Posted 22 апреля 2004,, 20:00

Published 22 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Классик «Формулы-1»

Классик «Формулы-1»

22 апреля 2004, 20:00
В ближайшие выходные в Сан-Марино состоится четвертый этап чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1». Именно здесь, в Имоле, на автодроме имени Энцо и Дино Феррари десять лет назад разбился один из величайших гонщиков – бразилец Айртон Сенна. Нынешний год в Бразилии проходит под знаком Сенны. Родина трехкратно

Это случилось 1 мая 1994 года. Перед стартом «Гран-при Сан-Марино» Айртон Сенна подошел к Алену Просту и пожал ему руку. В ответ французский пилот сказал: «Мы были соперниками и даже больше, чем соперниками. Мы не были друзьями, но, может быть, сможем стать ими в будущем». К сожалению, друзьями заклятые враги так и не стали. На седьмом круге гонки, в которую Айртон, защищавший в то время цвета команды «Уильямс», отправился с первого места, он резко вошел в скоростной поворот под названием тамбурелло. Через мгновение бразилец потерял управление и, пропахав около восьмидесяти метров зоны безопасности, ударился в бетонное ограждение. По данным телеметрии, скорость болида Сенны в этот момент составляла около 220 км/ч. Спустя четыре часа после аварии в госпитале «Маджиоре» гонщик не приходя в сознание скончался.

Трагедия вызвала настоящий шок не только у любителей ревущих моторов, но и у простых граждан всего мира. Президент Бразилии Итамар Франке объявил трехдневный национальный траур. В страну пришло горе…

Как-то Айртон в одном из интервью высказался о своем отношении к авариям: «Если когда-нибудь случится так, что я попаду в автокатастрофу, которая будет стоить мне жизни, надеюсь, смерть наступит сразу. Я не хочу оказаться прикованным к инвалидной коляске. Если жить, то жить полной, насыщенной жизнью. Такой я человек. Жизнь частями не в моем вкусе».

«Я хочу побеждать. Всегда и во всем. Вся эта болтовня о том, что, дескать, важна не победа, а участие, – чистой воды демагогия». Эти слова тоже принадлежат Айртону. Впервые Сенна сел за руль, когда ему не было и четырех лет. В тринадцать он вышел на старт своей первой гонки, и за последующие семь лет юноша собрал практически все трофеи южноамериканского картинга. Трижды подряд Сенна выигрывал чемпионат Бразилии, дважды – первенство Южной Америки и дважды становился вторым по итогам чемпионата мира. С 1981 года Айртон начинает выступать в младших «Формулах», где выглядел блестяще, а самое главное – на голову сильнее всех остальных гонщиков. Как результат в конце 1983 года бразилец получает приглашение на тестирование болидов «Формулы-1» от таких команд, как «Макларен», «Уильямс» и «Брэбхем». Почти на всех испытаниях Сенна демонстрирует время, лучшее, чем у призовых пилотов этих «конюшен». Однако свой первый сезон в «Большом цирке» Айртон начинает в скромном «Толеман».

«Гонки и соревнования у меня в крови, – признавался Сенна. – Это часть меня. Я занимался этим всю свою жизнь. Ничто не может быть для меня важней». К своей цели – победе в самых престижных гонках мира – Айртон шел с завидным упорством. Уже тогда стало ясно, что из него выйдет толк. В первый же год пребывания в «Формуле-1» талантливый пилот превратился в звезду. Стартуя за рулем, мягко говоря, слабенького болида, Сенна трижды поднимается на подиум. Великолепная дождевая гонка в Монако, в которой бразилец финишировал вторым, а также два третьих места на британском Брэндс-Хэтч и в португальском Эшториле сразу же поставили дебютанта в один ряд с лучшими представителями мирового автоспорта. Свой первый этап Сенна выигрывает в следующем сезоне. На «Гран-при Португалии»-1985 Айртон собрал гроссмейстерский урожай: поул-позишн, победа и лучший круг в гонке. Осенью того же года он побеждает на еще одном этапе – «Гран-при Бельгии», и опять-таки на мокрой трассе, за что получает прозвище Человек дождя: «Забавно, но всякий раз, когда мне кажется, что я достиг своего потолка, оказывается, что могу быть еще лучше».

