Posted 23 сентября 2004,, 20:00

Published 23 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

«Формула» Востока

«Формула» Востока

23 сентября 2004, 20:00
«Гран-при Китая», который пройдет с 24 по 26 сентября в Шанхае, станет третьим после Малайзии и Бахрейна азиатским этапом в нынешнем чемпионате мира по автогонкам в классе «Формула-1». Еще предстоит традиционный старт в Японии, а в следующем году состоится и первый «Гран-при Турции». Все это говорит о том, что постепен

Как скоро из календаря «Формулы-1» исчезнут европейские этапы, знает, пожалуй, только один человек. Его имя – Берни Экклстоун. Хозяин королевы автоспорта давно убеждает всех и вся в том, что Старый Свет в плане гонок давно исчерпал себя, а будущее он видит только в организации азиатских «Гран-при». Первым звоночком (в 1999 году) для «формулического» пелотона стала Малайзия. Однако гонщики и руководство команд охотно проглотили наживку, закинутую мистером Берни. Автодром в Сепанге им понравился. Да и вряд ли стоило ожидать других отзывов. По мнению большинства, трасса в Малайзии была единственной, построенной в соответствии с современными требованиями «Формулы-1». Однако останавливаться на этом Экклстоун и не собирался.



Несостоявшаяся встреча с Брежневым

Любовь Экклстоуна к экзотике известна всем. Все началось на заре 80-х годов, когда светлую голову британского бизнесмена посетила идея привезти свое детище в страну социалистического лагеря. Да не куда-нибудь, а в столицу оплота коммунизма – СССР. Начались переговоры между Экклстоуном и представителями нашего автомобильного спорта. Сначала они шли в письменном виде, а потом Экклстоун приехал в Москву. Дело было за малым – лично встретиться с главой государства Леонидом Брежневым, который и сам любил погонять за рулем дорогих лимузинов. Но встреча эта так и не состоялась, и Берни покинул Москву несолоно хлебавши. На некоторое время Экклстоун о нас забыл, но идею о проведении «Гран-при» в стране всеобщего равенства не оставил. И в 1986 году она осуществилась. Счастливчиками стали венгры, которые построили трассу «Хунгароринг» и получили этап чемпионата мира.



Нужен новый курс

Впрочем, Экклстоуном двигала не только, а может, и не столько страсть к экзотике. Просто он всегда держал руку на пульсе и старался предотвратить любые тенденции, которые могли привести его бизнес к стагнации или, того хуже, упадку. На пороге стоял ХХI век, и Экклстоун чувствовал не хуже других, что «Формуле-1» с ее уже полувековой историей нужны свежие идеи. Многие намекали на неминуемую гибель одного из старейших автогоночных чемпионатов. Перемены действительно были нужны. Но одни видели их в появлении новых команд, другие – новых пилотов, способных на равных конкурировать с Михаэлем Шумахером, который своими победами невольно убивал интерес болельщиков к «Большим призам». А вот Экклстоун подумывал совсем о другом. И взор он свой обратил на страны, развитие которых идет семимильными шагами. Именно там, на Востоке, Берни ждал наиболее динамичный экономический рост, а деньги для него всегда были очень весомым аргументом.

Второй (после Малайзии) целью нового курса «Формулы-1»

Автодром в Шанхае – самое роскошное сооружение подобного рода.

Экклстоун выбрал королевство Бахрейн. Руководство бывшей британской колонии, а ныне независимого государства быстро нашло общий язык с человеком, который решает все в королевских гонках. Как результат – посреди пустыни главным архитектором «Большого цирка» и лучшим другом Берни немцем Германом Тильке был построен автодром. Поговаривают, что проект обошелся стране в 150 млн. долларов. На самом деле общая стоимость наверняка занижена. Однако на Бахрейне Экклстоун не остановился. Вместе с королевством в нынешнем сезоне дебютирует и Китай.



