Posted 23 августа 2004,, 20:00

Published 23 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Прокололись

Прокололись

23 августа 2004, 20:00
Вчера Международный олимпийский комитет официально объявил о том, что чемпионка в толкании ядра Ирина Коржаненко уличена в применении допинга. Дисциплинарная комиссия МОК приняла решение дисквалифицировать нашу спортсменку, лишить ее чемпионского титула и олимпийской аккредитации. Кроме того, ей грозит пожизненная диск

Круг замкнулся. Победительница соревнований в толкании ядра, которые впервые после перерыва в две с лишним тысячи лет проходили на родине Игр – в Древней Олимпии, попалась на допинге. Принимала ли Коржаненко запрещенные препараты сама или станозолол попал в организм спортсменки не по ее воле – ответы на эти вопросы если и будут найдены, то только после Олимпиады. Сейчас лишь можно констатировать факт – россиянку ждет очень строгое наказание. Ведь согласно правилам Международной федерации легкой атлетики (ИААФ) спортсмен, уличенный в применении запрещенных препаратов во второй раз, должен быть дисквалифицирован пожизненно.

Коржаненко несколько лет назад уже «отмотала» свой первый, двухлетний срок. Именно из-за проблем с допингом, который был обнаружен у нее в 1999 году, Ирина пропустила Игры в Сиднее. В Афины она приехала. Приехала с мечтой о победе, которую смогла воплотить в жизнь, но лучше бы она этого не делала... Всего три дня Ирина была олимпийской чемпионкой, а теперь ей придется отдать титул и медаль кубинке Юмиледи Кумбе. Правда, пока о пожизненной дисквалификации нашей спортсменки объявлено не было. МОК лишь рекомендовал легкоатлетической федерации принять против Коржаненко соответствующие меры. Но нет сомнений, что ИААФ накажет Ирину по полной программе.

Кстати, сама она возмущена всем происходящим. Как сказал директор российской антидопинговой лаборатории Николай Дурманов, Коржаненко, по ее словам, со времен первой дисквалификации к допингу не приближалась на пушечный выстрел и понятия не имеет, каким образом в ее организм попал запрещенный препарат. К сожалению, слова спортсменки теперь ничего не значат, ведь налицо факт: и проба А, и проба В оказались идентичны и подтвердили факт наличия станозолола.

Кстати, что касается самого стероида, то здесь, как и в истории с нашей тяжелоатлеткой Альбиной Хомич, есть масса вопросов. Странно в первую очередь то, что у Коржаненко обнаружили именно станозолол. Этот препарат, изобретенный еще в середине прошлого века, считается «дедушкой» допинга. На нем в конце 80-х годов поймали знаменитого канадского спринтера Бена Джонсона, и поймать станозолол на современной аппаратуре ничего не стоит. Все спортсмены об этом прекрасно знают и предпочитают если и применять допинг, то только тот, который пока обнаружить невозможно. Например, синтетический гормон роста. Если даже допустить, что Коржаненко действительно совершила глупость и сделала ставку на станозолол, то почему же его не обнаружили в российской лаборатории, на которую, как говорят, в последнее время потратили не один миллион долларов?! Сейчас мы можем только предполагать. И вариантов может быть несколько. Вплоть до сумасшедших – плохая работа лаборатории, элементарная провокация и подмена анализа недругами россиян, подмена самой спортсменкой допинга на стадии проверки в отечественном антидопинговом центре. В любом случае все точки над «i» в данном случае должны расставить руководители нашей олимпийской делегации и национального Олимпийского комитета. Они же пока молчат, и когда заговорят – неизвестно.

Президента ОКР Леонида Тягачева в последние дни вообще не видно и не слышно. Отдуваться приходится Дурманову. Официальный комментарий, который он озвучил вчера на пресс-конференции, таков. Все наши спортсмены действительно прошли перед Олимпиадой многочисленные проверки. Оснований не доверять российской лаборатории нет. Она аккредитована при Всемирном антидопинговом агентстве. Периодически ВАДА присылает зашифрованные пробы для проверки работы лаборатории. В случае ошибки аккредитация была бы немедленно снята. Но все-таки, как оказалось, усилий нашей лаборатории оказалось недостаточно. Будет проведено расследование, после чего, возможно, станет ясно, где случился «прокол».

Нам же пока, видимо, остается утешаться тем, что мы не одиноки в своей беде. У греков тоже инцидент за инцидентом. Так что мы с ними стали товарищами по испорченному празднику спорта. Только утешение это настолько же слабое, как и заявления руководителей российского спорта о чистоте наших рядов.



Николай ДУРМАНОВ, руководитель Антидопинговой службы Олимпийского комитета России:

– Мы не хотели, чтобы повторилась история Солт-Лейк-Сити, где в эпицентр допинговых скандалов оказались вовлечены наши лыжницы Лазутина и Данилова. Однако произошла «новая Хиросима». Случившееся стало для нас огромным сюрпризом, так как мы были уверены, что везем в Афины «чистую» команду. Если бы на работу нашей антидопинговой службы не влияли бюрократы и федерации различных видов спорта, многих скандалов удалось бы избежать. Что делать теперь? Думаю, нам стоит заимствовать американскую систему борьбы с допингом.

"