Posted 20 июня 2005,, 20:00

Published 20 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:30

Updated 8 марта, 09:30

Американская комедия

Американская комедия

20 июня 2005, 20:00
«Гран-при США», состоявшийся в минувший уикенд на трассе в Индианаполисе, войдет в историю «Формулы-1» как один из самых скандальных. В основной гонке американского этапа приняли участие лишь три команды – «Феррари», «Джордан» и «Минарди». Все остальные не вышли или, если быть предельно точным, не выехали на старт.

Все началось еще в пятницу. Во время свободных тренировок, традиционно открывающих каждый Гран-при, в аварию попали два пилота команды «Тойота» – Ральф Шумахер и Рикардо Зонта. Последний отделался легким испугом, а вот для Ральфа последствия оказались более тяжелыми. Врезавшийся на огромной скорости в бетонную стену Шумахер так и не получил разрешения от врачей участвовать в гонке. Любопытно, что в прошлом году немец, выступавший еще за «Уильямс-БМВ», также попал на «Гран-при США» в тяжелейшую аварию, в результате которой повредил позвоночник и вынужден был пропустить шесть этапов чемпионата. И тогда, и сейчас у машины Шумахера-младшего взорвалась задняя левая покрышка компании «Мишлен». Причем взорвалась в одном и том же повороте.

Причина подобных инцидентов так и осталась загадкой для французских шинников. Хотя ни для кого не секрет, что резина «Мишлен» значительно мягче по составу, чем шины их конкурентов из «Бриджстоун». Возможно, именно этот факт объясняет постоянные проблемы «мишленовских» машин в двенадцатом и тринадцатом поворотах трассы в Индианаполисе. Для тех, кто мало знаком с этим автодромом, поясню: он изначально был спроектирован под американские гонки. То есть по своей конфигурации это обычный овал. Такие автодромы как нельзя лучше подходят для чисто американских гоночных серий – например, НАСКАР или IRL. Для «Формулы-1» овал – это катастрофа. И почему хозяин Королевских гонок Берни Экклстоун выбрал именно Индианаполис – не понятно. За океаном полно других автодромов, которые куда больше соответствуют формату «Больших призов», чем знаменитая «Старая кирпичница».

Ее злополучные двенадцатый и тринадцатый повороты – профилированные. Другими словами, проходят по части овальной трассы и имеют значительный наклон. Вот здесь-то и обнажились проблемы «Мишлен». Возросшие в «Формуле-1» скорости повлекли за собой неизбежную шинную войну. «Бриджстоун» и «Мишлен» в борьбе за клиентуру готовили все более современные по составу и конструкции покрышки, которые могли бы выдержать высочайшие нагрузки. И кульминация этого противостояния, похоже, пришлась на «Гран-при США». Две аварии в пятницу насторожили как французских шинников, так и их клиентов. А это ни много ни мало – семь из десяти команд. Тем не менее на квалификацию вышли все. Правда, не стоит забывать, что в ней необходимо проехать всего один быстрый круг. А в гонке их 73. Во время квалификации еще никто не знал, чем все закончится. Пилоты просто выполняли свою работу. Победу в сессии одержал, как это ни странно, гонщик «Тойоты». Причем Ярно Трулли завоевал для японской конюшни первый поул в истории. А сразу после этого «Мишлен» сделал официальное заявление: «Мы до сих пор не нашли причину проблем на машинах «Тойота», поэтому не рекомендуем командам участвовать в гонке, используя нашу резину».

В результате поползли слухи о том, что «Гран-при США» вообще будет отменен. Но в «Мишлен», казалось, нашли выход из ситуации. Компания предложила Международной автомобильной федерации использовать другие покрышки, которые специально для этого были доставлены чартером из Франции за несколько часов до основного старта. Однако это предложение противоречило регламенту чемпионата. Технический делегат ФИА Чарли Уайтинг пояснил: «В случае замены резины будут нарушены сразу четыре пункта регламента». В общем, в федерации отказались от затеи с новыми покрышками. И тогда «Мишлен» предпринял еще одну попытку спасти этап. Посоветовавшись со своими клиентами, французы попросили ФИА построить дополнительную шикану (поворот) при входе на участок овала, что позволило бы снизить скорость машин и тем самым значительно снизить риск возникновения аварийных ситуаций. Однако и от этой идеи в ФИА отказались.

Замаячила перспектива того, что только три команды, которые «обувает» «Бриджстоун» – «Феррари», «Минарди» и «Джордан», выйдут на старт гонки. Между тем всего за несколько часов до ее начала девять из десяти команд согласились с предложением «Мишлен» построить на трассе дополнительную шикану. Единственной конюшней, не поддержавшей эту инициативу, оказалась «Феррари». Глава «Скудерии» Росс Браун от комментариев отказываться не стал: «Сейчас очень важно не создать прецедент, иначе смена резины перед гонкой может войти в привычку – мало ли кого и что в ней не устраивает. Любую проблему можно связать с безопасностью».

ФИА, Экклстоун и Уайтинг встали на сторону «Феррари». В частности, было сказано, что дополнительную шикану не построят только из-за того, чтобы не обижать тех, кто приехал в Индианаполис с нормальной резиной. В связи с этим эксперты полагали, что клиенты «Мишлен» разделятся на два лагеря. Одни вообще откажутся от гонки, другие увеличат давление в покрышках (что должно было якобы снизить возможность их взрыва), возьмут на себя юридическую ответственность за здоровье пилотов. Однако команды пошли по другому пути. На старт гонки «Гран-при США» вышли все пилоты. Трулли, как и подобает обладателю поул-позиции, занял первое место на стартовой решетке. Все гонщики отправились на прогревочный круг. Однако все стало ясно после того, как сначала Трулли, а за ним и все остальные пилоты команд, выступающих на французской резине, потянулись на пит-лейн. Механики, не дожидаясь старта гонки, закатили болиды в боксы, а гонщики покинули свои рабочие места.

