Posted 19 июля 2007,, 20:00

Published 19 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:31

Updated 8 марта, 08:31

Спорт за гранью возможного

Спорт за гранью возможного

19 июля 2007, 20:00
Удивительно, но в последнее время главными ньюсмейкерами в мире легкой атлетики были не звезда прыжков с шестом Елена Исинбаева или, скажем, рекордсмен в беге на 100 м Асафа Пауэлл. В центр внимания попал спортсмен из Южной Африки Оскар Писториус (на фото). Его личный рекорд на дистанции 400 м равняется 46,56 секунды,

Оскар Писториус родился без ступней и костей голени, из-за чего в 11-месячном возрасте врачи были вынуждены ампутировать ему ноги ниже коленей. Это анатомическая особенность человека, десяток с лишним раз побеждавшего в Параолимпийских играх, то есть в состязаниях людей с ограниченными способностями. Но Писториусу оказалось этого мало, и он решил покорить настоящие Олимпийские игры. Специально для него исландской фирмой Ossur были разработаны протезы из углепластика, по форме напоминающие задние лапы гепарда. Писториус, которого по аналогии с устоявшимся словосочетанием прозвали «блэйдраннер», то есть в данном случае «бегущий на лезвиях», тренируется вместе с членами национальной сборной ЮАР по легкой атлетике. Во внутреннем чемпионате своей страны он занял второе место на 400-метровке, уступив лишь одному полноценному атлету. Казалось бы, Оскару, которому всего 20 лет, ничто не мешает работать и стремиться к своей цели – участию в Олимпиаде. Но не все так просто.

Чиновники против Писториуса

В марте Международная федерация легкой атлетики (ИААФ) приняла специальную поправку к правилам, согласно которой любому спортсмену запрещается пользоваться какими-либо искусственными приспособлениями. Дополнительных комментариев не последовало, но обозреватели почти единодушно пришли к мнению, что это решение было направлено исключительно против Писториуса. Дело в том, что еще год назад в прессе стали распространяться мнения некоторых специалистов, которые утверждали, что протезы южноафриканца обладают пружинящим эффектом и к тому же на самом деле длиннее, чем это требуется. Иными словами, Оскар якобы покрывает дистанцию за меньшее количество шагов и, таким образом, получает преимущество по сравнению с другими бегунами. Вторая претензия ИААФ к Писториусу – в его икроножных мышцах: по причине их полного отсутствия, у Оскара во время бега не вырабатывается молочная кислота. То есть, по мнению скептиков, у южноафриканца появляется фора перед другими легкоатлетами, которые испытывают на финише мышечную усталость.

Поскольку эти рассуждения были лишь теоретическими, в июне нынешнего года ИААФ под давлением общественности сняла свой запрет, но пообещала провести тщательную экспертизу бега Писториуса, чтобы вынести окончательный вердикт. Оскар уже принял участие в двух международных турнирах. На этапе «Золотой лиги» в Риме в прошлую пятницу он соревновался в забеге «Б» на 400 м, где занял второе место с результатом 46,90. Уже в воскресенье Писториус вышел на старт Гран-при в Шеффилде на той же дистанции. Там он боролся с более серьезными соперниками, в числе которых был олимпийский чемпион Джереми Уоринер. Из-за сильного дождя показать хорошее время Оскар не смог – он финишировал последним с результатом 47,65, а затем вообще был дисквалифицирован за то, что заступил на чужую дорожку.

ИААФ записала на видеопленку выступление Писториуса в обоих турнирах, чтобы проанализировать длину его шага, а также распределение скорости и энергии по дистанции. «Оскар – уникальный атлет, он находится на грани между параолимпийским и олимпийским спортом, – заявил пресс-атташе ИААФ Ник Дэвис. – Мы вступаем в совершенно новую, не изведанную для нас спортивную область. Нам необходимо установить факты, чем мы и собираемся заняться. Возможно, некоторые виды протезов должны быть запрещены, хотя это только мое предположение. Мы ничего не имеем против инвалидов, но, с другой стороны, должна соблюдаться справедливость».

Прецедент гольфиста Мартина

Впрочем, легкоатлет из ЮАР уже заявил, что подаст на федерацию в суд, если она запретит ему участвовать в полноценных соревнованиях. По его словам, его протезы не являются пружинящими и в действительности аккумулируют меньше энергии, чем нормальные человеческие ступни. «Помните, у меня нет голеностопов, – отвечает критикам Писториус. – В моем теле циркулирует меньше крови, чем у нормальных людей. У меня нет икроножных мышц, и их работу приходится выполнять другим мышцам. И потом, этот тип протезов используется уже на протяжении 14 лет. Не моя вина, что в истории инвалидного спорта не было ни одного бегуна, который показывал бы время, близкое к моему».

