Posted 22 июля 2016,, 14:22

Published 22 июля 2016,, 14:22

Modified 8 марта, 03:01

Updated 8 марта, 03:01

Заслуженный работник физической культуры РФ Владимир Славский

Заслуженный работник физической культуры РФ Владимир Славский

22 июля 2016, 14:22
До конца текущей недели Международный олимпийский комитет (МОК) должен вынести окончательный вердикт о допуске либо отстранении всей олимпийской делегации РФ на Игры-2016 в Рио-де-Жанейро. Накануне судьбоносного для отечественного спорта события «НИ» обратились за комментариями к одному из самых опытных и компетентных
Сюжет
Суды

Владимир Федорович, как отнеслись к недавнему решению Спортивного арбитражного суда в Лозанне (CAS) об отклонении аппеляции наших легкоатлетов по поводу их отстранения от Олимпиады?

– Все это очень печально и несправедливо. Почему должны быть наказаны ни в чем не повинные спортсмены? Это решение может очень сильно ударить по олимпийскому движению в целом и по легкой атлетике в частности.

Почему, по вашему мнению, обвинения в адрес Минспорта и Олимпийского комитета не верны?

– Согласно закону о спорте в России национальные федерации несут ответственность за подготовку сборных команд и конкретно за результаты на международной арене, в том числе и на Олимпийских играх. Международные федерации по своим уставам имеют дело только с национальными федерациями, но не с государством в лице Минспорта. Их вмешательство в спортивную деятельность сурово карается законом. Они могут лишь давать рекомендации или оценивать действия. Также, согласно уставам международных федераций, ответ за применение допинга или другие нарушения несут персонально только спортсмены. Если в той или иной национальной федерации эти допинговые скандалы происходили неоднократно, то международная федерация может применить к ней санкции. МОК же, соответствуя своим внутренним правилам, имеет отношения исключительно с международными федерациями и НОКами (национальные олимпийские комитеты. - «НИ»). Причем здесь государственное Минспорта? Повторюсь, нести ответственность должны каждая федерация и лично спортсмены, если они действительно употребляли запрещенные вещества и нарушали правила. Все четко расписано. Именно от руководителей национальных федераций и НОК зависят отношения между международными федерациями и МОК. Так что надо работать с МОК и международными федерациями на круглосуточной основе. При этом президентом ОКР должен быть штатный руководитель, а не как сейчас Александр Жуков, работающий на общественных началах и имеющий огромную занятость в правительстве. Что касается государства, оно и так сделало выше крыши. Было создано Министерство спорта, которое выделяет огромные деньги на создание условий для развития спорта в целом и подготовки сборных команд. Впервые в российской истории Минспорта объединило все федерации, и в итоге мы выиграли Зимние Игры в Сочи.

Все же в мире заявляют, что спорт вне политики…

– Так не бывает, это только на словах. Все предельно политизировано. Как и решение по отстранению наших атлетов от Игр в Бразилии. Да, государственным структурам строго-настрого запрещено совать нос в дела спортивных федераций – это карается законом вплоть для дисквалификаций всех сборных в данном виде спорта. Но вспомните былые времена. Еще бывший президент США Джон Кеннеди заявлял: «Найдите мне хоть сантехника, который бы знал, как обыграть русских на Олимпиаде и опередить их в космосе». Политика присутствовала всегда. Это же престижно для страны – опередить конкурентов в борьбе за мировое господство в спорте.

Стало известно, что глава Американского антидопингового агентства (USADA) Трэвис Тайгарт в разговоре с российскими «пранкерами» проболтался и якобы заявил, что всеми способами добьется отстранения сборной России от участия в Играх-2016 и что дело имеет политическое значение первой степени. Ваше мнение?

– Тут все просто. Еще при выборах страны-хозяйки чемпионата мира по футболу британцы и американцы получили щелчок по носу, проиграв России. Из-за зависти или по другим причинам они решили во что бы то ни стало отыграться. Им только повод дай, они-то ухватятся за любую соломинку. Вот и подоспело допинговое дело в легкой атлетике. Этого шанса они упустить не могли. Механизмы задействовали…

В воскресенье, 24 июля, президент МОК Томас Бах объявит, будет ли допущена для участия в Олимпиаде сборная России. Ваши ожидания?