На стартовой решетке в этот момент одиноко стояли шесть машин – две «Феррари», два «Джордана» и две «Минарди». Последние две команды хоть и поддержали ранее своих коллег, пойти против Экклстоуна и компании все-таки не отважились. Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло поначалу пытались продемонстрировать хоть какое-то подобие борьбы, пускай и между собой. Но где-то примерно в середине гонки, когда отрыв Михаэля от Рубенса сократился до четырех десятых секунды, по приказу из боксов бразилец оставил в покое семикратного чемпиона мира и позволил тому одержать первую победу в сезоне. Борьбу за оставшееся место на подиуме выиграл португальский пилот «Джордана» Тьягу Монтейру. В очковой зоне финишировали и три других участника этапа – Картикеян, Альберс и Фризахер. «Прежде всего я хочу извиниться перед болельщиками за фарс, свидетелями которого они стали. «Формула-1» должна ставить спортивные интересы выше политических, но этого не произошло. Я поддерживаю клиентов «Мишлен». Что касается нас, то мы решили участвовать в гонке после того, как на трассу выехали машины «Джордан», – сказал глава команды «Минарди» Пол Стоддарт. Впрочем, большинство болельщиков, покинувших автодром еще до финиша гонки, вряд ли примут эти извинения.

Тем временем, по последней информации, результаты «Гран-при США» все же будут официально зарегистрированы. Таким образом, Михаэль Шумахер вышел на третье место в личном зачете и уступает на данный момент Кими Райкконену всего три очка. А в Кубке конструкторов «Феррари» сравнялась по набранным очкам с «Маклареном». В то же время появились слухи о том, что это был последний «Гран-при США» на автодроме в Индианаполисе. Президент трассы Indianapolis Motor Speedway Джо Читвуд эту информацию не подтвердил, но и не опроверг. «Сейчас мы пытаемся сформулировать свое отношение к проведению гонок «Формулы-1» на этой трассе», – заявил Читвуд.



Михаэль ШУМАХЕР: «Мы не можем отвечать за другие команды»

По окончании «Гран-при США» его победитель Михаэль ШУМАХЕР ответил на вопросы журналистов.

– Михаэль, вам не кажется странным, что даже в таких тепличных условиях, в конкуренции всего с пятью соперниками, вы с трудом выиграли у Рубенса Баррикелло?

– Вы правы, гонка была более чем странной. Не самый приятный момент для первой победы в нынешнем сезоне. Впрочем, у меня в карьере их уже 84, и думаю, я имею право на одну необычную победу вроде этой.

– Как-то несолидно для такого классного пилота, как вы, побеждать в поединке с самим собой?

– Во-первых, не с самим собой, а с Баррикелло. Во-вторых, я не виноват в том, что мои коллеги не вышли на старт.

– Вы не понимаете, почему они так поступили?

– Нюансами я не владею. Думаю, у них была серьезная причина действовать таким образом.

– Понятно, что решение принимали не вы, но хотя бы объясните, почему команда «Феррари» не поддержала предложение установить перед опасным виражом, из-за чего и разгорелся весь сыр-бор, искусственный поворот для снижения скорости?

– Я расскажу вам историю, которая случилась не так давно. В Монце погиб маршал (сотрудник технического персонала, занятый обслуживанием гонки. – «НИ»), и пилоты договорились крайне осторожно проходить первые два поворота, особенно при виде желтых флагов. Но владельцы двух или трех команд заявили своим гонщикам буквально следующее: «Не обращайте внимания ни на какие флаги, забудьте про ваши джентльменские соглашения, мы хотим, чтобы вы гнали изо всех сил, и мы заставим вас это сделать». Здесь, в Индианаполисе, весь шум подняли эти же люди. «Формула-1», знаете ли, серьезный бизнес. Я уже говорил, что у нас были готовы другие шины, более быстрые, чем те, на которых мы здесь выступали. Но мы не стали их использовать, потому что знали, что нас ждет. Я не утверждаю, что остальные команды намеренно привезли «неправильную» резину, чтобы затеять всю эту историю. Но в любом случае это их проблема, а не наша. Мы не можем отвечать за других.

– Вы не считаете, что день, когда состоялся нынешний Гран-при США, стал самым черным в истории «Формулы-1», по крайней мере за годы ваших в ней выступлений?

– Никоим образом. Надеюсь, вы помните, что случилось в 1994-м…

– Ту трагедию (гибель знаменитого бразильского гонщика Айртона Сенны. – «НИ») оставим в стороне.

– Все равно не считаю. Произошла странная ситуация, в которой присутствовали и спортивные, и чисто технические факторы. И я думаю, похвально, что команды приняли решение позаботиться о безопасности своих пилотов. Поэтому в гонке участвовало всего шесть машин. Воспринимайте это как должное.

– Многие говорят, что перспективы «Формулы-1» в Америке после этого инцидента крайне туманны…

– Не согласен с таким утверждением. Сколько лет мы приезжаем в Индианаполис? Шесть. У нас хоть раз были подобные проблемы? Нет. В следующем году, я надеюсь, команды сделают правильные выводы и подготовятся к гонке должным образом. И никаких изменений в конфигурацию поворотов вносить не нужно. Команды владеют технологиями, необходимыми для того, чтобы их болиды соответствовали данной трассе.

– Как вы думаете, должны ли зрители после такого «спектакля» получить назад свои деньги?

– С этим вопросом обращайтесь к хозяину «Формулы» – Берни Экклстоуну.

Подготовил Андрей СИМОНЕНКО

"