В следующие два сезона Айртон лишь из-за отсутствия в своем распоряжении толкового болида не поднялся выше третьего места по итогам чемпионата. Однако в 1988-м благодаря поддержке японских мотостроителей из «Хонды» он переходит в «Макларен». Союз Рона Денниса с бразильцем принес плоды уже в первый год сотрудничества. Партнером Сенны в «Макларене» был Ален Прост. Француз и начал чемпионат-1988 в роли примы. Тем не менее к концу сезона солистом стал уже Айртон. Восемь побед в шестнадцати гонках и долгожданный чемпионский титул. Второй успех пришел к Волшебнику через год. А свой третий и последний титул Сенна завоевал в 1991-м. В течение этих сезонов Айртон впечатлил всех своим умением выигрывать квалификационные сессии. «Поул – это как спринтерский забег... Гонщик должен призвать на помощь все свои возможности, опыт, инстинкт, агрессивность, расчет. И он поднимает их на очень высокий уровень. Пилотировать так во время самого «Гран-при» невозможно. Сражаться за поул – это вершина из вершин. Я обожаю это!»

В сезоне-1992 Сенна не мог сражаться за победы. Его «Макларен» был намного хуже «Уильямса» с активной подвеской и мотором от «Рено». Проиграв титул Найджелу Мэнселлу, бразилец решил покинуть королевские гонки и перебраться в США. Лишь чудом Рону Деннису удалось удержать Айртона в «Формуле-1». Сенна не ушел и не пожалел об этом. Его вечный враг Прост тоже вернулся в «Большие призы». И их борьба вновь стала украшением первенства. В техническом плане «Макларен» все еще проигрывал «Уильямсу». Но противостояние с Простом открыло у Сенны второе дыхание. Именно в 1993-м Айртон проводит одну из лучших своих гонок – в британском Донингтоне, которая впоследствии была признана классикой «Формулы-1». На старте бразилец стоял четвертым, в первый поворот вошел пятым. Но в этот день над Великобританией шел дождь… К концу первого круга, пройдя одного за другим Вендлингера, Шумахера, Хилла и Проста, Сенна возглавил пелетон. В итоге бразилец выиграл. А финишировавшего вторым Проста Айртон опередил на целый круг.

В 1994-м Человек дождя перешел в «Уильямс». «Тот день, когда я скажу себе: «Айртон, ты исчерпал себя», еще далек. Может, вообще такой момент приходит только со смертью. В любом случае его время еще не настало». Надеть комбинезон с надписью «Уильямс» Сенна мечтал последние два года. Но вместо счастья побед и долгожданного четвертого чемпионства этот сезон принес ему смерть. Как все-таки непредсказуем наш мир. Когда-то маленький Айртон спотыкался о порог собственного дома, а спустя годы стал самым быстрым гонщиком планеты. Его упорство воплотилось в три чемпионских титулах. Но на пути к четвертому он споткнулся, навсегда покинув этот мир. Мир, который со слезами на глазах простился со своим идолом. С человеком, который творил на трассе чудеса…



Айртон СЕННА

Родился 21 марта 1960 года. Погиб 1 мая 1994 года. Трехкратный чемпион мира в классе «Формула-1» (1988, 1990, 1991). Трехкратный вице-чемпион мира в классе «Формула-1» (1989, 1992, 1993). Бронзовый призер чемпионата мира в классе «Формула-1» (1987). Победитель британского чемпионата в классе «Формула-3» (1983). Победитель британского чемпионата в классе «Формула-Форд-2000» (1982). Победитель британского чемпионата в классе «Формула-Форд-1600» (1981). Двукратный чемпион Южной Америки по картингу (1977, 1978). Трехкратный чемпион Бразилии по картингу (1978, 1979, 1980). Двукратный вице-чемпион мира по картингу (1979, 1980). В «Формуле-1» выступал за команды: «Толеман» (1984), «Лотус» (1985-1987), «Макларен» (1988-1993), «Уильямс» (1994). За карьеру в «Формуле-1» провел 161 «Гран-при»: 41 победа, 65 поул-позишн, 20 лучших кругов.

"