Posted 21 августа 2008,, 20:00

Published 21 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:53

Updated 8 марта, 07:53

Ходьба за «золотом»

Ходьба за «золотом»

21 августа 2008, 20:00
В четверг олимпийская сборная России вплотную приблизилась к британцам, занимающим в общем медальном зачете третье место. Произошло это благодаря легкоатлетке Ольге Каниськиной (на фото первая), борцу вольного стиля Ширвани Мурадову и Андрею Моисееву, ставшему уже двукратным олимпийским чемпионом в современном пятиборь

Пробираясь сквозь толпы болельщиков, мы шагали по резиновой дорожке, уложенной вокруг главного стадиона Пекина прямо на бетонные плиты. Под ногами хлюпало и чмокало, сверху накрывало проливным дождем, от которого вдруг повеяло какой-то совсем не летней прохладой, и не верили мы, что всего лишь полчаса назад этот отрезок нашего пути – от «Птичьего гнезда» до главного пресс-центра – был олимпийской трассой. Но именно этот двухкилометровый «резиновый» круг под проливным дождем участницы соревнования по спортивной ходьбе на 20 км еще совсем недавно преодолели девять раз. И наша Ольга Каниськина творила в этом круговороте настоящие чудеса. Ушла (так и хочется написать «упорхнула» – с такой легкостью она стартовала) в отрыв с первых же метров дистанции. И так и не подпустила к себе никого до самого конца. Казалось, дождь, сделавший и без того нежесткое покрытие чересчур уж мягким, должен был создать ей массу проблем. Дело в том, что по сравнению с соперницами мышечная масса у Ольги намного тоньше, слабее. А по такой погоде ходьба на резине получается исключительно силовой. И как выдержали ее быстрые ноги такую нагрузку, одному Богу известно. Впрочем, это только мы сомневались. «У меня не было сомнений, что выдержу до конца», – скажет она потом.

Каниськина шла ритмично и смело. И не обращая внимания на дождь, регулярно поливала себя еще и из бутылки с водой. Как выяснилось, просто по привычке. Эта быстрая ходьба была не от нервов, когда спортсмен, не выдержав напряжения, ломится вперед изо всех сил. Нет, это был ход спокойного и уверенного в себе человека, который прекрасно знал, что делал, потому что и приехал на эти Игры с единственной и конкретной целью – победить. Сбавила темп Каниськина лишь однажды – при выходе на стадион мягкую резину сменили бетонные плиты, и чтобы не поскользнуться, пришлось притормозить. Но и без того ее результат –

1 час 26 минут 31 секунда – стал новым олимпийским рекордом.

Спортсмены после финиша в ходьбе ведут себя по-разному. Бывает, даже после таких уверенных побед ходят в шоке, бывает – в обмороки падают. А Каниськина в микст-зоне разве что не танцевала, просто светилась своим счастьем. «Видела, видела я желтую карточку, – опережая наш вопрос, смеясь, рассказывала Ольга. – Я и судье кивнула – все поняла, мол, не волнуйтесь. Но если честно, предупреждение никак на меня не повлияло. Как была спокойна до этого момента, так и пошла себе спокойно дальше. А погода такая мне даже нравится, дождик-то освежающий». Ольга успела еще рассказать о своей любимой математике: «Мне она еще со школы нравилась. Вот и поступила в нашем Саранском университете на математический факультет. Правда, учусь я только тогда, когда есть время между тренировками. «Хвостов» накопилось много, хорошо, что преподаватели относятся с пониманием. Обещаю исправиться. Кто знает, может, после спорта моя работа именно с математикой будет связана».

И убежала на допинг-контроль. А мы отправились в пресс-центр писать о неудаче. Ведь первый финал вчерашнего дня вопреки прогнозам оказался для нас обескураживающим. Второй олимпийский заплыв на 10 км, на этот раз у мужчин, должен был стать для российской сборной если не золотым, то медальным точно. Владимир Дятчин, пару лет назад забросивший было большой спорт и занявшийся бизнесом, вернулся в свой любимый марафон, когда узнал, что он стал олимпийской дисциплиной. Вернулся, выиграл один мировой чемпионат, второй, первым из россиян завоевал Кубок мира… Но долгожданный старт в Пекине обернулся для него дисквалификацией на финише. Другой российский участник Евгений Дратцев – пятый.

Сделанные за пару часов до счастливого щебетания Каниськиной диктофонные записи голосов Дятчина и его тренера Лидии Власевской, словно специально выстроились друг за другом, как и наши удачи и неудачи на этой Олимпиаде. Власевская даже и не пыталась скрыть разочарования: «Никогда еще Володя не был так готов выигрывать, как сейчас. Мы такую работу с ним проделали громадную. Все, казалось бы, учли: разницу во времени, акклиматизацию, тактику прохождения дистанции… Но за две недели до отъезда в Пекин он отравился на базе «Озеро Круглое». Неделю приходил в себя, потом еще пришлось восстанавливаться. Ведь когда происходит обезвоживание, организм не только важные микроэлементы теряет, у спортсмена, как мы говорим, падает мышца. Понять это можно, если просто пощупать трицепс. Он плохо себя почувствовал на финише. Почему-то помощи от энергетика, который он пил обычно и которого всегда на два километра хватало, он сейчас не почувствовал. Может быть, те проблемы с желудком сейчас ему и аукнулись? Удар для меня, конечно, а тут еще дисквалификация».

Как объяснил нам сам Владимир, метров за 600 до финиша он пытался выплыть из группы и в какой-то момент сравнялся с голландцем, который в итоге победил. Оставалась последняя прямая, но тут-то судья и выкинул красный флаг. Вроде как Дятчин «переплыл», задел кого-то. Хотя уже после заплыва ни один судья так и не смог объяснить ему – за что его сняли с дистанции. «Увидев флажок, я просто перестал напрягаться. Хотя в первый момент подумал, что судья перепутал что-то. Потому что специальных, намеренных действий против соседей я точно не совершал, – рассказывал он. – Обиднее всего, что никто из нас в этом заплыве ничего выдающегося не показал. Ни скоростей каких-то особых, ни тактики… Я всегда говорил, что можно быть готовым на 40% и выиграть. А можно – на все 100 и проиграть. Наверное, сегодня как раз – это мой случай. Но я никого не виню и буду причины поражения в себе искать. Жаль только, что подвел болельщиков, команду, ведь за меня весь Липецк мой родной переживал. А больше всего жаль, что не смог порадовать жену и сына, который родился у меня за день до старта».

"