Posted 19 июля 2011,, 20:00

Published 19 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:03

Updated 8 марта, 06:03

Бронзовый призер Чемпионата мира по футболу Анзор Кавазашвили

Бронзовый призер Чемпионата мира по футболу Анзор Кавазашвили

19 июля 2011, 20:00
Вчера знаменитому в прошлом вратарю московских «Спартака» и «Торпедо», а также сборной СССР, бронзовому призеру чемпионата мира-1966 Анзору КАВАЗАШВИЛИ исполнился 71 год. А в минувшую пятницу он получил «подарок» ко дню рождения в виде назначения руководителем только что созданного экспертного совета по выявлению догов

– Анзор Амберкович, с днем рождения вас! Желаем сил, удачи, здоровья...

– Спасибо, силы и здоровье мне понадобятся на новой работе.

– Вы возглавили экспертный совет по борьбе с договорными матчами, хотя еще недавно речь шла о комиссии, и уже назывались фамилии людей, которые должны в нее войти... Это смена вывески или полномочий?

– Все дело в том, что по регламенту РФС, оказывается, в составе уже созданного комитета по этике не может быть комиссий и подкомитетов. А наше подразделение первоначально должно было действовать как составная часть комитета по этике. И приняли решение создать экспертный совет при президенте РФС. Регламент не «возражает» против такого института футбольной власти. С идеей создания этой структуры выступил лично Сергей Фурсенко. Теперь наши полномочия, конечно, расширяются. Работая в комитете по этике, я сталкивался с тем, что его решения могли блокировать другие структуры, входящие в РФС, например, контрольно-дисциплинарный или апелляционный комитеты. Так, мы вынесли жесткий и справедливый вердикт по так называемому делу Никезича. Напомню, что этот черногорский футболист краснодарской «Кубани» обратился в комитет по этике с заявлением, что руководители клуба силой заставляли его расторгнуть контракт. Мы тогда серьезно оштрафовали «Кубань» и ее гендиректора Сурена Мктрчяна. Были дисквалифицированы спортивный директор и тренер команды. Но апелляционный орган впоследствии фактически аннулировал наш приговор и вынес свой. Отменил почти все наказания! Сейчас я надеюсь, что решения экспертного совета будут окончательными и утверждаться лично президентом РФС. Разумеется, если случаи нарушений будут доказаны. А в принципе... Как только пойму, что мне, как говорится, вставляют палки в колеса, уйду. Зачем просто занимать кресло, да еще на восьмом десятке лет?!

– Ваш совет, видимо, получит поддержку не только со стороны президента РФС?

– За его создание проголосовало все расширенное бюро исполкома РФС, которое поддержало и меня как руководителя. Мне выразил поддержку и председатель Счетной палаты, известный поклонник футбола Сергей Степашин. Он сказал, что по моей просьбе готов привлекать к работе совета сотрудников своего учреждения, а также представителей силовых структур. Без полиции и ФСБ «договорняки» не искоренить. Впрочем, мы не изобретаем велосипед. По такому пути уже давно пошли в Италии, Турции, Англии, Чехии. И им удалось вывести многих коррупционеров на чистую воду.

– Кстати, когда Сергея Фурсенко выбирали президентом РФС, вы были одним из немногих, если не единственным, кто задавал ему острые вопросы и вообще с большим скепсисом отнесся к его программе...

– Так и было. Допустим, слова Фурсенко о том, что сборная России может выиграть чемпионат мира 2018 года, казались мне неискренними. Но сейчас я вижу, что руководство РФС уже предпринимает реальные шаги в этом направлении. Мы получили право проведения мирового первенства. Это первый и очень важный шаг. Теперь я начинаю думать, что мы можем если не выиграть, то успешно выступить на домашнем чемпионате. Мое отношение к Сергею Александровичу постепенно менялось. Между прочим, он вообще умеет прислушиваться к оппонентам. Если помните, кандидат на пост президента РФС Алишер Аминов предлагал создать фонд развития футбола. И Сергей Александрович не только рассмотрел эту идею, но и привлек к ее реализации Аминова. И фонд сейчас уже существует.

– Вернемся все же к борьбе с договорными матчами. Состав экспертного совета известен?

– Пока могу сказать, что в нем будут известные в нашем футбольном мире люди – Евгений Ловчев и Александр Бубнов. К сожалению, не можем привлечь к постоянному сотрудничеству судью Валентина Иванова. Он работает в судейском комитете и не может совмещать две должности. Но в качестве консультанта мы его при необходимости будем привлекать. Сразу отмечу: имена сотрудников правоохранительных структур, которые войдут в совет, оглашаться не будут. Пока не утвержден и регламент. Дайте мне на подготовку и обсуждение такого важного дела неделю, и я все вам скажу. Проект регламента, кстати, надо еще в обязательном порядке обсудить с Фурсенко, но сейчас он в командировке в Швейцарии. В любом случае мы настраиваемся на серьезную работу. Наказание, как говорится, за преступление действительно последует соответственно тяжести содеянного.

– В каком режиме предположительно будет действовать совет?

– Я полагаю, собираться будем в зависимости от повода. Поступит, скажем, заявление о договорном характере какого-то матча, и сразу приступим к его рассмотрению. Верю, что получим возможность и сами возбуждать дела по матчам, которые покажутся странными. Да по-другому и быть не должно! Такие люди, как Бубнов и Ловчев, не станут молчать и просто заседать в совете. Мне не нужны глухонемые. А если подозрения найдут подтверждение в ходе расследования, то последуют и санкции.

