Posted 23 марта 2016,, 21:00

Published 23 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:09

Updated 8 марта, 03:09

Консерваторам назло

Консерваторам назло

23 марта 2016, 21:00
Стартовавший сезон в самом популярном автогоночном классе «Формула-1» представил на суд общественности ряд любопытных преобразований. В чемпионате дебютировала первая за 30 лет команда из США – «Хаас», набравшая очки в первой же гонке. Кроме того, в зачет вошли сразу три пилота-новичка, вернулись двое старых, появился

Есть поговорка: нельзя дважды вой­ти в одну реку. И еще одна, созвучная: все течет, все меняется. Обе как нельзя больше подходят для современной «Формулы-1», в которой в последние годы не было, кажется, ни одного сезона без каких-либо изменений. Хуже всего командам приходится тогда, когда изменения эти касаются конструкции шасси и двигателей. К счастью, в 2016 год пелотон «Больших призов» вошел без связанных с подобными потрясениями нервов. Однако совсем без перемен не обошлось.

От одной – нового формата квалификации – «Формула-1» уже избавилась. Быстро. Хирургическим, так сказать, путем. Нокаут-система, изобретенная коллективным разумом, оказалась мертворожденным дитя. Уже в Бахрейне, на втором этапе нынешнего сезона, вернутся к старому испытанному формату с тремя сегментами. По итогам двух первых отсеются 12 гонщиков (семь в первом сегменте и пять во втором), показавших худшее время на круге, оставшиеся десять разыграют поул.

Все упражнения с регламентами вызваны двумя причинами – заботой о безопасности пилотов, что плюс, и желанием сделать гонки интереснее, что минус, ибо интерес пытаются обострить искусственно. Здесь зрелищность и безопасность вступают в конфликт. Сильнее всего по этому самому интересу ударили введенные Международной федерацией автоспорта (FIA) ограничения скорости, ради чего было сделано много: изменена генеральная идея конструкции шасси, в частности аэродинамики, ограничен объем и мощность двигателя, введена иная концепция создания гоночной резины. Кажется, в этом чиновники перегнули палку, с водой выплеснув и ребенка.

Поэтому все последние изменения связаны именно с попытками вернуть зрелищность. Обновленный регламент на использование резины также принят с этой целью. В сезоне-2016 генеральный поставщик пневматики Pirelli обновил ассортимент не только количественно (на гоночный уикенд каждая команда получила возможность использовать по 13 комплектов резины на пилота), но и качественно – вместо двух составов на каждую гонку привозят три – сверхмягкий, мягкий и средний, причем каждая команда сама определяет для себя, какое количество комплектов какой резины хочет получить на тот или иной Гран-при.

Увеличение количества и разнообразие характеристик покрышек призваны поднять интерес через увеличение количества пит-стопов в гонке и разнообразие возможных вариантов стратегии. И эта цель достигнута: как заявил технический директор «Мерседеса» Пэдди Лоу, данное нововведение усилило тактическую интригу, добавив элемент неопределенности.

Интерес другого рода связан с новой гонкой в календаре, Гран-при Европы, который пройдет в Баку 17–19 июня, и появлением на стартовом поле американской команды «Хаас», а в составах – пилотов-новичков.

Заезды по улицам Баку определенно станут изюминкой сезона, ибо это – своего рода замена городским гонкам в Лондоне, Нью-Йорке, Риме и Москве, идеи которых так нравились боссу «Формулы» Берни Экклстоуну и которые он вынашивал давно и трепетно. Бакинская трасса, проложенная по красивейшему Приморскому бульвару и Азадлыг мейданы (Площади Свободы) даже по конфигурации и сопутствующему пейзажу напоминает похороненный, видимо, навсегда, Гран-при Нью-Джерси с видом на Манхэттен.

Нельзя сказать, что новая команда в пелотоне – это интересно, ибо реалии «Формулы-1» таковы, что всем новичкам уготована роль глубоких аутсайдеров, избавиться от которой практически невозможно. Посему и «конюшню» Джина Хааса, первую американскую команду «Больших призов» за 30 лет, тоже ждет эта незавидная участь, даже несмотря на то, что она, по сути, является фарм-клубом «Феррари» и пользуется технической поддержкой Скудерии. В Австралии французский пилот «Хааса» Ромэйн Грожан наделал шороху, финишировав шестым (лучший дебют команды-новичка за долгие-долгие годы), но это все-таки случайность. Первые этапы часто приносят такого рода мини-сенсации, неизбежно сходящие на нет по ходу сезона.

Чуть больший интерес вызывают пилоты-новички. Их в этом сезоне трое – Джолион Палмер в «Рено», Рио Харьянто и Паскаль Верляйн в «Мэноре». И если индонезиец Харьянто – чисто денежно-рекламный проект, то Палмер и Верляйн представляют определенное любопытство. 21-летний немец Верляйн – чемпион одной из самых зрелищных и конкурентных серий – Deutsche Tourenwagen Masters (DTM), 25-летний британец Палмер – чемпион серии GP2. То есть оба сначала гонщики, а уж потом спонсорские проекты.

Ну и крайне любопытно возвращение в ряды призовых пилотов мексиканца Эстебана Гутьерреса и датчанина Кевина Магнуссена, пропустивших сезон-2015. Первый, пилотировавший «Заубер», пополнил ряды «Хааса», второй, побывав призовым пилотом «Макларена», теперь пилотирует «Рено». Кстати, в «Рено потомственный формулист (его отец Ян Магнуссен в конце 1990-х годов три сезона выступал за «Макларен» и «Стюарт») оказался, по сути, случайно – он занял место, ставшее вакантным после того, как команда не сошлась во мнениях с менеджментом венесуэльца Пастора Мальдонадо, известного enfant terrible «Формулы-1», запомнившегося не своим пилотажем, а бесконечными опасными и глупыми выходками на трассе.

"