Posted 19 июня 2012,, 20:00

Published 19 июня 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:36

Updated 8 марта, 05:36

Футбольный тренер Валерий Газзаев

Футбольный тренер Валерий Газзаев

19 июня 2012, 20:00
После провального выступления сборной России на Евро-2012 и ухода из нее Дика Адвоката вновь разгорелась старая дискуссия о том, кто должен руководить национальной командой – доморощенный специалист или иностранец. Из лагеря «своих» тренеров главным фаворитом на вакантное место считается Валерий ГАЗЗАЕВ. Примечательно,

– Валерий Георгиевич, что нужно делать для того, чтобы мы постоянно сражались с Европой на равных?

– Сейчас в российский футбол вкладываются очень большие деньги. Свои стадионы собираются строить ЦСКА и «Спартак». «Динамо» готовится реконструировать главную арену в Петровском парке. Еще один современный стадион построят в Питере. Но для того чтобы произошел очередной качественный скачок в развитии нашего футбола, этого мало. Нужно реорганизовать весь наш чемпионат. Важно как можно скорее перейти на европейскую систему розыгрыша первенства – «осень-весна». Всего-то и нужно: поменять местами первый круг со вторым. Стартовать будем в начале осени, когда все поля в идеальном состоянии, а финишировать – в мае. В итоге решающие матчи будут проводиться не в экстремальных, а в нормальных условиях.

– Далеко не все разделяют эту точку зрения...

– Оппоненты ссылаются прежде всего на погодные условия, качество полей. Но аргументов за переход на европейскую систему гораздо больше. Получается, что наши команды начинают готовиться к сезону в середине января, а заканчивают его в ноябре и даже в декабре. Ведущие футболисты проводят за сезон более пятидесяти матчей, а это очень большая нагрузка. Вот и жалуются тренеры, что их подопечным не хватает свежести. С переходом на систему «осень-весна» будет возможность дать игрокам немного отдохнуть и летом, и зимой. Но самое главное, что пока мы с Европой живем в разных измерениях. Поэтому и наш чемпионат на Западе освещается постольку-поскольку. Неудивительно – когда мы играем, у них перерыв.

– У ЦСКА сейчас самый большой бюджет в премьер-лиге?

– Самый большой – в другом известном коллективе. Из Северной столицы.

– Но в армейской команде тоже играют миллионеры?

– Скажем так: обеспеченные по российским меркам молодые люди. Они самостоятельные, уверенные в себе. У них есть возможность получать приличные деньги за хорошую работу. И они этим пользуются. Это нормально.

– Среди ваших подопечных нет военнослужащих?

– Те времена давно прошли. Это в Советском Союзе почти все игроки ЦСКА и «Динамо» были аттестованными, то есть носили погоны. И, конечно, нам приплачивали за выслугу лет и за звездочки. Теперь и политика, и экономика в стране изменились.

– Вы, насколько известно, «демобилизовались» из рядов милиции в чине старшего лейтенанта?

– Да. Когда играл в «Динамо», получил это звание. Теперь уже в запасе.

– А после победы ЦСКА в Кубке УЕФА вас не повысили уже по линии Министерства обороны?

– Нет, сейчас другие способы поощрения.

– Даже Владимир Жириновский до полковника уже дослужился…

– Ну, он-то фигура политическая... В моем случае даже разговора ни о чем подобном не было. Да я даже об этом и не думал.

– Вообще Министерство обороны клубу как-то помогает?

– Да, у нас, естественно, остались крепкие связи с министерством. Но нам помогают только в решении глобальных вопросов. Например, таких, как строительство своего стадиона. Сами понимаете, насколько сложно получить разрешение на это и избежать волокиты. А вот источники финансирования клуба совсем другие, никак не связанные с оборонным ведомством. А еще руководители министерства часто приходят на матчи, болеют за команду.

– Пригласить в ЦСКА футболиста под видом призыва в армию сейчас возможно?

– Нет, конечно. Сейчас надо платить за игрока деньги. И немалые.

– К легионерам в клубе отношение особое?

– У них, конечно, другой менталитет, иная культура. И мы это учитываем. Но каких-то особых условий для них не создаем. У нас со всеми футболистами выстроены профессиональные отношения. Есть контракты, в которых тщательно обговорены обязанности клуба и спортсменов. Руководство ЦСКА создает все условия для подготовки футболистов к соревнованиям. Иностранцы, помимо выполнения своих непосредственных обязанностей, должны с уважением относиться к нашей стране и культуре. В России надо жить по нашему уставу. А если кому-то не нравятся наши порядки, то пусть он держит свое мнение при себе.

– Как дела у иностранцев с изучением русской ненормативной лексики?

– О, это они запоминают в первую очередь.

– Следите за тем, как ваши подопечные соблюдают спортивный режим?

– Есть тренировки с играми, а есть отпуск. Вот недавно я прочитал в одной газете: «Футболисты в отпуске пьют пиво, песни поют». А что в этом такого? Что, они должны закрыться в гостиничном номере и думать только о футболе?

– То есть выпивать в отпуске футболисты могут?

– Могут, конечно. Обычную воду. Или, допустим, кефир. Наверное, кто-то кое-что себе позволяет… Но все уже взрослые люди, должны понимать, что и когда можно. И мы – руководство и тренеры – стараемся выстраивать с ребятами доверительные и вместе с тем профессиональные отношения. Любая, даже самая яркая, капризная звезда должна подчиняться командным интересам.

– Валерий Георгиевич, на ваш взгляд, допустимо ли сравнивать поколения – например, ваше, игравшее в 70-х или 80-х годах, с нынешним?

– Понимаете, все очень быстро меняется. Сам футбол сильно изменился. И молодежь сейчас более продвинутая, смекалистая. Это я замечаю даже по своим детям. Они не такие, как мы. Другие. Да, мы должны думать о своем прошлом, ведь без него нет будущего. Но говорить молодым людям, что в наше время было вот так – и это было правильно, а сейчас эдак – и поэтому неправильно, на мой взгляд, нельзя.

– Последний вопрос. В ЦСКА ведется какая-то работа с болельщиками, которые, к сожалению, ведут себя на трибунах не всегда адекватно?

– Да, конечно. Существует, например, клуб любителей спорта ЦСКА. Вообще мне всегда нравилась эмоциональность фанатов, если она, конечно, не выходила за разумные рамки. Каждый игрок должен кожей чувствовать дыхание трибун, слышать реакцию болельщиков. Без эмоций футбол мертв.

"