– Верю в положительный исход по нескольким причинам. Во-первых, Бах и МОК сейчас испытывают колоссальное давление со стороны WADA и антидопинговых агентств других стран. Здесь будет показательно решение чиновников комитета. Прогнутся ли они под давлением или все-таки здравый смысл возобладает и олимпийские заветы восторжествуют. Во-вторых, МОК не может юридически лишать права на участие в Играх целое государство. Все решается на уровне международных федераций. Пока претензии были только по легкой атлетике.

Какие меры должно предпринять российское правительство во избежание повторения этих скандалов?

– Как я уже сказал, государство и Минспорт здесь абсолютно ни при чем. Наоборот, благодаря их вниманию и участию у федераций появились базы, финансирование и влиятельные покровители. Которые, кстати, жертвуют для развития спорта в стране личные деньги. ОКР за последние годы оказал очень солидную финансовую поддержку. Ну в чем можно обвинить Жукова или Виталия Мутко?

Жуков работает в ОКР на общественных началах при полной занятости в социальных программах правительства. Мутко совмещает посты в Минспорта и Российском футбольном союзе. Еще раз хочу подчеркнуть, что сегодняшние федерации – это не те, которые формировались после развала СССР и создавались на пустом месте. Извините меня, они просто сосали лапу. Я прошел этот путь восстановления нашего спорта лично и могу это свободно говорить.

Хорошо, а как тогда быть «чистым» спортсменам, которые лишились шанса осуществить свою мечту и выступить на Олимпиаде?

– Им сейчас не позавидуешь. Ведь они с шести-семи лет лишены обычной жизни. Ни шагу влево и вправо. Только тренировки и подготовка. И так вплоть до 30 лет. Они, считай, всю жизнь положили, чтобы выступать на высшем уровне. Это крайне несправедливо. А делать нужно следующее – идти и обращаться в гражданский суд. Правда, дела там обычно затягиваются на год или дольше.

Что необходимо поменять в России, чтобы не было мировых скандалов в спорте?

– В первую очередь, нужно уяснить следующий факт. За все должны отвечать президенты конкретных федераций. Вы видели хотя бы одно заявление за последние недели от наших соответствующих руководителей? Все попрятались в норку и молчат. Они обязаны нести полную ответственность за свое хозяйство – за подготовку, результаты, допинговые вопросы. Чтобы не выдвигать крайним руководство Минспорта и ОКР. Это как у Райкина: «Кто шил костюм?» – «Мы!». Не должно быть коллективной ответственности, только индивидуальная. Так и со спортсменами.

Что вы предлагаете?

– Необходимо внести закон об уголовном наказании для спортсменов, которые применяли допинг или причастны к другим нарушениям международных правил, которые повлекли за собой санкции по отношению к нашим федерациям и ОКР. Пусть человек знает, что в случае нарушения правил ему грозит тюремный срок. Плюс к тому я предложил бы ввести конфискацию премиальных и прочих материальных благ у провинившихся, предположим, сроком за последние десять лет. Тогда атлет задумается и не будет к себе подпускать никого из «допингового мира». Ему будет легче в этом плане, он не пойдет на поводу. А то сейчас выиграл нечестно Олимпиаду, получил деньги, машину, коттедж и все… Ну подумаешь, дисквалифицировали, семья-то обеспечена, не задумываясь о том, что подставил всех честных спортсменов и страну в целом. А это все портит наш международный имидж.

Что пожелаете мировому олимпийскому сообществу и российским спортсменам?

– Нашим ребятам желаю не опускать рук и продолжать готовиться, тренироваться, чтобы в любой момент быть готовыми доказать, что они и вправду лучшие в мире. Ну а олимпийское сообщество, очень на это рассчитываю, все же допустит великую спортивную державу на Олимпиаду. Если этого не произойдет, то Бах войдет в историю как первый президент, который положил начало серьезным проблемам в олимпийском движении, не в пример Хуану Антонио Самаранчу. Ведь именно он объединил все олимпийское движение, а теперь его детищу грозит раскол и скорый крах.

"