– Вы уже обещали, что работа совета будет прозрачной, а его заседания смогут посещать не только журналисты, но даже и простые болельщики.

– Полагаю, что на первом заседании так и будет. Дальше посмотрим. Может, будем устраивать пресс-конференции. Просто необходимо соблюдать и, скажем так, тайну следствия. Преступников надо застичь врасплох. Но к открытости, конечно, надо стремиться. Пусть нечестные люди знают, что их темные делишки будут преданы гласности. А нам нечего утаивать от народа.

– Будет ли разработана какая-то программа защиты свидетелей? Все-таки за темными делишками часто стоят большие деньги, и противодействовать преступникам в открытую – это риск...

– Если к нам обратится частное лицо, например, футболист или тренер, то мы сделаем все, чтобы обезопасить этого человека. Возможности, поверьте, найдутся. Мы ведь будем привлекать силовые структуры.

– А подозрительные матчи, сыгранные ранее, попадут в поле вашего зрения?

– Ну, игры десятилетней давности мы точно вспоминать не будем. Сейчас нам все равно не найти серьезных доказательств. А вот матчи годичной или двухлетней давности при необходимости можем принять к рассмотрению.

– Анзор Амберкович, а когда вообще у нас появились такие понятия, как сдача матча, договорная игра?

– Давно. Наверное, в 60-е годы. Но тогда об этом только шептались. В газетах информации точно не было. В крайнем случае игроков могли обвинить в отсутствии волевых качеств. Потом о «странных» матчах говорили все больше и больше, а после распада Советского Союза они стали настоящим бичом нашего футбола.

– Но в советскую эпоху с «договорняком» как-то боролись?

– Понимаете, в СССР все клубы имели принадлежность – крупным предприятиям, профсоюзным организациям и даже силовым структурам. За футболом внимательно следили и партийные органы. И никому не хотелось выносить сор из избы, начинать громкий процесс, который мог бы ударить по престижу страны, да и по авторитету какого-то руководителя. Кроме того, в те времена по звонку «сверху» любое дело могли замять. В 90-е годы о негативе уже стали говорить свободно, и президенты РФС Вячеслав Колосков, Виталий Мутко прекрасно понимали, что надо бороться с грязью в нашем футболе, но вот комитет по этике, а теперь и экспертный совет создал только Фурсенко. Это уже конкретные шаги в борьбе с коррупцией. Да, первые, но если вообще ничего не делать, то с каждым годом будет только хуже.

– А как вы оцениваете работу комитета по этике за тот период, пока сами в нем работали?

– Я очень благодарен его руководителю Алу Алханову, что он меня в него пригласил. Я получил отличный опыт работы. Обратите внимание, с комитетом уже считаются. Мы рассматривали дела Никезича, Лазовича, судьи Матюнина и другие. И они имели серьезный общественный резонанс. Но, как я уже говорил, в дело Никезича вмешался апелляционный комитет РФС. Такая же история произошла и с делом Матюнина. Напомню, этот арбитр позволил себе оскорбительные, а также националистические высказывания в адрес игрока тверской «Волги» Гаджибекова. Мы, то есть комитет по этике, собрали доказательства, подтверждающие данный факт. Дисквалифицировали Матюнина на год. Но он подал жалобу в апелляционный комитет, который никак не соберется, поскольку его члены находятся в отпусках или командировках, и продолжает судить. По игроку «Зенита» Лазовичу, которого сотрудник полиции ударил электрошокером после матча в Нижнем Новгороде, идет работа. Надеюсь, что в ближайшее время и возможности комитета по этике тоже расширятся.

ФИННЫ ПОСАДИЛИ ИЗВЕСТНОГО ОРГАНИЗАТОРА «ДОГОВОРНЯКОВ»

Суд Финляндии приговорил гражданина Сингапура Уилсона Раджа Перумала к двум годам тюрьмы за организацию так называемых договорных матчей. Лапландское отделение суда признало Перумала виновным в сговоре с группой людей, которые устраивали «договорняки» с участием финского футбольного клуба «Рованиеми» в период с июня 2008 года по февраль 2011-го. Было доказано, что сингапурец дал взятки в размере порядка 20 тыс. евро семи замбийским и двум грузинским футболистам, получив взамен около 50 тыс. евро без учета прибыли от букмекерских контор. «Обвинение Перумала отягчает тот факт, что он планировал свои действия и действовал в сговоре с международной группой», – заявили во вторник представители суда. При этом упомянутые футболисты получили только условные сроки.
Между тем это не первый случай подобных обвинений в адрес Перумала. Так, он подозревался в том, что привез «фальшивую» сборную Того на договорный матч против Бахрейна в сентябре 2010 года, а также в даче взятки футболистам национальной команды Зимбабве за поражения во встречах с Таиландом, Малайзией и Сирией в 2009 году. Более того, в 1995-м Перумал уже был приговорен к тюремному заключению за то, что предложил 3 тыс. долларов капитану футбольной команды за «организацию» проигрыша, а в 2000 году его осудили за нападение на «несговорчивого» игрока сингапурского клуба. На родине Перумалу впаяли пять лет лишения свободы, но тогда он сбежал в Лондон.
По материалам РИА Новости

"