На тезис об отсутствии молочной кислоты в организме Писториус отвечает так: «Она у меня на самом деле есть, только в других мышцах. Преимущество я бы получал только в том случае, если бы соотношение количества крови и мышц в моем теле отличалось бы от аналогичного показателя у соперников. Но оно такое же». Оскар, по его собственным словам, вообще сильно обижается, когда слышит разговоры о своем, инвалида, превосходстве (!) над нормальными людьми. «Я тренируюсь как проклятый, и мне очень обидно, что некоторые завидуют моим достижениям, – признается Писториус. – Международный параолимпийский комитет никогда не предъявлял мне претензий по поводу моих протезов. Мои товарищи по «нормальной» легкоатлетической сборной ЮАР, с которыми я соревнуюсь, не сказали мне ни одного плохого слова».

Здесь стоит заметить, что в международной юридической практике не так давно был случай, похожий на дело Писториуса. Американский гольфист Кейси Мартин из-за редкого врожденного заболевания ног не мог ходить, поэтому передвигался по полю исключительно на электромобиле. Согласно же правилам Профессиональной ассоциации гольфа использование каких-либо приспособлений для перемещения во время турнирной игры запрещено, так как ходьба (около 6–7 км за раунд) является частью гольфа как вида спорта. То есть играешь для удовольствия – пожалуйста, разъезжай на карте, а если борешься за призовые – будь добр, ходи по полю наравне с соперниками и испытывай то же ощущение усталости, что и они. Тем не менее Верховный суд США в 2001 году особым решением разрешил Мартину использовать электромобиль в профессиональных турнирах. Правда, спортсмену это не очень помогло. Затратив несколько лет на решение юридических проблем, он оказался морально выхолощен, в туре особых успехов не добился и в прошлом году перешел на тренерскую работу. Так что Писториусу очень важно получить окончательное разрешение участвовать в соревнованиях полноценных легкоатлетов именно сейчас, пока он молод и полон сил.

Звезды за Оскара

Интересно, что подавляющее большинство потенциальных соперников Писториуса не возражают против того, чтобы Оскара воспринимали, как обычного бегуна. «Это полный бред – думать, что он имеет превосходство над нами, – заявила американская бегунья Сания Ричардс, претендующая сейчас на джекпот «Золотой лиги». – Он имеет полное право участвовать в турнирах, и я желаю ему от всего сердца быстрых секунд». Такого же мнения придерживается и Джереми Уоринер. «Просто здорово, что этот человек использует по максимуму свои возможности и соревнуется с нами, – сказал олимпийский чемпион. – Надеюсь, он добьется успеха и выступит в следующем году на Играх в Пекине». Британский бегун Тим Бенджамин также поддерживает Писториуса в его кампании, но считает, что Оскару не должны делать исключений и допускать его для привлечения дополнительного зрительского интереса до соревнований высшего уровня. «Он не должен был бежать в Шеффилде, потому что не проходил по квалификационному нормативу, – заявил Бенджамин. – Если есть правила, то их надо соблюдать. Тем не менее я желаю Писториусу будущих успехов». Стоит, правда, заметить, что согласно итогам недавнего опроса журнала Athletics Weekly, 68% читателей против того, чтобы разрешить Оскару выступать на Олимпийских играх.

Отметим также, что если Писториус и получит «олимпийский допуск», он не станет первым в истории инвалидом, участвующим в главных спортивных соревнованиях четырехлетия. Американка Марла Раньон, практически лишенная зрения, в 1996 году участвовала в Параолимпиаде в Атланте в легкоатлетическом пятиборье (аналоге обычного олимпийского десятиборья), а на Играх в Сиднее (2000) и Афинах (2004) бежала на дистанциях 1500 и 5000 м с полноценными спортсменами. В той же Атланте итальянка Паола Фантато соревновалась в стрельбе из лука как в Олимпийских, так и в Параолимпийских играх. Первой же лучницей, состязавшейся с соперниками, сидя в инвалидной коляске, стала Нероли Фэйрхолл из Новой Зеландии, и было это в 1984 году в Лос-Анджелесе. Наконец, в Олимпийских играх 1904 года в Сент-Луисе принимал участие гимнаст с деревянной ногой. И даже побеждал – американец Джордж Айзер стал обладателем шести олимпийских медалей, в том числе трех золотых.

Как Кастро и Гарринча стали чемпионами мира

В истории мирового спорта были и другие случаи, когда люди пусть, может быть, не с таким явным расстройством здоровья, добивались больших успехов. Уругвайский нападающий 30-х годов Эктор Кастро не отличался яркой игрой, но за трудолюбие и работоспособность его очень ценили тренеры. В 1930 году он был включен в состав сборной Уругвая для участия в первом чемпионате мира. На этом первенстве Кастро удалось даже забить один гол, а в итоге уругвайцы заняли первое место. Ничего вроде бы примечательного. Только вот у Кастро левая рука была отрезана по локоть. Именно отрезана: в детстве с ним произошел несчастный случай на лесопилке, но парень не сдался и продолжал играть в футбол. К сожалению, болельщики его не любили. Именно по причине увечья. Часто освистывали и выкрикивали разные оскорбления типа: «Уйди с поля, калека!» Может быть, они просто завидовали мужеству Кастро? Единицы в лучшем случае жалели. А он хотел, чтобы к нему относились, как к здоровому человеку. Однорукие футболисты есть и сейчас. Один из них выступает в высшей лиге чемпионата Швеции за клуб «Фредрикстад» и даже забивает.

