Posted 20 августа 2009,, 20:00

Published 20 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:16

Updated 8 марта, 07:16

Олимпийская чемпионка Татьяна Лебедева:

Олимпийская чемпионка Татьяна Лебедева:

20 августа 2009, 20:00
Обладательница олимпийского «золота» и неоднократная чемпионка мира, депутат Волгоградской областной думы и вице-президент Всероссийской федерации легкой атлетики Татьяна ЛЕБЕДЕВА так же, как и Елена Исинбаева, оказалась на мировом первенстве в Берлине в роли проигравшей. В тройном прыжке она показала всего лишь шестой

– Таня, наверное, сейчас не самое подходящее время для интервью. Но чемпион – он ведь всегда остается чемпионом. Пусть даже проигравшим…

– Осадок на душе, конечно, неприятный. С одной стороны, понимаю, что чудес на свете не бывает, что я здесь вообще могла не прыгать. А с другой – после квалификации появилась надежда, что если не за «золото», то за второе-третье место должна побороться. Но когда стала прыгать в финале, поняла: нога просто не держит, проскальзывает прыжок. Внутри сразу стало как-то не по себе – обидно, грустно… Не такие уж высокие результаты на этом чемпионате, а я выходит, еще хуже прыгаю. Даже свои 14,70 сделать не могу.

– В длину, как планировали изначально, будете прыгать?

– Наверное, все же буду. Вроде и спина, из-за которой пришлось количество тренировок уменьшить, уже не беспокоит. Да и не в моих это правилах, вы знаете, просто так взять и сняться.

– Вот Лена Исинбаева в тот горький вечер, когда вы и она почти одновременно проиграли, сказала, что такие поражения даже самых опытных многому учат…

– Все правильно сказала. Когда у тебя победы одна за другой, ты становишься более консервативным. Мол, все отлично у меня, я на правильном пути, ничего менять не надо. А когда проигрываешь… Поражение на самом деле заставляет задуматься. Причем не только о спорте. Конечно, и я пересмотрю теперь какие-то моменты в своей жизни. Хотя главную причину своего проигрыша могу назвать уже сейчас – прыжковых тренировок из-за нелепой травмы спины было недостаточно. Но сейчас ведь наверняка пойдут разговоры – надо было сосредоточиться на чем-то одном. Зачем два вида прыгать?

– Когда вы говорите, что понимаете Лену, понимаете, каково это – жить в спорте без эмоций, без куража, что имеете в виду?

– Люди становятся звездами потому, что умеют не только физически или технически быть готовыми к чему-то, но и эмоционально это воплотить. Выплеснуть с душой, с энергией. Вот у меня совсем недавно была ситуация... 1 июля первый раз в сезоне выступать, а у меня только что закончилась экзаменационная сессия (Татьяна учится в Дипломатической академии МИД РФ. – «НИ»). Я как-то после экзамена на тренировку приехала, прыгаю и чувствую – пустая я, не то что куража, вообще эмоций нет. И как бы физически ты не был готов, ничего не сложится. Я на вступительном экзамене в прошлом году перенервничала, а на следующий день улетала на соревнования. Причем я знала, что физически готова, и предыдущие старты это подтверждали. А выступила неважно. И я не могла понять почему. Неужели старость? Но экзамен – тоже стресс, который выхолащивает. А на нас же постоянно ответственность. Про меня всегда говорили: вот она такая экстремалка, безбашенная. На самом деле моя «безбашенность» – это сто раз взвешенное решение. И сначала я прикидываю, какие минусы и какие плюсы последуют, как и что может аукнуться, если не так пойдет. Поэтому я первый раз от Думы-то и отказалась: не потяну, мне надо и учиться, и тренироваться, а «забивать» на что-то не в моих правилах.

– Так, может, теперь говорить вам будут совсем другое. Сядьте-ка, Таня, в депутатское кресло и займитесь молодежными проблемами. Тем более что вы, насколько я знаю, в работу Волгоградской областной думы включились очень активно…

– Я и не скрываю, что если раньше спорт был у меня и на первом, и на втором, и на третьем месте в жизни, то сейчас он делит место с работой и учебой. Бросить его так резко, сразу я пока не смогу. Как представлю себе, что никогда не выйду на дорожку и буду зрителем сидеть на трибуне, такая тоска накатывает… У меня ведь были мысли после Пекина закончить, и когда предложения поработать поступать стали, я думала: ну вот, переключусь, втянусь в новое дело, и все тренировки сами собой забудутся. Оказалось – не готова… Нагрузка у меня сейчас, конечно, колоссальная. График стал жестче. Если раньше я могла прийти со стадиона, ноги закинуть и отдыхать, то сейчас утренняя тренировка, как в школе – с 7 до 10 утра. Потом сразу в Думу, прямо в машине переодеваюсь. Если заседание до трех – еду домой, благо рядом. Часок полежу и в 5 часов снова на тренировку. А если заседаний нет, то кажется, что столько свободного времени у меня… Чувствую себя бездельником. В Москву на учебу улетаю в пятницу, к шести вечера как раз успеваю. В субботу весь день учусь и вечерним рейсом назад.

– Вас, наверное, замучили вопросами – зачем все это? Учеба еще понятно, а вот депутатство…

– Мы, спортсмены, народ эгоистичный. И если раньше все больше для себя, для лучшей, для любимой, то сейчас понимаю: нужно что-то и для общества сделать. Не только своими победами след оставить, а сделать, например, что-то полезное для своего поколения. У меня есть планы тот же молодежный парламент создать. Два месяца мы эту идею прорабатывали – положение, конкурс, выборы. Ребят очень многих прослушали. Раньше я была аполитичным человеком. Мне казалось, что все равно молодежь сейчас такая, что ей ничего не надо. А тут убедилась: у них же масса идей хороших. Они азартные, умные, оптимистичные. И надо помочь ребятам, чтобы был какой-то плацдарм у них. Хотя у старых депутатов, – уже второго и третьего созыва, которые на заседаниях выступают и все так льется красиво у них, но когда какие-то действия нужно предпринять, умеют ситуацию разрулить так, чтобы ничего не делать, – так вот у них иногда встречаю непонимание. Начинаю – надо это, надо то, а они смотрят на меня – мол, ничего, через пару годков такой же станешь. Возможно, если и в дальнейшем мне придется биться, биться и не видеть результатов, я и разочаруюсь. Но сейчас мне это интересно.

– А в спорте что по-прежнему интересно? Что будет до Игр в Лондоне удерживать?

– Тройной прыжок (на трех Олимпиадах Лебедева, являясь фаворитом, ни разу не победила в этой дисциплине. – «НИ»). Есть мотивация, есть цель. А получится не получится… В олимпийский год я, конечно, все брошу на достижение цели. Учебу к тому времени уже закончу, а все лишнее отодвину, положу под нафталин. А сейчас… Те, кто любит и знает спорт по-настоящему, должны понимать: мы не роботы, и какими бы железными ни казались, у всех у нас есть свои проблемы и слабости. Главное, мы знаем, как бороться с ними.

"