Posted 22 июня 2004,, 20:00

Published 22 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Чемпионат без чемпиона

22 июня 2004, 20:00
В конце прошлой недели в столице Ливии Триполи стартовал чемпионат мира Международной шахматной федерации (ФИДЕ), который, по сути, является отборочным соревнованием к матчу с лидером рейтинг-листа Гарри Каспаровым. Однако в чемпионате не принимают участия несколько ведущих шахматистов, в том числе действующий чемпион

Времена, когда шахматы в нашей стране были таким же стратегически важным видом спорта, как хоккей и фигурное катание, остались в далеком прошлом. Уверен, что сейчас хотя бы четверть из ста опрошенных прохожих на улице вряд ли назовет действующего чемпиона мира, в то время как еще лет 15 назад за шахматами следило практически все сознательное население. Впрочем, одной из основных причин такого плачевного положения вещей является хаос, устроенный самими шахматистами. «Хотели как лучше, а получилось как всегда» – эта фраза точно описывает то, что произошло в мире белых и черных фигур в последние полтора десятка лет.

Нет оснований обвинять Гарри Каспарова в том, что он хотел поставить шахматы на профессиональные рельсы исключительно в личных интересах. Наверняка он думал о благе всех шахматистов. Но факт остается фактом – с тех пор как 13-й чемпион мира организовал свой матч с Найджелом Шортом, выйдя из-под эгиды ФИДЕ, порядка в шахматном королевстве нет. Хотя сожалеть о том, что было когда-то, не стоит – слезами горю не поможешь. Надо думать, что делать дальше.

В мае 2002 года были приняты так называемые пражские соглашения об объединении шахматного мира. Схема этого объединения выглядела так. Чемпион мира по версии «Брэйн Геймз» Владимир Крамник должен был встретиться с победителем отборочного турнира в Дортмунде. Чемпион мира ФИДЕ Руслан Пономарев должен был сыграть с лучшим шахматистом планеты по рейтингу этой организации – Гарри Каспаровым. А затем должен был состояться окончательный объединительный матч между победителями этих двух поединков. Но со времен принятия пражских соглашений движение в данном направлении идет по принципу «шаг вперед – два назад». Пока что выполнена только одна часть договоренностей – определен соперник Крамника. Дортмундский отборочный турнир выиграл венгерский гроссмейстер Петер Леко. А вот встреча Пономарева и Каспарова в Ялте, на которую собирались приехать даже президенты Украины и России, была сорвана. По чьей причине – сказать трудно. Каждая сторона, разумеется, винит в происшедшем оппонентов. Большинство считают неправым Пономарева, который не согласился подписывать контракт с ФИДЕ, требуя принятия предлагаемых им поправок. Однако есть и те, кто считает виновным в срыве матча президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова, не проявившего достаточной гибкости в переговорах.

Как бы то ни было, пражские соглашения пришлось модернизировать. Вместо Пономарева с Каспаровым сыграет победитель нового чемпионата мира ФИДЕ, стартовавшего в Триполи. Однако и здесь не все гладко: от участия в турнире отказалось значительное количество ведущих гроссмейстеров мира, и репутация предстоящего соревнования оказалась сильно подорвана. Во-первых, это объективно один из сильнейших действующих шахматистов планеты индиец Вишванатан Ананд. «Сроки пражских соглашений давно истекли, и я не понимаю, почему какому-то одному игроку предоставляются привилегии», – сказал он, имея в виду особое положение Каспарова, после чего решил не играть в Ливии.

Ответить на эти слова руководству ФИДЕ, в общем-то, нечего. Фигура Каспарова крайне привлекательна для спонсоров, которых в шахматах днем с огнем не сыщешь. ФИДЕ это признает и поэтому вынуждена идти на уступки 13-му чемпиону мира, одному из величайших мастеров в истории игры. Вторая категория «отказников» – это те шахматисты, которые не захотели ехать на чемпионат мира по политическим причинам, либо из соображений безопасности. Их понять тоже можно. Несмотря на лозунг ФИДЕ «Мы все – одна семья», граждан далеко не всех стран были готовы принять в Ливии с распростертыми объятиями. Израильтян вначале не желали видеть там вовсе, и ФИДЕ даже подготовила вариант с проведением части первенства на Мальте. Затем, поняв абсурдность этого варианта, все-таки выбила из руководства Ливии обещание выдать всем участникам въездные визы независимо от их гражданства и национальности. Но никто никаких гарантий все равно давать не собирался, а поэтому шахматисты из Израиля и присоединившийся к ним россиянин Петр Свидлер решили с огнем не играть и в Триполи все же не ехать. Была еще третья причина для отказа – организационная. Некоторых, в частности, Анатолия Карпова и Евгения Бареева, не устраивала форма общения организаторов и игроков. Например, отсутствие приглашений на чемпионат мира, необходимость скачивать контракты с веб-сайта, вид самого контракта и прочие неувязки. На эту тему вышеназванные шахматисты даже собрали пресс-конференцию, суть пространных выступлений на которой сводилась к настоятельному пожеланию президенту ФИДЕ уйти в отставку. Слово «требование» в данном случае неприменимо, так как представитель Российской шахматной федерации на прямой вопрос «почему бы вам не инициировать отставку Илюмжинова» отвечать не стал, пообещав подумать над этим.

Представители ФИДЕ, впрочем, сомневаются, что оргвопросы и недовольство Илюмжиновым были истинными причинами для отказа ехать на чемпионат мира. И подозревают, что Карпов и компания тоже, как и Ананд, недовольны привилегиями для Каспарова, только не хотят говорить об этом вслух. Может, оно и так, но это по большому счету не важно, потому что цели своей все без исключения отказники добились. Чемпионат мира скомпрометировали еще до его начала. Ни один из бывших и нынешних чемпионов в нем не играет, и лучшим шахматистом мира победителя турнира в Триполи назовет разве что он сам.




Лучшая шахматистка планеты живет в Болгарии

"