В конце 1957 года во время коммерческого турне московского «Динамо» по Бразилии тренер бело-голубых Михаил Якушин повел всю команду на игру клуба «Ботафого». Потом он вспоминал: «На поле в майках «Ботафого» выбежали десять игроков. Все статные, подтянутые. Мы стали вглядываться, кто же из них лучший. И вдруг увидели, как выбегает одиннадцатый. Невысокого роста, пожалуй, самый маленький в команде, он заметно хромал и даже немного подтаскивал одну ногу. Мы стали посмеиваться и спрашивать: а этот-то откуда взялся? Нам сказали, что это и есть лучший в Бразилии футболист. В нашей делегации все расценили эти слова как шутку. Но когда началась игра, невысокий крепыш на бешеной скорости стал обыгрывать одного за другим. И делал это так искусно, что соперники всякий раз оказывались на пятой точке. Наши ребята сразу поинтересовались: как зовут уникума? Им ответили: «Мане. Но его, как правило, называют по прозвищу – Гарринча. Есть в Латинской Америке такая птица. Она ходит, вернее, подпрыгивает так же, как и он».

В составе сборной Бразилии Гарринча выиграл чемпионаты мира 1958-го и 1962 годов. А особенности его походки и манеры игры объяснялись просто: одна нога была короче другой. По одним данным, на шесть, а по другим – на одиннадцать сантиметров. Любопытно, что Гарринча, несмотря на свой физический недостаток, пользовался большим успехом у женщин. Правда, умер он в полной нищете. Но на его похороны собралась едва ли не вся страна. И на его памятнике выгравировано: «Здесь похоронен тот, кто был радостью всего народа».

«Был бы глаз второй бы у Тостао»

Чемпионат мира 1970 года и игра сборной Бразилии, но уже без Гарринчи, произвели неизгладимое впечатление на умы миллионов футбольных болельщиков в разных странах. Не оставило это событие равнодушным и Владимира Высоцкого. Он написал знаменитую песню про героев мундиаля. Ту самую, где «Фиорентина» предлагает «мильон за Бышовца», а «Пеле ест крем-брюле вместе с Жаирзиньо». Но не все запомнили строчку: «Был бы глаз второй бы у Тостао – он вдвое больше б забивал голов». Современники могут воспринять слова Высоцкого буквально. На самом деле у легендарного бразильского бомбардира было отслоение сетчатки. Больным глазом он едва мог отличить день от ночи. Но, несмотря на недуг, много забивал. К сожалению, вскоре после чемпионата мира-1970 из-за проблем со зрением Тостао был вынужден завершить карьеру в возрасте 26 лет. Интересно, что, повесив бутсы на гвоздь, он освоил профессию врача-офтальмолога.

Но если история с Тостао известна всему миру, то мало кто знает, что и у самого короля футбола Пеле тоже были проблемы со зрением. На его близорукость долгое время просто не обращали внимания, однако перед все тем же чемпионатом мира 1970 года болезнь стала сильно прогрессировать. И тренерский штаб во главе с Марио Загало долго думал, стоит ли брать Пеле на мундиаль. В итоге пришли к выводу, что бразильцы не поймут, если такой футболист не поедет на свое четвертое мировое первенство. И не ошиблись – это был звездный час великого игрока.

В советском футболе тоже были игроки, которые были вынуждены постоянно бороться не только с соперниками, но и со своими недугами. Например, великий Лев Яшин с юности страдал язвой желудка. Сказывались военное детство и плохое питание. Иногда вратарь просто места себе не находил от сильных болей. Тренеры и врачи закрывали глаза на то, что Яшин для того, чтобы снять стресс и боль, курил, а иногда и выпивал. Язвой желудка он мучился до конца жизни. Его партнер по «Динамо» и сборной СССР, один из лучших нападающих мира 60-х годов Игорь Численко, был гипертоником. Иногда он выходил на поле с давлением 220 на 170. Были случаи, когда оно подскакивало еще выше. Обычному человеку врачи бы прописали полный покой и постельный режим, но Численко бегал и выкладывался полностью. Заходя в перерыве в раздевалку, он без сил падал на лавочку. Случалось, в такие моменты его просто рвало кровью. Но, возвращаясь на поле, он снова бился, как лев, и никто из тысяч болельщиков не мог даже заподозрить, что Численко вообще противопоказаны большие физические нагрузки.

"