень малой степени. Во-первых, до Олимпиады еще много времени, и я думаю, что экономическая ситуация к тому моменту существенно изменится в лучшую сторону. Во-вторых, это проект государственной важности и масштаба. Он под контролем у первых лиц страны. Возможно, как-то сместятся сроки сдачи в эксплуатацию объектов. Но это уже технические моменты.

– Сергей Валентинович, в нынешней ситуации к вам, наверное, часто обращаются за советом?

– Не так давно я беседовал с журналистами одной спортивной газеты на предмет кризиса. Потом стали раздаваться странные, на мой взгляд, звонки. Некоторые руководители спортивных организаций спрашивали: «Неужели все так серьезно в нашей экономике, как вы говорите?»

– Сейчас многие клубы очень волнует, с какой компанией лучше налаживать сотрудничество. На кого следует опереться?

– Если это будут компании из энергетического или газового блока, то, скорее всего, вам повезло. Хотя это не принципиально. Стоит обратить внимание на состояние компании: нет ли сокращения штатов, как идут продажи... С бизнесменами сейчас, как никогда, надо разговаривать на языке цифр и фактов.

– Общаясь с вами, нельзя обойти вниманием мужской баскетбол. Вот подмосковные «Химки» купили перед этим сезоном именитых испанца Хорхе Гарбахосу и аргентинца Карлоса Дельфино, а ЦСКА все равно идет без поражений и на первом месте.

– Чтобы победить ЦСКА в одном матче, в принципе не нужно приобретать мировых звезд. Поражение армейцев в Евролиге от скромного итальянского «Армани» яркое тому подтверждение. Чтобы переигрывать ЦСКА в чемпионате, нужно создать систему на уровне армейского клуба. А тут, как бы сказали в Америке, требуется своеобразная «химия».

– Поясните, пожалуйста…

– Необходимо взаимопонимание между руководством, тренерским штабом, спортсменами. Надо, чтобы у всех была единая философия игры. А по какому принципу приобретали тех же Гарбахосу и Дельфино? Только чтобы в одном матче обыграть ЦСКА? А может быть, тренер не хотел видеть этих звезд в команде. Может, эти парни по своему характеру, темпераменту просто не могли вписаться в новый коллектив. Я не знаю. Но турнирная таблица красноречиво свидетельствует, что у конкурентов ЦСКА в чемпионате России пока есть определенные проблемы с игрой и с системным подходом к делу.

– На ваш взгляд, в каких наших командах хорошая «химия»?

– Не хотел бы хвалить своих армейцев, но отметил бы взаимодействие гендиректора Андрея Ватутина и главного тренера Этторе Мессины в баскетбольном ЦСКА. Отличное взаимодействие было и в нашей футбольной команде между Евгением Гинером и Валерием Газзаевым. Отметил бы и хоккеистов, где Вячеслав Быков и Игорь Захаркин, не имея особых финансовых возможностей, сумели вернуть клуб в элиту. Из других команд отметил бы футбольное столичное «Динамо», где Дмитрий Иванов и Андрей Кобелев составили любопытный тандем и в результате вместе с игроками выиграли бронзовые награды чемпионата.

– В конце года принято подводить итоги, в том числе спортивные. 2008-й был богат на победы наших атлетов. А что бы отметили лично вы?

– Наши достижения в игровых видах спорта. Спустя 15 лет стали чемпионами мира по хоккею. Спустя 20 лет дошли до полуфинала на чемпионате Европы по футболу. Питерский «Зенит» не только выиграл Кубок УЕФА, но и впервые в истории российского футбола завоевал Суперкубок Старого Света. Все эти победы на слуху. Но я бы еще отметил и триумф женской гандбольной команды «Звезда» в Лиге чемпионов. Эту победу я выделяю потому, что в клубе нет ни одной иностранки. Все сделали наши прекрасные женщины!

"