Posted 21 декабря 2011,, 20:00

Published 21 декабря 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 02:06

Updated 8 марта, 02:06

Главный тренер сборной России по гандболу Евгений Трефилов

Главный тренер сборной России по гандболу Евгений Трефилов

21 декабря 2011, 20:00
В ночь со вторника на среду женская сборная России по гандболу вернулась из Бразилии, где состоялся чемпионат мира. Наша команда, как известно, заняла на нем лишь шестое место, и теперь для того, чтобы завоевать путевку на Олимпиаду в Лондон, ей необходимо успешно выступить в квалификационном турнире. «Новые Известия»

– Евгений Васильевич, шестое место после трех подряд побед на мировых первенствах многие расценили как провал, а после поражения от Франции в четвертьфинале подвергли команду серьезной критике. У вас тоже много претензий к своим подопечным?

– У меня их практически нет. Правда, особняком стоит матч за пятое место с Бразилией, в котором мы крупно уступили хозяйкам турнира. За эту игру я приношу извинения нашим болельщикам. На этот, ничего не решавший, по сути, матч команда не смогла уже собраться психологически, ведь за плечами был напряженный турнир. А по четвертьфиналу с француженками есть, пожалуй, претензии к Оле Левиной и Тане Хмыровой. Это был не их день, а от них многое зависит в наших игровых схемах. Да еще и судьи с самого начала дали понять, что не очень-то хотят, чтобы русские прошли дальше. Вообще судейство – это больная тема. Накануне чемпионата мира чиновники внесли очередные коррективы в гандбольные правила. И теперь даже судьи запутались в этих поправках. Кроме того, в нашем виде спорта нет ни видеоповторов, ни арбитров за воротами. Поэтому риск ошибок очень велик. А общая тенденция изменений такова, что гандбол хотят сделать практически бесконтактным видом спорта. И симулянтам не делают замечаний. Ну а что касается нашего результата... Главный мой вывод таков: несмотря на шестое место, у меня есть команда, способная решать самые большие задачи, и Олимпиада от нас не уйдет.

– Значит, не возникало мыслей об отставке?

– Почему же? Возникали. Во время длительного перелета домой у меня было время обо всем хорошо подумать. И я пришел к выводу, что никакой трагедии не произошло. По иронии судьбы ни одна из команд, участвовавших в этом мировом первенстве, не получила олимпийскую лицензию. Даже обыгравшие нас и пробившиеся в финал француженки. А чемпионки мира норвежки уже имели ее на правах победительниц первенства Европы. Мы же в итоге попали во вполне проходимую квалификационную группу. Думаю, должны попадать на Олимпиаду. И поэтому вместо того, чтобы писать заявление об отставке, я уже отправляюсь в рабочую командировку – буду просматривать кандидатов в сборную. Сидеть дома не намерен. До мая, когда состоится олимпийский отбор, у нас не так уж много времени. Я уже подсчитал, что в моем распоряжении будет всего 12 тренировочных дней, поэтому я не могу ошибиться с выбором игроков. В общем, приступаю к работе.

– Ваша бывшая подопечная, трехкратная чемпионка мира Ирина Полторацкая отмечала, что в самом важном матче с Францией наша команда неважно выглядела в тактическом, позиционном нападении и что вообще нашим игрокам не хватает психологической устойчивости…

– Мне нечего возразить Полторацкой. У нас нет надежного разыгрывающего. Особенно такого класса, как она. И аналогичная проблема не только у нашей сборной. Иногда выполняющая функции разыгрывающей Левина все-таки не диспетчер, а нападающий. И Ира все это хорошо видит, замечает, понимает. И насчет психологической неустойчивости я с ней согласен. Например, ведя в счете, девушки часто расслабляются раньше времени, а потом бывает непросто нащупать прежнюю игру. Вот поэтому я постоянно гоню их вперед. Ведь я тоже нервничаю. И более-менее спокойно себя чувствую, только когда мы ведем с разницей в пять-шесть мячей. Поэтому и прикрикиваю на девчонок, хочу, чтобы они развивали преимущество.

– А вообще много ли замечаний по поводу своей работы в последние дни услышали?

– Меня разозлило, что некоторые люди до матча с Францией пели нам дифирамбы, восхищались командой, им все нравилось, а после поражения в четвертьфинале сразу забыли свои же хвалебные речи и стали критиковать все и вся. Меня, например, упрекали в том, что я, дескать, загнал девчонок. Заставлял их много заниматься в зале. А я считаю, что все делал правильно. Благодаря этим нагрузкам мы очень прилично выглядели в плане «физики» и выносливости. Достаточно сказать, что мы проиграли только два вторых тайма за весь чемпионат – Франции и Бразилии. А так, нам удалось 17 дней продержаться на плаву.

– Довольны организацией турнира?

– Жили в хорошей гостинице, на питание никто не жаловался. Но все остальное было просто безобразно! Складывалось ощущение, что мы играем на первенство водокачки. Даже по местному телевидению не показали ни одного матча чемпионата мира. В бразильской прессе, как выяснилось, о гандболе тоже не было ни строчки. Практически весь турнир прошел при пустых трибунах. Мы пытались посмотреть кого-то из соперников по Интернету, но и он был ужасающего качества. А в матче за 5–8-е места с Анголой дело дошло просто до комедии. Встреча начиналась восемь раз! Представьте себе: команды вышли на площадку, играет гимн... Советский. Пауза. Ищут запись с российским гимном. Все вроде нормально, но тут гаснет свет. В итоге советский и российский гимны слушали по два раза. Еще пару раз гасло табло. Такого на моей памяти еще не было! Даже в Китае, где не очень-то культивируют гандбол, очень стараются проводить турниры на самом высоком уровне. Вот такая «организация». Да, забыл сказать – и вернулись-то мы из Бразилии без багажа. Пришлось его вызволять...

– Уверены, что повезли в Бразилию оптимальный состав?

– Я пошел на риск и взял Люду Постнову, Иру Близнову и Катю Андрюшину, которые могли играть, скажем так, лишь на одной ноге. К сожалению, Катю так и не удалось поставить в строй, а вот Люда и Ира нашли в себе силы отработать весь турнир. Я очень доволен, как сыграли Черноиваненко, Турей. По первым матчам понравились Левина и Люда Бодниева. Но первая, повторяю, слабо выглядела с француженками, а вторая получила травму и не доиграла чемпионат до конца. Но я уверен, что у нас есть молодые, способные девушки, которых непременно надо привлекать в сборную с тем, чтобы они набирались опыта.

– А почему не нашлось места в составе многолетнему лидеру сборной, вратарю Инне Суслиной…

– Так Инна не провела с командой ни одного сбора! Дорога в сборную для нее, естественно, не закрыта. Пусть приезжает, тренируется. Хотя у меня нет претензий к вратарям. А Седойкина вообще заслуживала попадания в символическую сборную чемпионата. У нее просто великолепный процент отраженных бросков. Вот с краями у нас большие проблемы. Будем подтягивать молодежь. Кроме того, хочу задействовать и чемпионку мира 2005 года Маренникову. Есть и дефицит линейных. Будем надеяться, что Бодниева восстановится, но одного такого игрока на этой позиции мало. Не будем забывать и то, что гораздо сильнее могут играть Давыденко, Сень… А главное, сейчас я верю в своих девчонок даже больше, чем до этого мирового первенства. За одного битого двух не битых дают. Уверен, на Олимпиаде возьмем у француженок убедительный реванш. Да и вообще еще докажем всем скептикам, что способны побеждать!

"