Posted 22 марта 2010,, 21:00

Published 22 марта 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:56

Updated 8 марта, 06:56

Михаил Терентьев:

Михаил Терентьев:

22 марта 2010, 21:00
В воскресенье в Ванкувере завершились Паралимпийские игры. Итоги выступления сборной России, которая заняла второе командное место, прокомментировал участник шести Паралимпиад, обладатель семи медалей, а ныне депутат Госдумы и генеральный секретарь Паралимпийского комитета России Михаил ТЕРЕНТЬЕВ.

– Единственное отличие олимпийцев от паралимпийцев в том, и это я могу утверждать с уверенностью, что у них разные векторы движения. Если у спортсменов-олимпийцев наблюдается явный регресс, то паралимпийцы находятся на пути прогресса. Правда, путь этот пока чрезвычайно короток. По сути, мы встали на него в 90-х годах, хотя и тогда не было абсолютно никакой поддержки со стороны государства, спортсмены готовились к стартам исключительно на энтузиазме, а тренеры за собственный счет возили воспитанников на соревнования. Я лично и мои друзья ходили тогда по спонсорам с протянутой рукой, просили помочь купить самое необходимое – спортивные коляски и инвентарь, выехать на международные соревнования за рубеж. И таких спонсоров мы, к счастью, находили – слава богу, страна у нас не без добрых людей. Положение российских спортсменов с инвалидностью коренным образом изменилось после того, как в 2002 году за развитие паралимпизма в стране взялся Павел Алексеевич Рожков, опытнейший специалист, до этого возглавлявший Государственный комитет по физкультуре и спорту.

Он стал вытягивать спорт инвалидов из забытья. Активно поддерживал энтузиастов, опирался на их знания и опыт в подготовке к Играм. Должен особо заметить, что очень плодотворно помогала Рожкову наш прославленный тренер Ирина Александровна Громова. Именно она первой, еще в 1992 году, подготовила для стартов на зимних Паралимпийских играх в Альбервилле лыжника Игоря Пустовита, который выступал в категории спортсменов с нарушением опорно-двигательного аппарата, так называемых «колясочников». Затем Ирина Александровна набрала группу спортсменов с инвалидностью, среди которых оказался и я, и мой друг Сергей Шилов, со временем, как и я, ставший паралимпийским чемпионом. С этого, по сути, все и началось. Рожков пришел не на пустое место, но он сумел поставить наше дело на государственную основу.

А в 2006 году отношение к нам вообще кардинальным образом поменялось, после того как нас приравняли к олимпийцам, в частности, в вопросах вознаграждения за победу. И за это огромное спасибо тогдашнему президенту страны Владимиру Владимировичу Путину. Вы бы знали, какой прилив сил мы все испытывали. Это дало огромный импульс для развития паралимпийского движения России. Прежде всего нам удалось наладить четкие деловые отношения с министерством спорта. Появилось внятное государственное финансирование. Стали появляться специализированные детско-юношеские школы для спортсменов с инвалидностью, открываться специальные отделения в обычных ДЮСШ. Начали проводиться многочисленные соревнования от районного, городского и до всероссийского масштабов. Это стало приносить свои результаты. Появились новые одаренные спортсмены. Хотя пока у нас, к сожалению, еще нет четкой системы привлечения людей с инвалидностью к занятиям спортом, эту заботу взяли на себя тренеры-энтузиасты, которые пошли по следам Громовой. Они находят таких людей. За руку приводят в спорт, заставляют поверить в себя, в то, что они могут стать победителями – жизненных обстоятельств и соперников. В нынешнюю паралимпийскую сборную России вошли представители 15 регионов, а в Турине были лишь из восьми. Это ли не показатель того, как за последние годы расширилась география паралимпийского движения в России?!

Подчеркну особо, весь наш путь виден как на ладони. Мы с нуля устремились наверх. Поэтому столь заметен прогресс. Четыре года назад мы впервые в истории одержали победу в неофициальном общекомандном зачете и сейчас в Ванкувере вновь показали высокий уровень. Борьба шла чрезвычайно упорная, соперники – прежде всего из Германии и Канады – были серьезными. Поэтому для того, чтобы удержаться на занятых позициях, нам необходимо будет предпринять новые, более эффективные усилия. Как известно, в настоящее время российские спортсмены выступают в трех видах из пяти, представленных в программе зимних Паралимпийских игр. Причем в горнолыжном спорте мы пока успехами не блещем. Все медали добываем только в лыжных гонках и биатлоне. На следующих Играх в Сочи нам нужно достойно выступить во всех пяти дисциплинах.

У нас уже сделаны первые шаги по развитию керлинга и хоккея среди спортсменов с инвалидностью. Создана сборная России по керлингу, которая уже выступает в международных стартах. Она даже претендовала на участие в ванкуверских Играх, но не сумела пройти сито отборочных состязаний. Есть четыре хоккейные команды, которые провели первый чемпионат страны. Идет целенаправленный поиск талантливых атлетов.

Хотел бы отметить еще вот что. После того как спортсмен попадает в сборную страны, он, к счастью, перестает сталкиваться с теми многочисленными трудностями, которые, к сожалению, пока постоянно возникают перед рядовыми людьми с инвалидностью. Пока большинство спортсооружений не приспособлено для них. Вся подготовка к зимним Паралимпийским играм в Ванкувере проходила в основном за рубежом – в Финляндии и Австрии. Поэтому на очереди создание в нашей стране спортивных центров как по зимним, так и по летним видам спорта, доступных для занятий спортсменов с инвалидностью. И именно Сочи станет моделью города, доступного для отдыха и занятий спортом, где на всех спортсооружениях смогут беспрепятственно тренироваться и соревноваться люди с инвалидностью. И еще я хотел бы призвать всех людей с инвалидностью не стесняться своего недуга, искать друзей, единомышленников и вместе приобщаться к прекрасному миру спорта.

"