Posted 20 сентября 2011,, 20:00

Published 20 сентября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:10

Updated 8 марта, 06:10

Олимпийская чемпионка Евгения Канаева

Олимпийская чемпионка Евгения Канаева

20 сентября 2011, 20:00
В понедельник во французском городе Монпелье стартовал чемпионат мира по художественной гимнастике. Сборная России представлена на нем сильнейшим составом – олимпийской чемпионкой Евгенией Канаевой, чемпионками мира Дарьей Кондаковой и Дарьей Дмитриевой, а также победительницей первых юношеских Олимпийских игр Александ

– Евгения, ваш тренер Вера Ефремовна Штельбаумс, подчеркивая особый статус чемпионатов мира и Олимпийских игр, всегда говорила, что вы на любой турнир настраиваетесь, как на самое важное соревнование.

– Так и есть. Я очень люблю выступать, эти несколько минут, когда ты общаешься с залом, чувствуешь его энергетику, отдаешь свою, люблю и ценю в гимнастике больше всего. Зритель, который приходит посмотреть художественную гимнастику, хочет увидеть прежде всего красоту и сложность. И моя задача – не разочаровать его. А где это происходит – на этапе Гран-при или на чемпионате мира, – не важно. Перед выходом на ковер я настраиваюсь всегда одинаково: показать максимум того, что умею, постараться не допустить ошибок. Я не делю соревнования на главные и не очень. Для меня главные все. Просто о чемпионатах мира говорят больше, ценность завоеванной там медали – выше, естественно, выше и горечь от поражения. Поэтому стараешься выдать все на запредельном уровне, волнуешься сильнее…

– На недавней Универсиаде в Шеньчжене, где собрался весь цвет мировой художественной гимнастики и где вы победили не только в многоборье, но и в трех отдельных видах, не было такого психологического напряжения?

– Смотря с чем сравнивать. Если с Пекином-2008, то, конечно, это были не Олимпийские игры, ответственность уже так не давила. Хотя внешне все очень напоминало Олимпиаду. Тем более в нашем виде спорта Универсиада – соревнование, на которое всегда приезжают все сильнейшие гимнастки. Вот мы все и обкатывали там программы, с которыми будем выступать на чемпионате мира.

– Универсиада – соревнование студентов. А вам нравится учиться?

– Да, мне удобно учиться на тренера, педагога, пока я в этой сфере. Одно другому помогает. В институте – теория, здесь – практика. Вот меня уже, наверное, практически всему обучили. Мы же с утра до вечера с лучшими специалистами проводим время, да и самостоятельно уже багаж знаний накапливаешь – как за здоровьем следить, как от травм уберечься, как питаться, как к соревнованиям готовиться... Это уже навсегда с тобой остается. Даже если поменяешь профессию потом, эту практику вряд ли забудешь.

– В детстве, когда еще не было гимнастики, кем себя представляли?

– Так, чтобы конкретно кем-то хотела стать, не помню. А вот детские мечты были разные – сначала, когда совсем маленькая была, очень хотела свой дом. Рисовала его все время, с крылечком, с забором… А потом, когда уже пошла на гимнастику, в спорте мечтала добиться успеха. Уже и не помню, как это было, но мама показала мне мой дневник, и выяснилось, что лет в восемь – я только тогда узнала об Олимпийских играх – написала, что хочу стать олимпийской чемпионкой. Но как обычно бывает? Ребенок вырос, глаза открыл и понял, что все не так-то просто, что не все от тебя зависит. Так и я. В 12–13 лет, уже вовсю занимаясь гимнастикой, я осознавала, что выиграть Олимпиаду – это просто нереально. Попасть в сборную почитала за счастье.

– Дома в Омске у вас большая семья?

– Я живу с бабушкой, мамой и братом, который старше меня на два года. Я привыкла уже к разъездам, к тому, что друзья – в разных городах, но когда приезжаю домой, это всегда такой праздник. Вот после чемпионата Европы нас отпустили всего на два дня, и, конечно, на все времени не хватает. Прием у губернатора, другие встречи, а хочется просто дома посидеть, с мамой пообщаться, с братом. Мы с ним всегда дружили, я знала его друзей, он моих, хотя так, чтобы пойти куда-то все вместе, погулять – такое очень редко было. Я же с 11 лет на сборах, а приезжаешь домой – снова тренировки… При такой жизни вообще очень сложно сохранить друзей.

– Вы единственная спортсменка в семье?

– Нет, брат борьбой занимался, сегодня он, как и отец, тренер по греко-римской борьбе. Мама – бывшая гимнастка-художница. Самое интересное, что ей не очень хотелось, чтобы и я занималась гимнастикой, в зал меня отправила бабушка. Маме так тяжело давался этот вид спорта... У нее не было таких данных, как у меня, она многого добилась, что называется, характером. Мама очень ответственный человек. Вот и боялась, что я так же буду мучиться. Хотя на самом деле я не считаю, что меня какими-то суперданными одарила природа. Бабушка привела меня в зал для того, чтобы я поправила фигуру. Да, да, я была полненькая и ходила, вывернув ножки, загребала, как говорят, спотыкалась часто, падала… Вот поэтому до сих пор и выворачиваю ножки, только теперь по-другому (смеется)…

– Характером, надо полагать, вы тоже в маму – целеустремленная, ответственная…

– У меня и бабушка такая же – очень ответственная и целеустремленная. Упертая. По профессии она инженер. А мама – переводчик. После спорта она немного тренировала, но потом ушла в другую сферу.

– Женя, если вернуться в день сегодняшний, к гимнастике, почему-то кажется, что после проигрыша на последнем чемпионате Европы выступать вам стало легче?

– Это так. Я уже говорила, что всегда настраиваюсь на максимальный результат, но то, что произошло в Минске, должно было случиться. Пройти весь сезон без ошибок очень сложно, а соперницы ведь тоже не сидят, сложа руки. Я на эту тему сама в себе покопалась, поняла, почему эти ошибки случились, и стала дальше работать.

– С неприятными чувствами, которые возникают, когда твоя малейшая неудача преподносится как сенсация, справиться наверняка тяжелее?

– С одной стороны, конечно, не очень приятно было слышать кругом: Канаева проиграла, Канаева проиграла… Но я же и выиграла на этом чемпионате Европы две золотые медали! Разве это плохой результат? Но все ждут от меня только побед, поэтому я сказала себе: а чего ты хочешь, Женя, ты же сама подняла планку так высоко…

– Меньше чем через год Олимпийские игры в Лондоне. Может, психологический груз начинает придавливать – ведь даже главный тренер сборной Ирина Винер не скрывает, что у вас отличный шанс стать первой в истории двукратной олимпийской чемпионкой?

– Я живу сегодняшним днем, и знаете почему. Вспомните, какая была ситуация накануне Пекина. Все были уверены, что на Играх выступят Вера Сесина и Оля Капранова. Но вдруг я появилась. Нет, я была, тренировалась тихо, но много. Мысли «порвать» всех и вся у меня не было, просто именно в тот момент я прошла весь сезон стабильно, лучше всех и получила место в команде.

– Что помогает вам и сейчас двигаться вперед?

– Я всегда недовольна собой, постоянно стремлюсь что-то улучшить.

"