Миллиард долларов за гонку

Для строительства трассы в Поднебесной была выбрана не столица, а богатейший город Китая – Шанхай. Как только Тильке сообщил британцу о том, что проект строительства автодрома разработан, а китайцы перевели необходимую сумму в несколько миллионов зеленых, Экклстоун дал отмашку. Едва началась работа над созданием еще одного ультрасовременного автодрома, в прессу стала просачиваться информация об его стоимости. Сначала называлась цифра 120 млн. долларов, однако по ходу строительства сумма увеличивалась и в конце концов застыла на отметке 1 млрд. долларов (!!!). Китай был столь же необходим Экклстоуну и «Формуле-1», как, в свою очередь, этап королевских гонок Китаю. Чтобы вернуть былую популярность своему детищу, Берни искал новые страны, где не будет никаких запретов на рекламу (речь главным образом о табачной продукции). Руководство Китая чуть ли не официально заявило: «Проведение в стране одного из этапов гонок «Формулы-1» имеет очень важное значение для развития китайского автомотоспорта, демонстрирует успехи социально-экономического развития Китая и усиливает влияние Шанхая на международной арене». В общем, все остались довольны.



За что Экклстоун «полюбил» Турцию

Свое нашествие на Восток Экклстоун решил продолжить. Хотя Турцию уже давно считают «своей» в Европе, тем не менее и ее можно причислить к азиатским завоеваниям Берни. Так или иначе, а в следующем году «Формула-1» впервые опробует стамбульский асфальт. И если то, что этапы «Гран-при» получили Малайзия, Бахрейн и Китай, еще можно объяснить любовью Экклстоуна к деньгам, то вот Турцию он «полюбил» не по этой причине. Порой он просто вынужден искать замену старожилам чемпионата. С каждым годом календарь королевских гонок пухнет, как внучок в конце лета после бабушкиных пирожков. Несомненно, что большое количество «Гран-при» на руку тем, кто находится у «кормушки». Экклстоун и компания мечтали о 20 этапах. Однако некоторые европейские страны своим запретом на рекламу табака спутали им все карты. Постепенно начали исчезать такие легендарные автодромы, как бельгийский «Спа-Франкоршам». Незавидная судьба у Мекки британского автоспорта – «Сильверстоуна». Да и сколько еще «проживут» венгерский «Хунгароринг» или французский «Маньи-Кур»?



Казалось, Лужков и Экклстоун уже договорились о приходе «Формулы-1» в Москву. Но разошлись в вопросе дележа прибыли.

Лужков обещал Москве «Формулу-1»

Что же касается нас, российских любителей «Большого цирка», то нам остается только ждать. Как известно, еще в 1992 году правительство Москвы приняло специальное постановление о проведении в столице этапа «Формулы-1». Затем, в 1999 году был сделан еще один шаг на встречу мечте – вышло постановление столичных властей о строительстве в Первопрестольной трассы, способной принять «Гран-при» королевских гонок. Для ненасытного Экклстоуна приготовили сразу два проекта будущего автодрома: один в Нагатино, другой – в Шереметьево. Однако ни тот, ни другой хозяину «Формулы-1» не подошли. Давняя мечта о гонке возле стен Кремля по-прежнему будоражит его ум. Хотя однажды Берни вроде бы согласился провести «Гран-при России» в другом районе Москвы. В 2002 году уже был составлен соответствующий контракт, оставалось лишь поставить под ним подписи, но этого так и не произошло. Как оказалось, стороны не сошлись во взглядах на распределение будущей прибыли. Как результат, появились соглашения с Бахрейном и Китаем, а затем и с Турцией. Правда, лично я не сомневаюсь в том, что рано или поздно «Большие призы» придут и в Россию. Во всяком случае, мэр Москвы Юрий Лужков во время визита в столицу команды «Рено» в октябре прошлого года пообещал (именно пообещал), причем не в приватной беседе, а на глазах десятков тысяч болельщиков автоспорта, что «Формула-1» обязательно вернется в Москву. Обещания пора выполнять.




Двукратный чемпион мира готов возобновить карьеру в Большом цирке за 50 млн. долларов

"